Исследование извлечь нечто из след





Скачать 499.88 Kb.
НазваниеИсследование извлечь нечто из след
страница1/4
Дата публикации24.08.2014
Размер499.88 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Информатика > Исследование
  1   2   3   4
Исследовательская

деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя? Какими умениями и методами должен овладеть учитель- исследователь?

Что можно считать результатом исследования?

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне?

Как развить у него способность искать новое?

Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?

Как правильно излагать и защищать свои идеи?

По результатам работы нашего педсовета, постараемся найти ответы на данные вопросы.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребѐнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, насколько умело ведёт его за собой учитель в области исследования.

Каждое самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту на формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека.

(Трудности)

Не смотря на то, что об исследовании говорили уже в конце 70-х, они для большинства не только учащихся, но и профессиональных педагогов – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных психологов нет.

С этими обстоятельствами связан ряд трудностей возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит свое отражение в детских исследовательских работах и творческих проектах, представляемых на конкурс.

Слайд 1.

Внимание на экран. Давайте посмотрим, как обстоит дела по данному вопросу в нашей школе:

Таблица научно-исследовательских работ уч-ся и педагогов школы.

Анализируя данную информацию, можно сделать следующий вывод, что на данный момент занимаются:

-исследовательской деятельностью – (8)42% педагогов школы;

-высшую квалификационную категорию (10)56% педагогов школы;

-первую квалификационную категорию (6)33% педагогов школы;

-первая и высшая – 16 (89%) педагогов школы;

Поэтому тема педагогического совета не случайна, достаточна, актуальна в нашем учреждении. Как показал анализ диагностики, на протяжении трёх лет учителя школы испытывают затруднение по данному вопросу.

Проблема исследования так и останется не решённой, если мы с вами сами будем слабо представлять, что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя?

Ваше мнение по данному вопросу (обсуждение).

После обсуждение

Слайд 2.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Слайд 3.

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

В практике нередко «исследование» и «проектирование» используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует педагогов. Эта путаница не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Это разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Слайд 4.

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Слайд 5.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была.

В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти.

Слайд 6.

На слайде записаны исследовательские работы и проекты. Сделайте, пожалуйста, выборку исследовательских работ (1 ряд), проектов (2 ряд).

1.«Книжки-самоделки»;

2.«Влияние музыки на рост и развитие растений»,

3.«Модель действующего вулкана»,

4.«Роль настольных игр в развитии»,

5.«Детская площадка»,

6.«Полезны ли жвачки и газированные соки»,

7.«Тайны живой воды»,

8.«Действующая модель машины»;

9.«Мои мультики»,

10.«Проект класса будущего»,

11.«Школа будущего»
Исследовательские работы: 2.«Влияние музыки на рост и развитие растений», 4.«Роль настольных игр в развитии», 6.«Полезны ли жвачки и газированные соки», 7.«Тайны живой воды», 9.«Мои мультики».

Слайд 7.

Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные юными авторами гипотезы. Все эти работы заняли призовые места.

Слайд 8.

Проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи:3. «Модель действующего вулкана», 8.«Действующая модель машины»; 10.«Проект класса будущего», 11.«Школа будущего», 5.«Детская площадка», 1.«Книжки-самоделки» и др.

Слайд 9.

В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование - творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.

Какими знаниями, умениями и навыки, должен обладать учитель для осуществления исследовательской и проектной деятельности своим опытом работы поделятся коллеги Левкович Р.С., учитель начальных классов, Чайка Т.Ф. учитель математики и информатики.

Левкович Раиса Степановна

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальных классах».

( Из опыта работы)

“К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь”.

В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для 1 ступени школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. По моему мнению, поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не “донести”, “преподнести”, “объяснить” и “показать” учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать “учебное общение”, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я использую современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод исследования и др.

Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие личности, а не создание объективно нового продукта в образовании.

Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что учащимся даётся возможность получить функциональный навык исследования как универсальный способ получения знаний, развития исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Начальное формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в рамках традиционной урочной системы.

В 1-ом классе создаю проблемные ситуации при введении в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения упражнения. С первого класса уже начинаю вовлекать своих учеников в мини- исследования,

включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. Школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во 2-ом классе дети ведут наблюдения малыми группами, что показывает интересные

разнообразные результаты. Почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

А в 3-4-ых классах исследовательскую работу ребята проводят уже индивидуально. С третьего класса начинаю обучение коллективному исследованию по плану:

  1. выявление проблемы;

  2. постановка цели, задач, определение объекта исследования;

  3. выбор методики исследования;

  4. отбор материала;

  5. соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организую подготовку детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад. В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу. Многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Считаю, что я должна лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

-Что мне интересно больше всего?

