Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МБОУ«Нижнеметескинс-
________ /Гайнетдинова Н.Г./ МБОУ «Нижнеметескинская обще- кая общеобразовательная школа»
Протокол № ______ от образовательная школа» ___________ /Гиниатуллин Р. Н./
«______» _____________ 2012 г. ____________ /Закирова Л. А./ Приказ № __________ от
«_________» _______________ 2012 г «_________» _______________ 2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «Казылинская начальная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Сагдиевой Халисы Камилевны учительницы 2 квалификационной категории
по технологии (труд),4 класс
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № __________от
« _____» ____________2012 г 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
4 класс өчен технологиядән эш программасы:
05. 03. 2004 елда РФ Мәгариф министрлыгы тарафыннан расланган башлангыч белем бирү дәүләт стандарты Федераль компонентына (Приказ № 1089);
Дәүләт стандартының Федераль компонентына нигезләнгән башлангыч мәктәпләрнең технология фәненнән үрнәк программасына;
09.03.2004 нче елда Мәгариф министрлыгы тарафыннан расланган Россия Федерациясенең гомумбелем учреждениесенең базис укыту планына (Приказ № 1312);
28.04. 2010 елда ТР Мәгариф министрлыгы тарафыннан расланган гомумбелем бирү учреждениеләре өчен региональ базис укыту планына (Приказ №1743/10);
Белем бирү учреждениеләрендә укыту процессында куллану өчен рөхсәт ителгән Федераль дәреслекләр исемлегенә;
Россия Федерациясенең Мәгариф министрлыгы тарафыннан расланган Т.М. Геронимусның авторлык программасына нигезләнеп төзелде.
Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
Эш программасы елына 68сәгать исәбеннән бирелде.
Эш программасының эчтәлеген үтәү өчен кулланыла:
1. Программа Геронимус Т.М. «Школа мастеров»
2.Татьяна Геронимус “Учебник по технологии”
Сәгатьләр саны (елга) -68
Сәгатьләр саны (атнага) – 2.
Образовательный стандарт начального общего образования по технологии
Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие конструктивно-технических способностей учащихся,образного и технического мышления, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
· освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей работы.
· воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Трудовая деятельность человека. Мир профессий (общее представление). Предметы рукотворного мира. Традиционные ремесла. Современная техника[1]..
Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека (общее представление).
Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности. Распределение рабочего времени. Сотрудничество в трудовом процессе. Рациональное размещение инструментов и материалов на рабочем месте. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовыми электроприборами. Экономное расходование электроэнергии.
Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности). Многообразие материалов и сферы их применения: природные материалы, древесина, бумага, картон, металл, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Выявление дефектов и их устранение.
Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление изделий[2]. Несложный ремонт книг.
Изготовление изделий и декоративных композиций[3] из природных материалов. Многообразие природных поделочных материалов. Овладение основными правилами сбора, хранения и приемамиобработки природных материалов. Способы соединения деталей изделий из природных материалов.
Выполнение изделий и декоративных композиций[4] из пластичных материалов (пластилина, глины и т.п.). Подготовка материалов к работе. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Способы сушки изделий. Приемы обработки поверхности и декоративного оформления изделий[5].
Изготовление изделий из текстильных материалов. Овладение основными приемами работы с тканью: разметка, резание, соединение деталей нитками и клеем, обработка края. Последовательность и краткая характеристика операций. Шитье несложных изделий из готового кроя. Самостоятельное построение лекал простой геометрической формы. Декоративное оформление изделий. Создание декоративных композиций из текстильных материалов[6]. Мелкий ремонт одежды и предметов быта.
Изготовление изделий из проволоки и фольги.Овладение основными приемами работы с проволокой: резание, выпрямление, сгибание, навивка, скручивание, плетение. Приемы работы с фольгой: нанесение рисунка, резание, тиснение, закрепление на основу. Последовательность и краткая характеристика операций.
