Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики





Скачать 92.44 Kb.
НазваниеКонтрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики
Дата публикации30.06.2014
Размер92.44 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Контрольно – измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсальных умений для разрешения возникающих в жизни проблем.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.


Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу экономики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Например, для учащихся пятых и шестых классов проекты могут быть небольшие (на один урок):

  • 5 класс – мини-проект «Предпринимательская идея школе», созданная с помощью MS PowerPoint;

  • 6 класс – мини-проекты: «Идеальный магазин», «Кафе», «Завод» и другие проекты.

Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:

  • 7 класс – проекты: «Я – потребитель», « Я – квартиросъемщик», включающие мониторинг умений потребителя пользоваться законами и знаниями своих прав.

  • 8 класс – проект «Человек на рынке труда», включающий разные виды информации.

  • 9 класс –проект «Моя фирма»

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно: в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

К образовательному проекту старшеклассник может подключиться самостоятельно, если он уже обучен работе с телекоммуникационными системами и обладает умениями использования соответствующих средств ИКТ. При реализации метода проектов вся проектная деятельность направлена на обучаемого, и не столь важно, пересекается он с ней в школе или дома. Самостоятельность в выборе учебной траектории позволяет школьнику выйти на новый, более высокий уровень работы с информационными и коммуникационными технологиями и рассматривать их как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося. 
Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, выполненных учащимися. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники и даже сам проектант. Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.

Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки.

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему







2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;;;;44444444;;;;;;;;

  • подобрать вопросы рефлексии;

  • организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:

  • сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;

  • целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

  • при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.


В данном опыте предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.

I. При оценивании технологии  подачи материала учитывается:

  • работа с текстом: оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;

  • формулировка и оформление доклада;

  • дизайнерское решение презентации;

  • абсолютное владение данной темой;

  • максимальное привлечение внимания аудитории;

  • получение отзывов у аудитории.

II. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов)

  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов)

  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8 – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания предмета экономики, определенной темы, осваиваемой учащимися. При этом в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. И здесь в качестве эффективных средств педагогического измерения используются тесты.
В последнее время благодаря развитию информационных технологий и компьютерной техники, широкое применение в образовании получают компьютерные тесты в качестве эффективных средств педагогического измерения. Их эффективность обуславливается возможностью оперативного проведения тестового контроля и быстротой обработки результатов. Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.


Содержание теста выражается в одной из четырех основных форм заданий. Это:

1) задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;

2) задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности действий.

В новых вариантах психологических и педагогических теорий тестов больше внимание стало уделяться характеру умственной деятельности учащихся в процессе выполнения тестовых заданий различных форм.

Содержание теста не может быть только легким, средним или трудным. Легкие задания теста создают только видимость наличия знаний у учащихся, потому что ими проверяются минимальные знания. Искажает результаты тестирования и подбор заведомо трудных заданий, в результате чего у большинства обучаемых оказываются заниженные баллы. Ориентация на трудные задания нередко рассматривается как средство усиления мотивации к учебе. Однако это средство действует неоднозначно. Одних трудные задания могут подтолкнуть к учебе, других − оттолкнуть от нее. Подобная ориентация искажает результаты и в итоге, снижает качество педагогического измерения.

Если тестируется слабая, по подготовленности, группа учащихся, то оказывается, что трудные задания теста просто не работают, потому что ни один учащийся не может правильно на них ответить. Такие задания из дальнейшей обработки данных изымаются. В адаптивных контролирующих системах они не предлагаются. Содержание теста для слабых учащихся будет заметно отличаться от содержания теста для сильных учащихся. У последних, наоборот, не работают легкие задания. Таким образом, содержание традиционного теста существенным образом варьирует в зависимости от уровня подготовленности тех групп учащихся, на измерение знаний которых нацелен тест.

Литература
  1. Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/


  2. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

  3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

  6. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М.: «Форум», 2005.

  7. Корсак К. О качестве систем педагогических измерений //Народное образование. 2002. №4

  8. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг, 2001.

  9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., «Интеллект центр», 2001.

  10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: ЛОГОС, 2002.

  11. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

  12. http://www.idppo.kubannet.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики icon«Служебные части речи»
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2010. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconПояснительная записка Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика»
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2009. — 96 с. — (Контрольно-измерительный...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы …39

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы...
Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
Контрольно измерительные материалы
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
Контрольно измерительные материалы
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРоль тестовой подготовки в процессе преподавания истории
Учитывая то, что егэ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Контрольно измерительные и диагностические материалы в проектной методике преподавания экономики iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспект лекций 21 Материалы...
Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 260 гум/сп. Специальность 021100...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск