Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Дата по плану
| Дата по факту
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Вид контроля
|
| I четверть (27 ч)
|
| Самое великое чудо на свете (3 ч)
|
| 1.
| 2.09.13
| 2.09.13
| Рукописные книги Древней Руси
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Фронтальный опрос
|
| 2.
| 4.09.13
| 4.09.13
| Первопечатник Иван Федоров
| Выразительное чтение
|
| 3.
| 11.09.13
| 11.09.13
| Урок-путешествие в прошлое
| Тест
|
| Устное народное творчество (9 ч)
|
| 4.
| 13.09.13
| 13.09.13
| Устное народное творчество. Русские народные песни
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Выразительное чтение
|
| 5.
| 16.09.13
| 16.09.13
| Докучные сказки
| Составление докучной сказки
|
| 6-7.
| 18.09.13
| 18.09.13
| «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
| Выразительное чтение; краткий пересказ
|
| 8-9.
| 20.09.13
| 20.09.13
| «Иван-царевич и серый волк»
| Выразительное чтение; краткий пересказ
|
| 10-11.
| 23.09.13
| 23.09.13
| «Сивка-бурка»
| Разделить текст на части; краткий пересказ
|
| 12.
| 25.09.13
| 25.09.13
| Обобщающий урок
|
|
| Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)
|
| 13.
| 27.09.13
| 27.09.13
| Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
| Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
| Наизусть
|
| 14.
| 30.09.13
| 30.09.13
| Ф.И.Тютчев «Листья»
| Выразительное чтение
|
| 15.
| 2.10.13
| 2.10.13
| А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
| Наизусть
|
| 16.
| 4.10.13
| 4.10.13
| И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро»
| Отрывок наизусть
|
| 17.
| 7.10.13
| 7.10.13
| И.Никитин «Встреча зимы»
| Отрывок наизусть
|
| 18.
| 9.10.13
| 9.10.13
| И.Суриков «Детство»
| Отрывок наизусть
|
| 19.
| 11.10.13
| 11.10.13
| И.Суриков «Зима»
| Выразительное чтение
|
| 20.
| 14.10.13
| 14.10.13
| Обобщающий урок
| Тест
|
| Великие русские писатели (17 ч)
|
| 21-22.
| 16.10.13.
| 16.10.13
| А.С.Пушкин. Стихи
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
| Наизусть
|
| 23-25.
| 18.10.13 21.10.13 23.10.13
| 18.10.13 21.10.13 23.10.13
| А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
| Выразительное чтение; отрывок наизусть
|
| 26.
| 25.10.13
| 25.10.13
| И.А.Крылов. «Мартышка и очки»
| Наизусть
|
| 27.
| 28.10.13
| 28.10.13
| И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»
| Выразительное чтение
|
| II четверть (20ч)
|
| 28.
| 30.10.13
| 30.10.13
| И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
| Наизусть
|
| 29.
| 1.11.13
| 1.11.13
| М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
| Выразительное чтение
|
| 30.
| 11.11.13
| 11.11.13
| М.Лермонтов. «Утес»
| Выразительное чтение
|
| 31.
| 13.11.13
| 13.11.13
| М.Лермонтов. «Осень»
| Наизусть
|
| 32.
| 15.11.13
| 15.11.13
| Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
| Пересказ
|
| 33.
| 18.11.13
| 20.11.13
| Л.Н.Толстой «Акула»
| Подробный пересказ
|
| 34.
| 20.11.13
| 20.11.13
| Л.Н.Толстой «Прыжок»
| Пересказ от имени мальчика
|
| 35.
| 22.11.13
| 22.11.13
| Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
| Пересказ
|
| 36.
| 25.11.13
| 25.11.13
| Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?»
| Выразительное чтение
|
| 37.
| 27.11.13
| 27.11.13
| Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»
| Тест
|
| Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
|
| 38.
| 29.11.13
| 29.11.13
| Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
| Наизусть
|
| 39.
| 2.12.13
| 2.12.13
| Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
| Отрывок наизусть
|
| 40.
| 4.12.13
| 4.12.13
| К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»
| Выразительное чтение
|
| 41.
| 6.12.13
| 6.12.13
| И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»
| Наизусть
|
| 42.