Сборка изделий из деталей механического и электротехнического конструкторов. Типовые детали. Выбор способов соединения деталей. Овладение приемами сборки изделий из деталей конструкторов по образцу, техническому рисунку, сборочной схеме. Внесение изменений в конструкцию изделия. Проверка модели в действии. Демонтаж изделий.
Домашний труд.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения технологии ученик должен
знать
· роль трудовой деятельности в жизни человека;
· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
· область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;
уметь
· сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
· осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;
· моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;
· соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;
· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы эскизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
· осуществлять поиск информации для решения технологических задач;
· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;
· осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
· осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;
· соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;
· осуществлять сотрудничество в трудовом процессе. В рамках учебного предмета «Технология» в качестве учебного модуля в 3-4 классах изучаются «Информатика и информационно- коммуникативные технологии(ИКТ)» направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Школьники получают первичные навыки работы на компьютере во время компьютерного практикума.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения упражнений на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными. Требования к подготовке выпускников начальной школы
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- правили работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; - называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера. 4 класс (третий год обучения)
1. Повторение
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.
Тестирование.
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; 2. Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Понятие, суждение, умозаключение»
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
Учащиеся должны понимать:
- смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
уметь:
- приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
- приводить примеры отношений между понятиями.
3. Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Модель и моделирование»
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
- что модели объектов могут быть большие и маленькие;
- описания алгоритмов на языке блок-схем
знать:
- что исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;
- способ записи алгоритмов при помощи блок-схемы;
- основные структуры алгоритмов;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- приводить примеры алгоритмов;
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- работать с простейшими компьютерными программами; 4. Информационное управление.
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Контрольная работа по теме «Информационное управление»
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
- что человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами;
уметь:
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Литература :
Геронимус Т.М. Я умею делать сам : учебник – тетрадь для 4 класса / Т.М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008.
Трудовое обучение. 4 класс : поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус / авт.-сост. Е.Г. Лебедева.-Волгоград : Учитель, 2007.
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2007г.).
№
| Дәрес темасы
| Сәг.
саны
| Дәрес тибы
| Укучылар эшчәнлегенең төрләре
| Контроль төре
|
Материал үзләштерүнең планлаштырылган нәтиҗәләре
| Күрсәтмәлелек, кирәк әйберләр
| Үткәрү вакыты
| план буенча
| Факт
та
|
| Глава 1. Повторение. Кабатлау.
| 7
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. Кеше һәм мәгълүмат.
| 1
| комбинир.
| Фронтальный
| Устный опрос
| Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
| ЭОР: урок 1
|
|
| 2.
| Авыл хуҗалыгы хезмәте. Кереш. Бакчада көзге эшләр.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Көзге
эшләр башкару.
| Практик эш
| Техника куркынычсызлыгы кагыйдәләрен кабатлау.Көзге уңышны җыю.Кеше тормышында хезмәтнең роле.
| Перчаткалар чиләкләр.
|
|
|
3.
| Действия с информацией. Мәгълүмат белән гамәлләр.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1) 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Устный опрос
| Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
| ЭОР: урок 2
|
|
|
4.
| Бакчада көзге эшләр.
| 1
| Катнаш
| Көзге
эшләр башкару.
| Практик эш
| Участокны чистарту, кышка әзерләү. Эш коралларының кулланылышы.
| Тырмалар.
|
|
|
5.
| Объект и его свойства. Объект һәм аның үзлекләре.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Устный опрос
| Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
| ЭОР: урок 3
|
|
|
6.
| Өй культурасы. Җиһазлар, аларның кулланылышы. Элеккеге һәм хәзерге җиһазлар.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Кухня кирәк-ярагы-май канаты ясау.
| Мөст. эш
| Җиһаз сәнгатенең тарихын белү.Өйдәге җиһазлар белән танышу, аларның тормышта кулланылышын ачыклау.Архитектура үзенчәлекләренә туры килү.
| Үрнәк эш, төрле җиһаз рәсемнәре, каурыйлар, җеп, кайчы.
|
|
|
7.
| Отношения между объектами. Объектлар арасындагы мөнәсәбәтләр.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Устный опрос
| Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
| ЭОР: урок 4
|
|
|
8.
| Төс турында. Биек түшәмле өйне буяу. Обой, аны сайлау.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Төсле кәгазьләрдән обой иҗат итү.
| Мөст. Эш
| Үлчәү, кисү, ябыштыру күнекмәләрен ныгыту. Чисталыкка, пөхтәлеккә өйрәнү. Гигиеник таләпләрнең үтәлеше.Бүлмәгә төсләрне туры китерү.
| Үрнәк эш, катыргы, төсле кәгазьләр, клей, салфетка, кисточка.
|
|
|
9.
| Компьютер.Санак.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Устный опрос
| Учащиеся должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
| ЭОР: урок 5
|
|
|
10.
| Иртәнге, көндезге, кичке ашка өстәл әзерләү.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Бизәү өчен салфеткалар әзерләү
| Практик эш
| Өстәл әзерләгәндә савыт-сабаның нәрсәгә кирәклеген белү. Иртәнге,көндезге,кичке ашны әзерләгәндә аермалы якларны ачыклау.
| Төрле савыт-сабалар(яки рәсемнәре), өстәл приборлары (рәсемнәре), кәгазь һәм тукыма салфеткалар.
|
|
|
11.
| Повторение по теме:“Действия с информацией”, компьютерный практикум. Кабатлау.Тема: “Мәгълүмат белән гамәлләр”.
| 1
| обобщ.
| 5, 10, 6 или 7
| Самопроверка
|
| Компьютер
|
|
| 12.
| Кулинария серләре. Ризык әзерләү. Өстәл бизәү.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Катлаулы булмаган ризыклар әзерләү.
| Практик эш
| Продуктларны сайлап ала белү, сыйфатын билгеләү, тәмен истә калдыру.Ризыкны төрләндерү, аны әзерләүнең технологиясен практик куллану, бизәү, табынга бирү.
| Савыт-сабалар, төрле продуктлар
|
|
|
13.
| Работа со словарём и контроль. Сүзлек эше һәм контроль эш №1. Тема: “Мәгълүмат белән гамәлләр”.
| 1
| проверка знаний
| 5,6
| Кон.работа
|
|
|
|
|
14.
| Китапларны ремонтлау һәм төпләү эше.
| 1
| Яңа материалны үзләштерү
| Китап ремонтлау
| Мөст. эш
| Китапның ертылган битләрен ябыштырырга, төпләргә өйрәнү.Китапка сакчыл караш тәрбияләү.
| Китаплар, клей, кайчы, ак битләр скотч.
|
|
|
| Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение. Төшенчә, фикер(уй), нәтиҗә.
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
| Анализ контрольной работы. Понятие. Төшенчә.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Работа над ошибками Устный опрос
| Учащиеся должны понимать:
- смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
уметь:
-приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
- приводить примеры отношений между понятиями.
| ЭОР: урок 6
|
|
|
16.
| Кәгазь һәм катыргы белән эш. Катыргыдан күләмле әйберләр.
| 1
| Катнаш
дәрес
| Ачыла торган тартма ясау, бизәү.
| Мөст. Эш
| Катыргы төрләре белән танышу.Катыргының үзлекләрен белү: катылык, ныклык, электр үткәрүчәнлек, май һәм һава үткәрүчәнлек.Тартманың эскизын уку һәм җәелмәсен төзү. Бөкләү, кайчы белән эшләү күнекмәләрен камилләштерү.
| Катыргы төрләре, үрнәк эш, төсле катыргы, төсле кәгазьләр, клей, салфетка, кисточка.
|
|
|
17.
| Деление и обобщение понятий. Төшенчәләрне бүлү һәм гомумиләштерү.
| 1
| комбинир.
| 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9
| Устный опрос
| Учащиеся должны понимать:
- смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
уметь:
-приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
- приводить примеры отношений между понятиями.
| ЭОР: урок 7
|
|
| |