Комитет по образованию и делам молодёжи при администрации города Алейска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей
Принята на заседании МО учителей химии
Руководитель МО
Вайс А.П.
Протокол № 1 от 29.08.2013
| Согласована с заместителем по УВР
---------------Стукаленко Т.Н.
| Утверждаю
Директор МБОУ -лицей
___________С.И. Вапилова
|
Рабочие программы
Образовательная область Естествознание
Предмет Химия
Третья ступень обучения ( 11 класс) Общеобразовательный уровень
Срок реализации программ 01.09.2013 – 31 .05.2014
Разработаны на основе авторской программы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская
М. « Русское слово» 2008
Составитель:
Учитель химии Л.Л. Якушенко
г. Алейск
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии(( Часть 2 полное общее образование) и авторской программы Новошинский И.И. , Новошинская Р.С. « русское слово», 2008г. Она определяет содержание общеобразовательного уровня курса химии 68 часов ( 2 часа в неделю)из них 4 часа –резервное время и предназначается для использования в 10( 11) классах общеобразовательных школ.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Требования к результатам усвоения учебного материала за курс органической химии Учащиеся должны знать:
-основные положения теории хим.строения органических веществ
-понятия: об изомерии, гомологии, простых и кратных связях между атомами,
-важнейшие функциональные группы органических веществ
-химическое строение, свойства, нахождение в природе практическое значение изученных углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ
-отличие органических веществ от неорганических
- определение полимеров, их строение, способы получения на примере искусственных и синтетических полимеров
-биологически активные вещества , их химическую основу, физиологическое действие на организм
Учащиеся должны уметь:
-составлять структурные формулы органических веществ изучаемых классов
-распознавать изомеры по структурным формулам
-составлять уравнения хим. реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения
-объяснять свойства веществ на основе их хим. строения
-разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ
-выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам
-производить расчеты по хим. формулам и уравнениям с участием органических веществ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
| Название раздела
| Кол-во часов
| Лабораторные,
практические работы
| практические работы
| Контрольные работы
|
| Введение в органическую химию
| 5
| 0
| 0
| 0
|
| Предельные углеводороды
| 8
| 1
| 1
| 1
|
| Непредельные углеводороды
| 9
| 2
| 0
| 0
|
| Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов.
| 8
| 1
| 0
| 1
|
| Спирты. Фенолы. Амины.
| 7
| 2
| 0
| 0
|
| Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные.
| 12
| 5
| 1
| 1
|
| Углеводы.
| 8
| 0
| 2
| 0
|
| Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии.
| 8
| 1
| 1
| 1
|
| Биологически активные вещества.
| 2
| 0
| 0
| 0
|
| Итого
| 67 час
| 12
| 5
| 4
| Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения
Изменения в рабочей программе
Из резервного времени добавлены часы для более углубленного изучения следующих тем:
- Непредельные углеводороды(1час)
-Циклические углеводороды Природные источники углеводородов( 1час)
10к класс
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Количество часов
|
|
|
|
| Лабораторные опыты
|
|
|
|
| Практические работы
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Зачеты
|
|
|
|
|
10б класс
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Количество часов
|
|
|
|
| Лабораторные опыты
|
|
|
|
| Практические работы
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Зачеты
|
|
|
|
| |