-Чем я хочу заниматься в первую очередь?

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

-О чём хотелось бы узнать как можно больше?

-Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребёнок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

-фантастической,

-экспериментальной;

-изобретательской;

-теоретической.

При организации исследовательской работы на 1 ступени обучения необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка, должна быть в области его познавательных интересов и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или наблюдения-исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, интернет, аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.

В процессе работы над темой, я считаю, целесообразно включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и электронными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов). С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, предлагаю использование:

-загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,

- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

- связи материала с наглядно – образным игровым материалом;

- игр – исследований, фантастических исследований;

-ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);

- игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

Во время проведения исследования стараюсь лишь направлять деятельность школьника в нужное русло. Это общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Я выступаю в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой. Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Учебное исследование для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Учебное исследование с точки зрения учителя – это средство интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет

научить:

– выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач исследования;

– разработке алгоритма действий;

– самостоятельному поиску и отбору необходимой информации; практическому применению полученных знаний;

– проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);

– умению представить ход работы и результаты своей деятельности с использованием специально подготовленного слайд-шоу и др.;

– самооценке успешности проведённого исследования.

Способ представления итогов исследования имеет решающее значение для всей работы. Мои ученики чаще всего используют такие, как: презентация, устный доклад, популярная статья и др.

При оценке успешности ученика, выполнившего исследование, необходимо понимать, что самой высокой оценкой для него является признание социума (это может быть класс, ребята из исследовательской группы, родители и т.д.). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнение коллег, я знаю, что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. «Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о .. . (тема), посмотри в Интернете».Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся.

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению,

поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в среднем звене. Пока никто не предлагает готового материала для организации исследовательской работы с учениками. Учебное исследование как дидактический материал учитель разрабатывает сам.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование извлечь нечто из след iconИсследование извлечь нечто «из следа»
Исследование – извлечь нечто «из следа», т е восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в...
Исследование извлечь нечто из след iconУглеродный и экологический «след» человечества в первом тематическом...
В средствах массовой информации, в выступлениях ученых, экологов и политиков нередко встречаются термины «углеродный след» и «экологический...
Исследование извлечь нечто из след iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование извлечь нечто из след iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование извлечь нечто из след iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М. В. Ломоносов). Часть урока – исследование....
Исследование извлечь нечто из след iconУрок из этой отставки может извлечь бизнесмен?
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Исследование извлечь нечто из след iconИсследование операций и системный анализ
Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа
Исследование извлечь нечто из след iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: пробудить интерес к чтению, углубить знания по литературе, извлечь нравственные уроки
Исследование извлечь нечто из след iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
Исследование извлечь нечто из след iconИсследование кариозных полостей с использованием стоматологического зонда
Визуальное исследование при патологии полости рта, включая черепно-челюстно-лицевую область
Исследование извлечь нечто из след iconРеферат-исследование по эпизоду романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Исследование проблемы (поэтапное рассмотрение причин, вызывающих данное явление). Постановка задачи
Исследование извлечь нечто из след iconВ чем след от путешествия, что совершили Вы?
Прижались к стенке. Дверь тогда вдоль живота закрылась, а уж багаж поднять наверх такое и не снилось!
Исследование извлечь нечто из след iconНезависимое исследование
Демография: Русский прорыв. Независимое исследование. М.: Белые альвы. 2004. 160 с илл
Исследование извлечь нечто из след iconПлан мероприятий управления культуры администрации Грайворонского района на февраль 2013 года №
«Незарастающий памяти след» информационный час, посвящённый юбилею В. Г. Шухова
Исследование извлечь нечто из след iconПлан мероприятий по мбдоу дс №3 «Светлячок» «Месячник родного языка» Апрель, 2013 г
Республиканская научно-практическая конференция «Без тарихтаэзлебез» «Яркий след в истории»
Исследование извлечь нечто из след iconКонспект по теме «Виды односоставных предложений» Неопределённо-личные
Сказуемое – глагол в форме 3 лица, ед., мн ч.(подлежащее мыслиться как нечто неопределённое)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск