Скачать 108.65 Kb.
|
Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель истории и обществознания Е.А. Озёрнова Одним из подтверждающихся прогнозов развития системы образования, по мнению большинства теоретиков и практиков, является всеобщая компьютеризация. Компьютер занимает все более прочное и видное место в образовательном процессе. Почему же все большее количество учителей используют компьютер на уроке? Ответ прост. Компьютер на уроке сегодня это: наглядность и эмоциональность, энциклопедия, электронный учебник, доступный, щадящий контроль знаний. Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Использование новых информационных технологий ( ИКТ) в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. В условиях формирования в нашей стране информационного общества, применение информационных технологий становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Теперь учитель может подготовить разнообразные задания, гипертексты, интерактивные карточки для опроса и систематизации знаний. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают различные презентации видеоматериалы, анимированные карты. В итоге ребенок получает возможность индивидуального продвижения по пути приобретения и расширения исторических знаний. Информационные технологии рассматривают сегодня как конкретный способ работы с информацией или как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. «… в современной трактовке информационная технология обучения - это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютер, видео- и аудиоаппаратуру, интерактивную доску и др.) для работы с информацией» [1] Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа (англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. По - мнению Н.И. Шевченко: «Мультимедиапрограммы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийный продукт создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся: • осуществляет отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного СД - продукта и интересами учащихся, учителя; • прогнозирует мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя; • предоставляет выбор способов сочетания и интеграции средств конкретного мультимедийного продукта с традиционными способами обучения; • создает оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах; • удовлетворяет познавательный интерес к школьному предмету обществознанию, по конкретной теме. [2] [1]- Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г. с.127 [2]- Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г. с.129 Компьютер - мощное средство воздействия на эмоционально- мотивационную сферу личности. Наибольшим влиянием в этом плане обладают компьютерные и электронные игры, презентационные игры. Использование игр на уроках всегда способствовало повышению мотивации учащихся. Психологи неоднократно отмечали как положительные, так и отрицательные факторы использования компьютера. Одним из положительных факторов является активизация познавательной и творческой деятельности учащихся. «… компьютер создает исключительно большие возможности для самовыражения учащегося, становления его личности» [3] « Использование компьютерной техники во всех школьных учебных курсах значительно расширяет возможности развития творческой деятельности учащихся. Возникает новое направление в развитии как общих, так и специальных способностей, в числе которых оказываются ранее не называвшиеся в литературе компьютерные способности»[4] Можно назвать еще целый ряд причин, почему необходимо поддерживать процесс внедрения подобных информационных технологий в современных общеобразовательных школах:
способствует раскрытию творческого потенциала учителя. Создание презентаций, проектов, рекламных роликов требует знания ряда программ, таких как PowerPoint, Sound Forge, Adobe PhotoShop и немало усилий со стороны создателя, но результат стоит того. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Практика показывает, что демонстрация рекламных роликов или презентаций созданных учителем повышает его авторитет в глазах учащихся и стимулирует их самих к совместному с учителем творчеству. [3]- Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара. СГУ, СИПКРО, 2001г. с.190 [4]- Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара. СГУ, СИПКРО, 2001г. с.196 Таким образом, очевидно, что хотим мы того или нет, информационные технологии неизбежно входят в нашу жизнь и современный учитель, чтобы не отстать от жизни и не утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, должен постоянно совершенствоваться и осваивать все то новое, что преподносит ему жизнь. Работа с мультимедийными программами косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, коммуникативные способности учащихся. Также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработки. В методическом плане работа с мультимедийным продуктом может осуществляться в разных формах, педагогически целесообразных для конкретной учебной ситуации и видения педагога:
уроках В практике моей работы ИКТ используется следующим образом: на уроке ИКТ внеклассная работа по предмету воспитательная работа ИКТ на уроках:
Сегодня существует большое количество обучающих и развивающих программ, так называемые «электронные варианты учебников». Большинство из них представляют собой тот же текст книги, лишь с несколько большим, чем в печатном варианте, количеством иллюстраций и с гиперссылками. Польза от таких изданий несоизмерима с тем вредом, который они наносят, т.к. работа с подобными продуктами заключается в прочтении больших текстов с экрана монитора. На своих уроках истории я использую «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия». СД-Rom содержит мультимедийные уроки к курсу, более 960 иллюстраций по каждому диску, 1480 энциклопедических и справочных статей, документы, аудио и видео материалы, проверочные задания и тесты. Благодаря использованию этих дисков, история «оживает». Учащиеся с удовольствием обмениваются мнениями по увиденному, отвечают на вопросы к документам. 2. Дидактический материал Мною часто используются задания на соотношения определения и соответствующих им понятий. Например: к теме «Древнерусское государство и общество»
А) Гридень Д) Тиун Б) Закуп Е) Смерд В) Огнищанин Ж) Холоп Г) Тать З) Численник Еще один способ использование ИКТ на уроке - заполнение схемы. Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время по оформлению доски. Например: к теме «Особенности объединения русских земель» Схема русского централизованного государства ко второй половине ХVI в. Расставьте в данной схеме следующие термины в соответствии с их статусом в государстве. Проведите связующие линии, а также обозначьте подчиненные связи:
Программы ИКТ позволяют создать упражнение с перемещением строк. Таким образом, учащимся можно предложить следующий вид работы: Например: К уроку «Великая Отечественная война». Расставьте следующие битвы и сражения Великой Отечественной войны в хронологической последовательности:
На уроках истории и обществознания большая работа отводится для работы с понятиями. Преимущество использования ИКТ состоит в том, что на экране появляются все определения и вновь сохраняется время урока и не нужно писать и стирать на доске задание. Для проверки знаний можно использовать такие упражнения. Например: Ниже приведены определения, все они соответствуют признакам государства. Со всеми ли Вы согласны?
Заполнение таблиц. Например: к темам: «Государственная дума и опыт российского парламентаризма (1906-1917гг)», «Политические партии России в феврале- октябре 1917г.» 3. Работа с документами на уроках истории проводится мною также с использование готовой презентацией. Например, на уроке по теме: «Послевоенный мир. Начало «Холодной войны»», на экране сначала я предлагаю ознакомиться с текстом «Из речи У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946г.», затем выполняются задания к документу и учащиеся дают ответы на вопросы (на экране). 4. Создание презентаций. Использование презентаций на уроке. Сегодня учащиеся школы хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, и перед учителем встает задача - развивать информационную культуру учащихся. Данная задача успешно через внедрение в проектный метод ИКТ, создание презентаций как самостоятельно, так и в содружестве с учителем. Разного рода компьютерные презентации по истории сейчас нетрудно найти и на страницах Интернета. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Подготовка и использование презентации – это процесс творческий, который, безусловно, несет на себе печать индивидуальности человека, создающего презентацию. Кроме того, любая презентация требует детальной методической разработки урока и не может быть использована без привязки к этой разработке. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры или истории войн, в которых участвовала наша страна. Создание презентаций очень тесно с проектной деятельностью. На уроках истории и обществознания используются исследовательские проекты как индивидуальные, так и групповые. В любом случае проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которые выполняют его в течение определенного отрезка времени. Приходиться признать, что информатизация уроков истории началась и пока сводится по большому счету к визуализации. Но и этот, пусть незначительный, но все же шаг вперед, безусловно, нужен и ученику и учителю. 5. Внеклассная работа по предмету. Еще один опыт - внеурочная деятельность учащихся по предмету. Примером такой работы может служить проект «Современные национальные традиции», который был выполнен учащейся 10 класса Князевой Анастасией, получивший 2 место на Международном интеллект-фестивале «Политика вокруг нас» (2010-2011 уч. год). Также Пронина Анна в том же учебном году работала над проектом «Саратовсий край в годы Великой Отечественной войны», выступила с ним на заседании научного общества учащихся школы. Чем интереснее, эстетичнее, профессиональнее оформление конечного результата, тем выше воспитательное значение мероприятия, глубже интерес к изучаемому материалу. Совсем не новая форма агитбригад (литературно-музыкальных композиций) выглядит по-иному, когда сопровождается электронными иллюстративными материалами. То, что компьютер пришел в школу факт, конечно положительный, и наличие в каждом кабинете компьютера и мультимедийного проектора должно стать нормой. ИКТ придает процессу обучения новое дыхание. И для учителя истории становится профессиональной необходимостью научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии. |
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | ||
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной... Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности учащихся | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | «Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | ||
Многообразие форм урочной и внеурочной деятельности учителя информатики и икт «История хранения информации», «Современные устройства: достоинства и недостатки», «Что имеем не храним?». Для подтверждения и аргументации... | Использование икт на уроках истории и обществознания Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание... | ||
План проведения методического объединения ... | Учитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование... Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные... | ||
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления... ... | Комплексный вариативный модуль «использование икт в урочной деятельности» № п/п Нормы и требования к организации образовательного процесса с использованием современного оборудования | ||
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» Целью программы внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка... | Конспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся |