Рабочая программа по окружающему миру 4 класс





Скачать 435.04 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру 4 класс
страница1/3
Дата публикации16.07.2014
Размер435.04 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия № 1404 «ГАММА»
107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: 268-46-86
Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор гимназии 1404 «Гамма» Зам. директора по УВР на заседании кафедры

___________________ ____________________

Раюшкина Н.А. __________________

«31» августа 2013 г. «30» августа 2013 г. «29» августа 2013 г.
Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс
Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

Тарлинская Л.А..
Москва, 2013-2014 учебный

Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе программ учебных предметов, курсов начальной школы (под редакцией Д.И. Фельдштейна), М: Баласс, 2011, Образовательная система «Школа 2100» ФГОС.

Учебники: Окружающий мир. Человек и природа. Учебник- тетрадь. Ч.1,2. 4 класс. Вахрушев А.А. М: Баласс, 2013.

Задачи изучения курса «Окружающий мир»

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребностей участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика учебного предмета.


Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Учебно–методическое обеспечение

- Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях: «Человек и природа», Вахрушев А.А., М. : Баласс 2013

– Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса «Человек и природа» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) – М. : Баласс 2011

–Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир. ч. 1 Человек и природа» (авторы А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина, А.С. Раутиан)

Календарно-тематическое планирование



п/п

Название темы.

Содержание ИКТ

технологий.

Кол-во часов. Дата.

Предметные результаты. (Знания. Умения. Навыки)

Метапредметные и личностные результаты.

Междисциплинарные темы исследования.




Часть 1 Человек и природа 34 часа




Раздел 1 «Как работает организм человека»




1.

Как устроен организм человека

1

Знать:

-основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела

Регулятивные:

- Осуществлять выбор материала по теме для расширения своего познавательного интереса.

Познавательные:

-планирует поиск информации, представляет информацию в виде таблицы, схемы

Коммуникативные:

- понимает позиции разных участников и может продолжить их логику мышления.

Здоровье – наше богатство.

Центральная идея:

Как зависит здоровье от образа жизни?





2.

Кожа - «пограничник» организма

1

Знать:

- понятие «кожа»

- строение кожи

- роль кожи

Уметь:

- соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека

Регулятивные:

-самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения;

-составляет план решения проблемы;

-работает по плану.

Познавательные:

-отбирает необходимые для решения учебной задачи источники информации;

- извлекает информацию, представленную в разных формах;

- преобразовывает информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других;

слушать других и принимать другую точку зрения.

Ключевой вопрос

- как работают системы человеческого организма?

- что такое здоровый образ жизни?

- полезные и вредные привычки.




3.

Как человек двигается

1

Знать:

- внутренний скелет, его преимущества и недостатки.

- кости и их прочность

- понятие «сустав»

- понятие «мышцы»

- функции мышц (сокращение и расслабление)

- понятие «кость» прочность костей

- как оказать первую помощь

Уметь:

- оказывать первую помощь

Коммуникативные: - Развиваем умение слушать и понимать других. -  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - Оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в паре и в группах. Регулятивные:  - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - Представлять информацию в виде схемы. - Выявлять сущность, особенности объектов. - На основе анализа объектов делать выводы. - Обобщать и классифицировать по признакам. - Ориентироваться на развороте учебника - Находить ответы на вопросы в иллюстрации







4.

Путешествие бутерброда

1

Знать:

- что такое питание

- органы пищеварения

-понятие о питательных веществах, пищеварении

- о роли органов пищеварения

Уметь:

- следить за режимом питания

- выбирать продукты, полезные для организма

Понимать связь строения и роли органов человека.


Коммуникативные: - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. -Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







5.

Как удаляются ненужные вещества

1

Знать:

- органы выделения

- как выделяются вещества из организма

- понятия «почки»

- функции органов выделения

Уметь:

- оценивать , что полезно для организма, а что- вредно

Коммуникативные: - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. -Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







6.

Для чего и как мы дышим

1




Регулятивные:

- Осуществлять выбор материала по теме для расширения своего познавательного интереса.

Познавательные:

-планирует поиск информации, представляет информацию в виде таблицы, схемы

Коммуникативные:

- понимает позиции разных участников и может продолжить их логику мышления.







7.

Волшебная восьмёрка

1

Знать:

- круги кровообращения

- понятие «артерия», «вены», «капилляры»

Коммуникативные: - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. -Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







8.

Что такое кровь

1

Знать:

- понятие «кровь»

- кровь и её транспортная функция внутри организма

- роль крови в организме

-

Регулятивные:

- Осуществлять выбор материала по теме для расширения своего познавательного интереса.

Познавательные:

-планирует поиск информации, представляет информацию в виде таблицы, схемы

Коммуникативные:

- понимает позиции разных участников и может продолжить их логику мышления.







9.

Почему наш организм работает слаженно

1

Знать

- о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме.

Уметь

- соблюдать правила гигиены, режим дня

Коммуникативные: - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. -Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







10

Окна в окружающий мир

1

Знать

- о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.

Уметь

- применять правила гигиены зрения










11.

Многообразный мир чувств

1

Знать

о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

Уметь

применять правила гигиены слуха




Великие люди планеты.

Центральная идея:

Каков вклад выдающихся планеты в развитие цивилизации.




12.

Родители и дети

1

Знать

- о размножении как свойстве живых организмов.

- понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства

Уметь

правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи




Ключевой вопрос

- талантливые люди прошлого и настоящего,

- как произведения великих творцов развивают личность?

- как жили и творили великие люди?




13.

Отчего мы иногда болеем

1

Знать

- об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения.

- понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах

Уметь:

– оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);

– применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка)










14.

Наши предки - древесные жители

1

Знать

- о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны.

Уметь

работать с учебником










15

На заре человечества

1

Знать

- понятие эволюция.

- этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия)

Уметь

объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного










16.

Контрольная работа № 1

1

Уметь: применять полученные знания и умения на уроках и в жизни










Раздел 2. «Рукотворная природа»




17.

Рукотворная жизнь

1

Знать

- что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь

- различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека.

Понимать

- связи неживой

и живой природы









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру Класс: 2
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая учебная программа по окружающему миру класс (параллель) 3,4...
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, обеспечивающей выполнение требований Федерального государственного...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования...
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск