Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»
Конспект урока по окружающему миру.
На тему: «Кустарники леса».
Гимназия №16, 2 «Г» класс.
Программа: «Школа 21 века».
Выполнила:
студентка 41 группы
Пугачёва Е.Н.
Классный руководитель:
Алёшина Ольга Юрьевна Красноярск 2013
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить детей с кустарниками леса.
Задачи урока: дети знакомятся с кустарниками, которые растут в лесу; расширяют свои знания в хозяйственном использовании кустарников, о пользе их человеку.
Оборудование: презентация, учебник, листочки с информацией о кустарниках (приготовленные учителем).
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
1.Организационный момент.
|
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
|
-Дети садятся.
|
2.Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. УУД: проверка закрепления и усвоения прошлого материала.
|
-На прошлом уроке мы знакомились с деревьями леса, а сегодня познакомимся с кустарниками, которые растут также в лесу. -Но для начала давайте вспомним, о каких деревьях мы с вами говорили на прошлом занятии? -Скажите, что вам больше всего запомнилось об этих деревьях? ( Либо описание, либо использование) -Как вы думаете, а чем же деревья отличаются от кустарников?
-А какой ярус у нас занимают деревья и кустарники?
| -На прошлом занятии, мы говорили о таких деревьях, как дуб, береза, сосна, лиственница.
- У дерева один основной ствол, а у кустарников много стволов-стволики.
-Деревья занимают 1 ярус, а кустарники 2.
|
3.Работа по теме урока. а) работа по учебнику. УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; умение объяснять и способность донести для слушателей прочитанное.
4) Игра. УУД: Способность проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая тот или иной способ осуществления задания;
в) Продолжение работы с темой. Устная работа.
(презентация)
УУД: умение понимать изображения и передавать увиденное с помощью устной речи, умение соотносить увиденное с темой.
|
А сейчас открываем учебники на странице 45. Ваша задача будет в течении 10 минут прочитать информацию про кустарник и приготовить пересказ возле доски. Каждому ряду свой кустарник. 1 ряд- можжевельник (из учебника)+ половине ребятам данного ряда информация о можжевельнике на листочке приготовленным учителем дополнительно. Слайд 1.
2 ряд-барбарис (из учебника) Слайд 2.
3 ряд-калина (из учебника)+ половине ребятам ряда информация о калине на листочке приготовленная учителем дополнительно. Слайд 3
4 ряд-малина (на листочке, приготовленном учителем) Слайд 4.
5 ряд-орешник (на листочке приготовленным учителем). Слайд 5.
6 ряд-шиповник ( на листочке приготовленным учителем). Слайд 6.
- Когда дети будут готовы, выходя к доске их сообщение, будет сопровождаться слайдами с данным кустарником.
-Кто-нибудь, хочет дополнить рассказчика?
Я буду говорить вам название деревьев и кустарников, если вы услышите название дерева, то поднимаете руки вверх, если услышите название кустарника, то вытягиваете руки вперед и садитесь на корточки (Береза, орешник, малина, дуб, клен, шиповник, сосна, ель, барбарис, можжевельник, лиственница и т.п.)
- А теперь обратите внимание на экран, давайте с вами попробуем догадаться, каково же хозяйственное использование кустарников, которых, мы сегодня изучили. Догадайтесь по картинкам. (На презентации)
-Какое хозяйственное применение можжевельника? Слайд 7 и 8.
-Какое хозяйственное применение барбариса? Слайд 9.
-Какое хозяйственное применение калины? Слайд 10.
-Какое хозяйственное применение малины? Слайд 11.
-Какое хозяйственное применение орешника? Слайд 12.
-Какое хозяйственное применение шиповника? Слайд 13. (Если будут возникать затруднения по картинкам, задавать наводящие вопросы: что изображено? Что это может значить? Где это применяется?)
|
-Дети, в течении 10 минут, готовятся: читают, пересказывают про себя.
-Дети дополняют ребят, которые не полностью рассказали или упустили некоторые моменты.
-Используют в качестве пряностей для мяса и рыбы; в медицине; делают веники для бани, а также различные деревянные поделки, кухонную утварь и мебель. -Из ягод готовят компоты, кисели. Используют для приготовления различных блюд. Используют в медицине, а также в сушеном виде, как заварку к чаю. -Готовят пироги, каши. Варенье. Семена служат заменителем кофе. Используют в медицине.
-Плоды потребляют свежими, из них варят варенье, повидло, компоты, кисели, делают сиропы, различные напитки, пастилу и другие кондитерские изделия. Используют при болезнях. - Орехи употребляют в пищу в сыром, сушеном виде. Плоды лещины используют в кондитерском производстве для приготовления конфет, кремов и др. Из тонких ветвей плетут корзинки. Широко распространены у российских рыбаков лещиновые удилища.
- Плоды шиповника используют в пищу, из лепестков варят варенье, сушеные лепестки добавляют в чай.
|
4.Подведение итогов. УУД: способность обобщать, сравнивать с ранее известным.
|
-С какими кустарниками мы сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали? Что больше всего вам запомнилось?
-Что вам было уже известно?
|
-Можжевельник, барбарис, калина, малина, орешник, шиповник. -В основном все ответы были связанные с хозяйственным использованием.(судя по пройденному уроку)
|
5. Домашнее задание. УУД: умение находить и осуществлять выбор по заданной теме; творчески проявлять себя.
|
-Открываем дневники, записываем задание. -Сделать письменно небольшое сообщение о кустарнике, который не был рассмотрен на уроке, сделать рисунок. Задание выполняется на отдельных листках.
|
-Запись домашнего задания.
| Можжевельник.
Это единственный хвойный кустарник наших лесов. Можжевельник - спутник сосны. Он пышно разрастается в сосновых лесов. Это - довольно светолюбивое растение. На ветвях можжевельника иногда попадаются черно-синие мясистые шарики размером с горошину, похожие на ягоды. Можно подумать, что это плоды, но у них не бывает плодов. Каждый шарик - это три семени, собранные вместе и одетые общей сочной мякотью.
Малина
Казалось бы, чем может быть интересна малина - всем знакомый обитатель лесных полян. Внешне малина ничем не примечательна. Правда, стебли колючие от множества тончайших иголочек, легко вонзающихся в кожу как занозы, а листья снизу белые, точно покрашены белой краской. Плод состоит из множества маленьких «кусочков». Каждый из них очень напоминает вишню крохотных размеров. Снаружи - сочная мякоть, внутри - маленькая «косточка».
Орешник, или лещина.
Один из самых распространенных кустарников в дубравах. Плоды орешника привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, — белки, лесные мыши. Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще лежат последние пятна снега. Плоды орешника — ценный пищевой продукт, богатые витаминами, называют их фундуком.
Калина обыкновенная - этот кустарник светолюбивый. В цветках калины много нектара, их охотно посещают насекомые.
Калина.
Хороший медонос. Плоды калины - небольшие ягодки ярко-красного цвета. Они собраны целыми гроздьями и особенно заметны поздней осенью, когда на кустах уже нет листьев. Именно поздней осенью, после первых морозов, эти плоды становятся съедобными. Они имеют своеобразный горьковато-сладкий вкус. При варке они теряют свою горечь.(дополнительно к учебнику)
Шиповник.
Это колючий шиповник. В начале лета он украшается крупными, душистыми цветками, очень напоминающими розу. Впрочем, шиповник и есть роза, только дикая.
В старину на Руси плоды шиповника ценились дороже золота, его называли лекарем от сорока болезней. Шиповник -чемпион из чемпионов по наличию в нем витаминов.
Во время Второй Мировой Войны сотни добровольцев отправлялись на организованный сбор шиповника, который ценился как доступный источник витамина для недоедающего населения и армии.
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
|