Человеческое тело как средство коммуникации (как текст)





Скачать 251.54 Kb.
НазваниеЧеловеческое тело как средство коммуникации (как текст)
страница1/2
Дата публикации23.06.2014
Размер251.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2




Власова Е.В.
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст)
Не существует практически ни одного движения души, ни одной эмоции, которые нельзя было бы выразить телесно. Но, как и в вербальном варианте: одни владеют языком лучше, другие хуже; одни используют изысканную литературную речь, другие – сленг; одни оказываются способны подыскать адекватные слова (жесты, позы), другие – страдают косноязычием и даже алексией (а на уровне тела – неразвитой телесностью).

Почему важно овладеть языком тела, его использованием и пониманием? Потому что, во-первых, это очень экономное и эффективное средство передачи информации: иногда жест, взгляд или поза дает нам более исчерпывающую информацию, чем длинная речь. Во-вторых, тело и телесность респондента могут дать специалисту (врачу, психологу, преподавателю, воспитателю, менеджеру) такую информацию, которую сам респондент не осознает. В-третьих, люди иногда обманывают и скрывают истинные намерения и отношения за словами. «Телом» обмануть можно, но это гораздо сложнее, потому что телесное реагирование зачастую непроизвольно и неосознанно. «Невербалика» дает более правдивую информацию, чем слова.

Из каких же компонентов складывается этот язык тела и телесности? В популярных изданиях на эту тему обычно описывают семантику мимики, поз и жестов, но это не исчерпывает язык тела. Не претендуя на абсолютную истину, выделим следующие семантические компоненты тела и телесности.

  1. Конституция, габитус, выражение лица, взгляд…

  2. Тонус: а) мышечный (осанка);

б) сосудистый (пульс)

  1. Состояние поверхностей тела: цвет кожных покровов и слизистых, ногтевых пластин, волос, тургор кожи, ее запах и чистота (нечистота).

Считается, что возраст женщины выдают ее руки и шея. По рукам легко определить и сферу занятости человека: есть даже понятия «руки рабочего» и «руки интеллигента».

Внимательный врач, глядя на желтые склеры пациента или на его синие ногти, с большой долей вероятности может выдвинуть предварительный диагноз.

  1. Дыхание, различные паттерны дыхания:

а) Соответствуют различным психическим состояниям (мы по-разному дышим, когда волнуемся и когда спокойны, когда спим и когда бодрствуем);

б) Являются симптомами различных заболеваний (например, одышка астматиков, дыхание Чейна-Стокса, дыхание Блота, дыхание Куссмауля, апнейстическое дыхание, гаспинг и т.д.)

  1. Состояние внутренних тканей (мышцы, кости, нервная ткань, мозг, эпителий…) и жидкостей тела (кровь, слюна, моча, лимфа, синовиальная жидкость, грудное молоко, гной, слизь и т.д.)

Разумеется, этот компонент труднее поддается изучению и поэтому принимается во внимание, главным образом, специалистами: врачами и учеными.

  1. Речь. Ее тембр, ритм, звонкость или хриплость голоса, сила звука (громко-тихо), интонация, дикция, артикуляция – все имеет значение. Важнейшую роль играет смысл произносимого (особенно для психиатров, дефектологов, педагогов), а также способ построения фраз. Эти два последних момента наглядно демонстрируют связь мышления и речи. Как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает…

  2. Телодвижения:

а) Сложные произвольные телодвижения, требующие навыков и точного воспроизведения, а значит – и специального научения (труд, танец, пантомима, спорт, массаж…);

б) Непроизвольные, но поддающиеся произвольной коррекции (поза, походка, жесты, мимика, простейшие движения);

в) Преимущественно непроизвольные (тремор, озноб, чихание, кашель, тики, конвульсии, судороги, навязчивые движения, недержание и т.д.)

  1. Деформации тела в результате травм, болезней, вредных привычек (сколиоз), возраста (сутулость, мимические морщины, шаркающая походка…)

  2. Культурно-обусловленные деформации. Татуировки, шрамирование, прокалывание, искусственное увеличение или уменьшение, а также деформация различных частей тела – груди, стоп, талии, икр, черепа, лица, зубов, половых органов и т.д. и т.п.

  3. Одежда – наша «вторая кожа», обувь, прическа, косметика, боди-арт – это очень важное «инобытие» тела и телесности, способное очень много рассказать об индивидуальности человека, его вкусе, пристрастиях, образовании, социальном статусе и о многом другом.

И на этом уровне уже возможна большая коррекция в желаемую сторону, что и используется имиджмейкерами, людьми шоу-бизнеса, разведчиками, мошенниками и др.

Телесные «послания» могут быть:

  1. Непроизвольными, неосознанными, природными, инстинктивными.

  2. Осознанными, специально организованными, культурными.

  3. Сознательно преувеличенными, демонстративно усиленными, например, с целью просигнализировать: «Мне плохо, я нуждаюсь в поддержке…» или «Раздели мою радость!»

Коммуникативные возможности человеческого тела многократно увеличиваются в силу того, что отдельные части человеческого тела могут наделяться символическим смыслом; их изображение иногда используется как элемент декора в архитектуре, живописи, интерьере жилища и в одежде для того, чтобы выразить замысел художника, привлечь внимание публики, выполнять магические функции, например, оберегать от сглаза или способствовать плодородию.

Губы американской кинодивы Мэй Уэст вдохновили Сальвадора Дали на создание диванчика, который вызывает эротические и сексуальные аллюзии. Обереги от сглаза, как правило, имеют форму глаза или зрачка.

Жители Римской империи верили, что изображение мужского органа несет в себе силу плодородия и процветания, а также защиты от злых духов. Изображения фаллосов выбивали на мостовых, выкладывали из кирпича на внешних стенах зданий, развешивали бронзовые колокольчики-фаллосы над дверями в прихожих. Римские мальчишки носили ожерелья из коралловых и янтарных изображений мужского члена. В роскошном доме Веттиев в Помпеях был сооружен фонтан в виде статуи Приапа, бога мужественности и плодородия, причем его пенис был приспособлен под водосточную трубу. Рядом со статуей находится хорошо сохранившаяся фреска с изображением этого же бога. Все это предназначалось для защиты дома и его процветания.

Все это зафиксировано в истории культуры.

Все это мы можем увидеть в жизни. Все это хорошие художники отражают в своих произведениях, и это помогает им более тонко и глубоко раскрывать духовный мир своих героев и их взаимоотношения друг с другом. Возьмем для примера известное произведение Кобо Абэ «Женщина в песках» и попытаемся посмотреть на него с точки зрения того, какую информацию дает нам, читателям, внимание писателя к телу и телесности главных действующих лиц.

«Уровень цивилизации пропорционален степени чистоты кожи. Если у человека есть душа, - размышляет главный герой, мужчина, - она, несомненно, обитает в коже. Стоит только подумать о воде, как грязная кожа покрывается десятками тысяч сосков, готовых всосать ее. Холодная и прозрачная, как лед, мягкая, как пух, - великолепное вместилище для души… Еще минута и кожа на всем его теле сгниет и отвалится… Под кожей, жаждавшей воды, закопошились мириады раненых тысяченожек» [1; 90].

Женщина, с которой мужчина по воле судьбы оказался в глубокой песчаной яме, попросила его почесать шею за ухом. «Застигнутый врасплох, он не мог отказать. Между кожей и коркой песка был слой густого пота, напоминавшего разлезшееся масло. Было ощущение, что ногти проходят сквозь кожу персика. [1; 89].

Мужчина разозлился: «В три погибели тебя скручу, но заставлю признаться, что ты во всем виновата!» При одной мысли об этом по телу пробежали мурашки, и ему даже почудилось потрескивание, точно от кожи отдирали засохший клей. Кожа будто ощущала ассоциации, связанные со словом «скручу»… Двадцатилетнего мужчину возбуждают мысли… Сорокалетнего – возбуждает кожа».[1; 71]

«Он, помнится, читал стихотворение о том, как мальчику, которого била лихорадка, приснилось, что его заворачивают в прохладную серебряную бумагу. Кожа, задохнувшаяся под слоем пота и песка, постепенно охлаждается, начинает дышать. Запах женского тела точно проникает через ожившую кожу, слегка волнует его».[1; 63]

«Он неистово набросился на нее, подстегивая вновь проснувшееся желание… Он снова стал распалять себя, будоража воображение разными рискованными ситуациями, целуя ее грудь, терзая тело, которое от мыла, пота и песка казалось покрытым машинным маслом, смешанным с железными опилками…» [1; 114]

Писатель не теоретизирует по поводу нечеловеческих условий жизни в этой деревне в дюнах, а дает нам это ощутить, например, обращая внимание читателей на омерзительные запахи, которые хоть и имеют естественное происхождение, но вызывают отвращение и протест. «Женщина бочком пододвинулась ближе. Ее округлые колени уперлись ему в бедро. Вдруг разлился густой запах стоялой протухшей воды, исходившей у нее изо рта, носа, ушей, подмышек, от всего тела » [1; 71]

«… Кажется, где-то чистят сточную канаву? Или, может быть, происходит какая-то особая химическая реакция между дезинфекцией, разбрызганной в коридоре, и запахом чеснока, который исходит у вас изо рта…?» [1; 84]

«Вокруг женщины распространялся резкий запах: так пахнет, когда варят жилистое мясо».[1; 99]

Интересно то, что когда главный герой Кобо Абэ духовно смирился с этой скотской жизнью, он и сам, став частью этого мира, стал также отвратительно пахнуть. В этом смысле запах – это и конкретная данность, и знак (метка) принадлежности. «В ботинки набился песок и смешался с потом – больше невозможно было терпеть. Он с трудом стянул носки и подставил их ветру. Почему там, где обитает животное, такой отвратительный запах?.. Хорошо бы животные благоухали цветами… Да нет, это пахнут его ноги… И, как ни парадоксально, мысль эта почему-то была ему приятна… Кто-то говорил, что нет ничего лучше серы из своего уха – она вкуснее, чем сыр… Ну, может, это преувеличение, но и в запахе своих гнилых зубов есть что-то привлекательное – его хочется вдыхать и вдыхать без конца.»

«Когда он попытался заглянуть внутрь лачуги, в нос ему ударил настоящий запах псины. Запах животного сильнее философии. Был один социалист, говоривший, что ему близка душа корейца, но он не может выносить его запаха… Запах здесь, пожалуй, его собственный, но при всем желании сделать себе комплимент он не смог бы назвать его приятным...» [1; 121-122]. И хотя мысленно и деятельно мужчина еще стремился к свободе, его дурно пахнущее тело стало знаком животного существования и метафорой этого природного, но противоестественного для современного цивилизованного человека образа жизни.

Развивая образ «человек – животное», Кобо Абэ проводит множество аналогий телесности человека и лошади, человека и ворон, человека и насекомых [1; 135-136], человека и собаки. «Одно ухо у нее было разорвано, непропорционально маленькие глаза глядели зло… Шерсть лохматая, висит клочьями… Какая-то болезнь у нее, что ли, - вся морда в струпьях… Она растянула тонкие губы и оскалила желтые клыки, на которые налип песок…» [1; 120]. А история о стрижке собаки, которую мужчина рассказывает женщине, вообще поднимается до притчи и побуждает к философским обобщениям.

«Хотите, я вам расскажу одну интереснейшую историю… Это было давно. В комнате, которую я снимал, я держал никуда не годную собаку, дворняжку… С удивительно густой шерстью, и она не линяла даже летом… У нее всегда был такой мрачный вид, что я решил подстричь ее… и вот, когда я уже закончил стрижку и собирался выбросить состриженную шерсть, собака, не знаю, что уж ей померещилось, вдруг завыла, схватила в зубы ком этой шерсти и убежала на свое место… Может быть, она приняла состриженную шерсть за часть своего тела и жалела расстаться с ней…» [1; 58]

Желая показать, насколько несущественными и никчемными оказываются достижения культуры в этой беспросветно дикой ситуации, писатель, характеризуя состояние своего героя, живописует: «Мужчина взмок и начал плавиться как воск. Поры его источали пот… Тело такое тяжелое, будто в железных доспехах лежишь на магните. Он изо всех сил напрягал зрение, но в тусклом свете, пробивавшемся через дверь, иероглифы в газете казались застывшими лапками дохлых мух…» [1; 72]

Чрезвычайно важным средством налаживания контактов и взаимопонимания является взгляд, значимость которого была высоко оценена еще древними египтянами. Вот лишь несколько примеров того, насколько значимо может быть выражение глаз.

«Мужчина спрашивает женщину: «Что вы такое натворили, что в глаза односельчанам смотреть не можете?» Заспанные глаза женщины широко раскрылись от удивления. Они налились кровью, точно раскалились, ему показалось даже, что в комнате стало светлее» [1; 70]

«Он приблизил лампу к ее лицу, пытаясь прочесть по глазам. Сначала он даже не поверил. В них не было ни злобы, ни ненависти, а лишь бесконечная печаль и, казалось, мольба о чем-то. Быть не может… Наверное, кажется… «Выражение глаз» - это просто-напросто красивый оборот… Разве может быть в глазах какое-то выражение, если глазное яблоко лишено мускулов? Но все же мужчина заколебался и протянул было руки, чтоб ослабить полотенце, стягивавшее ей рот…» [1; 80]

Описание кинестетических ощущений героев (веса, массы) оказывается очень важным для характеристики их физического состояния и внутреннего мира. Невозможно забыть описание жажды. «Мужчина проснулся. Что-то клейкое и горячее жгло язык. Руки и ноги тяжелые, как резиновые подушки, полные воды. Горло конвульсивно сжималось. Подступила тошнота. Он нагнулся, живот сжала спазма. Его вырвало желчью. Потекли слезы. Головная боль точно свинцовым листом придавила глаза…» [1; 101] «В глазах разливается горячая ртуть… Кости стали мягкими, как у консервированной рыбы. Жажда билась уже где-то в висках. И мелкие ее кусочки рассыпались по поверхности сознания темными пятнами. Вытянув вперед подбородок, положив руки на живот, он боролся с рвотой…» [1; 102]

И как великое избавление – ведро воды. «Он сразу же опустил в ведро лицо, и все его тело превратилось в насос. Он поднимал голову, передыхал и снова припадал к ведру. Когда он в третий раз оторвался от ведра, с его носа и губ лилась вода, он задыхался. У него подогнулись колени, глаза закрылись. Теперь была очередь женщины. Она ему не уступала: издавая звуки, будто тело ее резиновый поршень, она в мгновение отпила половину ведерка…» [1; 103]

«Перенеся всю тяжесть тела на пальцы ног, так что они до боли врезались в песок, он решил: сосчитаю до десяти и выскочу… Но досчитал до тринадцати – и все не мог решиться. Наконец, отсчитав еще четыре вздоха, он вышел из-за укрытия». [1; 78]

«…Веревка поползла вверх. Тяжесть его болтающегося тела, значительно большая, чем он предполагал, вырывает веревку из рук. Мужчина вцепился в нее с двойной силой… Неожиданно он почувствовал невесомость и поплыл в пространстве… Ощущение как при морской болезни разлилось по всему телу; веревка, которая до этого чуть ли не сдирала кожу с рук, теперь бессильно лежала в ладонях. Эти мерзавцы отпустили ее!» [1; 81]

«Женщина, вытянув подбородок, тяжело дышала. От ее слюны, смешанной с песком, полотенце стало серым и тяжелым, как дохлая крыса. Синие следы от врезавшегося полотенца, казалось, никогда не исчезнут. Чтобы размять одеревеневшие щеки, ставшие твердыми, как вяленая рыба, она беспрерывно двигала нижней челюстью…» [1; 83]

«Пальцы, взявшие сигарету, слегка дрожали. Прикурив от лампы, он медленно и глубоко затянулся, и аромат опавших листьев разлился по всему телу. Губы онемели, перед глазами повис тяжелый бархатный занавес. Будто от удара, у него закружилась голова, охватил озноб. Крепко прижав к себе бутылку, с трудом сохраняя равновесие, он медленно пошел в дом. Ноги не слушались. Голова, точно стиснутая обручем, все еще кружилась. Он хотел посмотреть туда, где была женщина, но никак не мог повернуть голову…» [1; 86]

«Рубаха, штаны на коленях взмокли. Песок, налипший на пот, и цветом и на ощупь – точно недопеченная пшеничная лепешка. Он забыл прикрыть лицо, поэтому в носу и во рту пересохло, как на рисовом поле зимой». [1; 89]

«Прямые лучи солнца жгла нестерпимо. Сжавшиеся до точки зрачки… Желудок, дрожащий как медуза… Острая боль, сковывающая лоб… Нельзя больше терять ни капли пота… Это предел…» [1; 95]