| 9.12.13
| 9.12.13
| Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
| Тест
|
| Литературные сказки (6 ч)
|
| 43.
| 11.12.13
| 11.12.13
| Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”»
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| Выразительное чтение
|
| 44.
| 13.12.13
| 13.12.13
| Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
| Пересказ от имени зайца
|
| 45-46.
| 16.12.13
18.12.13
| 16.12.13
18.12.13
| В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
| Выразительное чтение; чтение по ролям
|
| 47-48.
| 20.12.13
23.12.13
| 20.12.13
23.12.13
| В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
| Пересказ
|
| III четверть (29 ч + 4 ч – резерв)
|
| Были – небылицы (9 ч)
|
| 49-50.
| 25.12.13
27.12.13
| 25.12.13
27.12.13
| М. Горький. «Случай с Евсейкой»
| Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.
| Выразительное чтение; пересказ с продолжением
|
| 51-53.
| 13.01.14
15.01.14
17.01.14
| 13.01.14
15.01.14
17.01.14
| К.Паустовский. «Растрепанный воробей»
| Выразительное чтение; пересказ
|
| 54-56.
| 20.01.14
22.01.14
24.01.14
| 20.01.14
22.01.14
24.01.14
| А. Куприн «Слон»
| Разделить текст на части; пересказ по плану
|
| 57.
| 27.01.14
| 27.01.14
| Обобщающий урок по теме «Были – небылицы»
| Проверочная работа
|
| Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)
|
|
|
|
| Пересказ по плану
| 58.
| 29.01.14
| 29.01.14
| С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон»
| Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.
| Наизусть
|
| 59.
| 31.01.14
| 31.01.14
| А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
| Выразительное чтение
|
| 60.
| 3.02.14
| 3.02.14
| С. Есенин. «Черемуха»
| Наизусть
|
| 61.
| 5.02.14
| 5.02.14
| Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1»
| Тест
|
| Люби живое (13 ч)
|
| 62.
| 7.02.14
| 7.02.14
| М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
| 63-64.
| 10.02.14
12.02.14
| 10.02.14 12.02.14
| И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
| Выразительное чтение; пересказ
|
| 65-66.
|
|
| В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
| Пересказ от имени Мальки
|
| 67-68.
|
|
| В. Бианки. «Мышонок Пик»
| Выразительное чтение
|
| 69-71.
|
|
| Б. Житков. «Про обезьянку»
| Выразительное чтение
|
| 72.
|
|
| В. Астафьев. «Капалуха»
| Пересказ от имени глухарки
|
| 73.
|
|
| В. Драгунский. «Он живой и светится»
| Выборочное чтение
|
| 74.
|
|
| Обобщающий урок по теме «Люби живое»
| Тест
|
| Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)
|
| 75.
|
|
| С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Наизусть
|
| 76.
|
|
| А. Барто. «Разлука», «В театре»
| Выразительное чтение
|
| 77.
|
|
| С. Михалков. «Если»
| Наизусть
|
| 78-81.
|
|
| Резервные уроки
|
|
| IV четверть (22 ч + 2ч – резерв)
|
| 82.
|
|
| Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»
|
| Выразительное чтение
|
| 83.
|
|
| Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
| Проверочная работа
|
| Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч)
|
| 84.
|
|
| Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
| Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Выразительное чтение
|
| 85-87.
|
|
| А. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»
| Выразительное чтение
|
| 88-89.
|
|
| М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»
| Краткий пересказ
|
| 90-91.
|
|
| Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»
| Чтение по ролям
|
| 92.
|
|
| В. Драгунский. «Друг детства»
| Выразительное чтение
|
| 93.
|
|
| Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
| Проверочная работа
|
| По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (4 ч)
|
| 94.
|
|
| Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Чтение по ролям
|
| 95.
|
|
| Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»
| Сочинить вредный совет; выразительное чтение
|
| 96.
|
|
| Р. Сеф. «Веселые стихи»
| Выразительное чтение
|
| 97.
|
|
| Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов»
| Тест
|
|
|
| 98-99.
|
|
| Мифы Древней Греции
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
| Выразительное чтение
|
| 100-102.
|
|
| Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»
| Выразительное чтение
|
| 103.
|
|
| Обобщающий урок
| Проверочная работа
|
| 104-105.
|
|
| Резервные уроки
|
|
| |