«Мужчина сел на лопату и стал закуривать. С третьей спички он наконец закурил. Усталость, точно тушь, вылитая в воду, расходилась кругами, расползалась, как медуза, превращалась в причудливый орнамент, в схемы атомных ядер и, наконец, растворилась… Мужчина стер пот, высморкался пальцами, стряхнул песок с головы. Песчаные узоры у него под ногами были похожи на гребни разом застывших волн. Будь это звуковые волны, какая бы здесь звучала сейчас мелодия? Если зажать нос щипцами для угля, забить уши сгустком крови, выбить молотком зуб за зубом, то и тогда человек смог бы, наверное, напеть ее. Но это слишком жестоко, да и все равно музыка будет не та… Вдруг ему показалось, что его глаза, подобно птицам, взвились высоко в небо и оттуда внимательно смотрят на него. И не кто иной, как он сам, думающий о странности всего происходящего, ведет очень странную жизнь…» [1; 110]

«С ног до головы засыпанный песком, не в силах пошевелиться, он похож на кошку, посаженную в бумажный мешок». [1; 123]

«От слишком большого напряжения ноги ослабли, будто из них вытянули сухожилия… Во рту появился вкус крови, смешанный с медом. Он хотел сплюнуть, но слюна была вязкой и никак не выплевывалась. Пришлось выгребать пальцем… Ботинки полны песка, пальцы болят. Он в момент разулся и побежал босиком… Но почему-то очень трудно бежать. Ноги отяжелели. И тяжесть какая-то необычная. Он не просто чувствовал ее – ноги действительно стали уходить в песок. Точно снег, подумал он, когда ноги до половины голени были уже в песке. Испугавшись, он попытался вытащить одну ногу, но другая увязла до колена. Он изо всех сил старался выбраться, но чем больше бился, тем глубже погружался. Ноги утонули уже почти до бедер. Тону… Тону… Вот уже и по пояс в песке. Что же делать? Если удастся увеличить площадь соприкосновения с песком, давление тела в каждой точке уменьшится, и он, пожалуй, перестанет погружаться… Раскинув руки, он лег грудью на песок… Но было поздно. И хотя он лежал на животе, нижняя честь тела застыла в вертикальном положении. У него болела поясница, и он уже не мог больше оставаться изогнутым под прямым углом. Да и любой, даже тренированный спортсмен, не сумел бы долго пробыть в таком положении. Страх, затаившийся где-то глубоко в горле, вдруг вырвался наружу. Мужчина раскрыл рот и взвыл как животное: «Помогите!»». [1; 133]

Когда мужчина сумел добыть из-под песка воду, «он не мог сдержать радостного смеха. Хотя он должен был молчать о своей «надежде», очень трудно было скрыть переполнявшую его сердце радость. Неожиданно мужчина закричал тонким голосом, охватил сзади женщину, стелившую постель. Но она вывернулась, а он упал на спину и стал смеяться, дрыгая ногами, будто живот ему щекотал бумажный шар, наполненный легким газом. Ему казалось, что рука, которую он держал у лица, свободно плавает в воздухе.

По-прежнему находясь на дне ямы, он испытывал такое чувство, будто поднялся на высокую башню. Может быть, весь свет вывернулся наизнанку, и теперь возвышенности и впадины поменялись местами». [1; 152]

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconТемы вашего учебного проекта Диалекты как средство коммуникации в Австрии и Швейцарии
Название темы вашего учебного проекта Диалекты как средство коммуникации в Австрии и Швейцарии
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconРефератов по дисциплине «Инновационные маркетинговые коммуникации»
Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство формирования спроса на товары и услуги
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconБыл ли «естественный человек»?
Человеческое тело — 69. Магические заклинания — 70. Мандала и священный огонь — 72
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconЭлективный курс по литературе “Мораль сей басни такова…”
Жанр басни имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconBook illustration as means of visual communication are in context...
Книжная иллюстрация как средство визуальной коммуникации в контексте украинской графики 80-90-х гг. ХХ столетия
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей фотостудии...
Объединяя искусство фотографии и компьютерные технологии, цифровые фотокамеры используются одновременно и как средство для создания...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconБыстрота в боксе
Бокс ■— сложный и мужественный вид спорта приоб­ретает все большее признание не только как эффектив­ное средство в деле разностороннего...
Человеческое тело как средство коммуникации (как текст) iconАнкета Когда Вам нужна конкретная статья (полный текст), какой поисковой...
В рамках «нашей» терминологии это означает, что мы хотим выяснить, как и насколько мирно сочетаются / конкурируют / вытесняются традиционные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск