Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год





Скачать 136.52 Kb.
НазваниеАнализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год
Дата публикации05.11.2014
Размер136.52 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Информатика > Решение
Анализ работы экспериментальной площадки БИРО на базе

МОБУ лицей №4
Решением научно – методического совета Башкирского института развития образования по опытно – экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 года на базе лицея открыта экспериментальная площадка ИРО по теме «Влияние информационно – коммуникативных технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся». В работе экспериментальной площадки задействовано 19 учителей по предметам: математика, физика, химия, биология, география, история и культура Башкортостана, история, русский язык, английский язык. Экспериментальными являются классы: 7а, 8б, 8в, 9б, 9в, 11б; контрольными – 7б, 8а, 9а, 10б, 11а.

Экспериментальная деятельность осуществлялась в условиях общеобразовательной школы, опираясь на базовые программы и учебные планы.

В ходе проведения экспериментальной работы была поставлена цель – выявление влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

  1. На основе анализа научно-педагогических, психологических исследований, публикаций и опыта передовых преподавателей страны выделить основные направления влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся в ходе обучения по различным учебным предметам

  2. Провести с учителями соответствующие методические консультации с привлечением специалистов из вузов

  3. Разработать и апробировать систему работы учителей по использованию информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся

  4. Проанализировать результаты экспериментальной работы с привлечением методов педагогических исследований, включая статистическую обработку экспериментальных данных.

  5. Предложить учителям школ региона методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий с целью развития познавательной активности и творческих способностей обучащихся


Научная значимость проводимой экспериментальной работы заключается в том, что:

  1. Выявлены направления и способы использования составляющих современной ИКТ-инфраструктуры в предметной среде обучения в средней школе (на различных этапах экспериментального исследования как метода познания и как организационной формы обучения) для активизации познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.

  2. Предложена модель построения занятий по различным предметам в средней школе, включающая:

  • применение учителями и обучающимися ресурсов и инструментов ИКТ;

  • использование компьютерных технологий поддержки учебной деятельности, направленной на усиление познавательной активности школьников и их творческих способностей.

  1. Уточнены методики использования ИКТ в обучении по различным учебным предметам.

  2. Выявлено влияние ИКТ технологий на повышение познавательного интереса и развитие творческих способностей обучающихся.

  3. Выявлено влияние ИКТ технологий в воспитательном процессе и его оптимальное использование при формировании личностно-ориентированных подходов при воспитании и формировании одаренной личности с положительной мотивацией, саморазвивающейся личности.

Практическая значимость проводимой экспериментальной работы:

1. Подготовлены дидактические и учебно-методические материалы для проведения учебных занятий по различным учебным предметам с использованием средств ИКТ

2. Предложены тематика творческих индивидуальных и групповых проектов, темы докладов и рефератов, а также направления разработки школьниками авторских коллекций цифровых учебных материалов по проблеме: использование средств ИКТ на занятиях в средней школе.

3. Разработаны методические рекомендации для преподавателей школ по организации различных форм занятий по различным учебным предметам в средней школе в условиях ИКТ-насыщенной учебной среды.

4. Результаты эксперименты будут полезны учителям школ, педагогам колледжей и училищ, работающим по общеобразовательным Госстандартам. Использование ИКТ повысит общеобразовательный уровень выпускников и повысит интерес к своей специальности, будет способствовать развитию творческих способностей и вызовет стремление к самообразованию и самосовершенствованию личности.

6. Экспериментальная работа по использованию ИКТ технологий коллективом учителей в общеобразовательном и воспитательном процессе повысило общеинтеллектуальный уровень преподавателей. Совершенствуя учебный процесс, совершенствовался сам коллектив лицея, его творческий потенциал.

Объектом исследования является развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся

Предметом исследования является влияние ИКТ на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся
Состав участников эксперимента



Ф.И.О. учителя

Должность, предмет

Квалиф. категория учителя

1

Ахунзянова Фируза Кунакбаевна

Директор

Высшая

2

Ягафарова Наиля Фаилевна

Рук.экс.пл.,

физика

Высшая

3

Гильмиахметова Гульнара Ренатовна

информатика

Высшая

4

Ломадурова Гузель Рашитовна

Психолог

Высшая

5

Янбина Татьяна Николаевна

химия

Высшая

6

Лагутина Мария Федоровна

биология

Высшая

7

Троянова Татьяна Ивановна

биология

Высшая

8

Дегтярева Анастасия Геннадьевна

география

первая

9

Волобуева Валентина Михайловна

русский язык

Высшая

10

Султанова Татьяна Викторовна

литература

Первая

11

Хабибуллина Альбина Валерьевна

литература

Первая

12

Асеева Елена Петровна

история

Высшая

13

Андреева Людмила Николаевна

обществознание

Высшая

14

Мухамадиева Светлана Миннуловна

история Башкортостана

Высшая

15

Высотина Ирина Валерьевна

английский язык

Первая

16

Шарафутдинова Гульшат Рифхатовна

английский язык

Первая

17

Шандинов Олег Султанович

математика

Первая

18

Кабирова Ирина Масхутовна

математика

Первая

19

Хамченкова Елена Андреевна

математика

Первая

20

Серикова Галина Евгеньевна

физика

высшая


Результаты исследований

1. Повысилась познавательная активность учащихся, что подтверждают следующие показатели:

  • рост качества обучения за последние три года: 2008 год – 60 %, 2009 год – 59,5 %, 2010 год – 64 %;

  • повышение качества знаний по математике в форме ГИА на 23,3%, по русскому языку в форме ГИА на 21,5%. Стабильно высокое качество знаний (100 %) демонстрируют лицеисты на ГИА по физике, химии, биологии. Увеличилось количество обучающихся, желающих сдавать экзамены по выбору в форме ГИА: физика (30% выпускников), биология (20%), история (15%), обществознание (8,3%), химия (3,3%), география (1,6%).

  • сравнительный анализ результатов итоговой аттестации выпускников 11 классов демонстрирует стабильный рост среднего балла по предметам: русский язык от 59,9 до 69,2; математика от 55 до 69,2; физика от 64,3 до 68; информатика от 70,7 до 83 баллов;

  • результативность выступлений на районных (от 49 до 82 призовых мест), республиканских (от 2 до 4 призовых места по экологии, технологии), Всероссийских предметных олимпиадах (ежегодно 1 призовое место по технологии).

2. Повысилась творческая активность учеников:

  • увеличилось число лицеистов, выступавших с защитой своих научно-исследовательских работ на районной конференции «Ломоносовские чтения»: 2008 год – 91 ученик, 2009 год – 93 ученика, 2010 год – 102 ученика;

  • повысилось качество статей учеников, публикуемых в сборниках тезисов «Ломоносовских чтений»: 2008 год – сборник тезисов «Познавая мир», 2009 год – сборник тезисов «В мире прекрасного», 2010 год – сборник тезисов «Мир и человек глазами школьников»;

  • лицеисты стали принимать участие во Всероссийских конкурсах исследовательских работ: 2007, 2008, 2009 гг – участие в финале конкурса, посвященном 175 - летию Д.И.Менделеева г.Москва (руководитель учитель химии Янбина Т.Н.), 2009 г – участие в финале XII Всероссийской научной конференции школьников «Открытие» г.Ярославль (руководитель учитель физики Ягафарова Н.Ф., руководитель учитель географии Дегтярева А.Г.), 2010 г – участие в финале XVII Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского г.Москва (руководитель учитель физики Ягафарова Н.Ф.), участие в Российском историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы» г.Санкт-Петербург (руководитель учитель истории Асеева Е.П.)

  • возросло число учеников, принимающих участие в различных Интернет-конкурсах, телекоммуникационных проектах (руководители учитель биологии Лагутина М.Ф., учителя физики Серикова Г.Е., Ягафарова Н.Ф.);

  • повысилось количество победителей и призеров Республиканского творческого конкурса по информационным технологиям «КРИТ»: 2008 год – 2 первых, 2 вторых, 3 третьих места, 2009 год – 3 первых, 3 вторых, 1 третье место, 2010 год – 2 первых, 3 вторых, 3 третьих места;

  • наблюдается рост численности учащихся, принимающих участие в заочных играх-олимпиадах по русскому языку «Медвежонок»: 2008 год – 285 ученика, 2009 год – 305 учеников, 2010 год – 344 ученика; по математике «Кенгуру»: 2008 год – 321 ученик, 2009 год – 346 учеников, 2010 год – 348 учеников; по информатике «КИТ»: 2009 год – 11 учеников, 2010 год – 121 ученик;

  • увеличилось число побед на различных конкурсах внеклассной работы. За последние три года лицеисты неоднократно становились победителями и призерами Республиканских краеведческих конкурсов «Дорогами Отечества», «Страна заповедная Башкортостан» (руководитель учитель истории и культуры Башкортостана Мухамадиева С.М.); заняли второе место на Республиканском форуме, посвященного Международному дню родного языка в г. Нефтекамске (руководитель учитель башкирского языка Муфтахова Ф.Х.); завоевали 7 первых, 3 вторых, 7 третьих мест на различных районных творческих конкурсах, посвященных Дню Победы;

  • прослеживается повышение активности учащихся на традиционной Неделе Интеллектуальных игр, проводимых с применением ИКТ.


3. Экспериментальная работа по использованию ИКТ технологий коллективом учителей в общеобразовательном и воспитательном процессе повысила общеинтеллектуальный уровень преподавателей. Совершенствуя учебный процесс, совершенствовался сам коллектив лицея, его творческий потенциал:

  • увеличилось количество учителей высшей квалификационной категории: 2008 год – 20 %, 2009 год – 22 %, 2010 год – 27 %; 2011 год – 42,3%;

  • остается стабильным число учителей, имеющих первую квалификационную категорию: 2008 год – 24 %, 2009 год – 27 %, 2010 год – 27 %; 2011 год – 46,5%;

  • возросла численность педагогов, имеющих почетные звания и отраслевые награды. На сегодняшний день в лицее:

1. Ахунзянова Ф.К. – Заслуженный учитель РБ,

Отличник образования РБ

2. Серикова Г.Е. – Почетный работник общего образования РФ

Отличник образования РБ

3. Власова Г.И. – Отличник народного просвещения РФ

4. Петриченко А.И. – Отличник образования РБ

5. Хабибуллина Р.Г. – Отличник образования РФ

6. Хамченкова Е.А. – Отличник образования РБ

7. Янбина Т.Н. – Отличник образования РБ.

8. Лагутина М.Ф. – Почетный работник общего образования РФ

9. Божко Ю.А. – Лучший работник физической культуры РБ

10. Ягафарова Н.Ф. – Отличник образования РБ

11. Волобуева В.М. – Отличник образования РБ

12. Морозова Н.Б. – Отличник образования РБ

13. Шарафутдинов В.Ф. - Отличник образования РБ

14. Асеева Е.П. – Отличник образования РБ

15. Лийв Л.В. – Отличник образования РБ

16. Муфтахова Ф.Х. – Отличник образования РБ

  • четыре педагога (учитель информатики Гильмиахметова Г.Р., учитель биологии Лагутина М.Ф., учитель химии Янбина Т.Н., учитель физики Серикова Г.Е.) лицея – победители ПНПО «Образование»;

  • один преподаватель стал победителем Республиканского конкурса на присвоение звания «Учитель мастер» (учитель физики Ягафарова Н.Ф.);

  • учителя лицея приняли активное участие в работе образовательного портала Республики Башкортостан. У каждого преподавателя представлено не менее 10 разработок уроков и мероприятий с использованием ИКТ. Наиболее интересные уроки вывешены на страницах учителя информатики Гильмиахметовой Г.Р., Весь учебный год оживленно велась работа в разделах «О школе», «Новости»;

  • в последние три года педагогами лицея организовано и проведено 8 методических семинаров с открытыми уроками по использованию ИКТ в преподавании различных предметов для учителей района, Республиканский семинар «Традиции и инновации в преподавании предметов гуманитарного цикла»;

  • возросло число учителей, принимающих участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, научно – методических разработок, республиканских научных конференциях: 2008 год – 2 участника конкурса «Учитель года» (учитель химии Янбина Т.Н. – победитель районного этапа, участник Республиканского конкурса), 2009 год – 2 участника конкурса «Учитель года» (учитель физики Серикова Г.Е. – победитель районного этапа, участник Республиканского конкурса), 2010 год – 5 участников конкурса «Учитель года» (учитель начальных классов Пименова Т.П, учитель физики Ягафарова Н.Ф. – финалисты районного этапа); 2011 год – 2 участника конкурса «Учитель года»(учитель башкирского языка и литературы Каримова Р.Г. победитель районного этапа, участник Республиканского конкурса, учитель русского языка и литературы Хабибуллина А.В. – финалист районного этапа);

  • учителя лицея три года подряд стали финалистами Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвященный 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева в г.Москве: 2008 год – учитель химии Янбина Т.Н., 2009 год – учитель химии Янбина Т.Н. и учитель физики Серикова Г.Е., 2010 год – учитель химии Янбина Т.Н. и учитель физики Ягафарова Н.Ф.;

  • 17 педагогов лицея приняли участие в Республиканском конкурсе педагогического мастерства «ИКТ в творчестве педагога», из них 3 (учитель физики Серикова Г.Е., учитель физики Ягафарова Н.Ф., учитель русского языка и литературы Волобуева В.М.) стали обладателями Диплома I степени;

  • опыт инновационной работы учителя лицея распространяют в печати. За время проведения эксперимента опубликованы статьи педагогов в местной общественно-политической газете «Аслыкуль», в сборнике трудов учителей лицея под редакцией к.п.н., доцента СГПА Р.А.Касимова «Педагогический поиск. Выпуск №1», «Педагогический поиск. Выпуск №2», в Российских научно-методических журналах «Информатика в школе» (автор Гильмиахметова Г.Р), «Дошкольник. Младший школьник» (автор Пименова Т.П.), «Физика в школе» (автор Ягафарова Н.Ф.), в сборниках тезисов различных Всероссийских и Республиканских конференций педагогов. По материалам экспериментальной деятельности издан сборник «Влияние информационно-коммуникативных технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся – эксперимент и его итоги»;

  • согласно проведенному анкетированию среди педагогов и учащихся возросла популярность лицейских конкурсов «Ученик года», «Учитель года», «Самый классный классный».


4. Укрепилась материально-техническая база лицея.

Критический анализ имеющегося компьютерного парка, демонстрационной аппаратуры, фондов электронной библиотеки лицея для обеспечения эффективной экспериментальной работы выдвинул на первый план необходимость приобретения недостающей техники и методического обеспечения. В результате деятельности по укреплению материально-технической базы сегодня в лицее кроме двух кабинетов информатики, кабинеты математики, физики, химии, биологии, географии, истории, русского языка, английского языка, ОБЖ, начальных классов оснащены компьютерами и мультимедийными проекторами. Кроме того, на каждой кафедре, в библиотеке, административных кабинетах имеются стационарные компьютеры. Все компьютеры лицея объединенные в единую локальную сеть с выходом в Интернет. Для работы по реализации программы эксперимента в лицее имеются две интерактивные доски «SMART», 9 принтеров, 4 ксерокса, сканер, цифровые видео- и фотокамеры, 3 ноутбука.

Заключение

По проведенной экспериментальной работе можно отметить, что применение информационных технологий способствует формированию ребенка как творческой личности, активно вовлеченной в учебный процесс. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяют учителю не только представить обучение более наглядным и динамичным, но и направить ребенка на самостоятельное решение учебных задач.

Итак, мы пришли к выводу, что целенаправленное, систематическое применение информационно-коммуникационных технологий влияют на повышение познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся. И, как следствие, повышают качество образования, уровень развития различных составляющих умственных способностей детей (внимание, воображение, память, логическое мышление), усиливает мотивацию обучения, повышает профессиональную компетентность учителя.

Выводы

    1. План работы экспериментальной площадки ИРО «Влияние информационно – коммуникативных технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся» на 2010/2011 учебный год выполнен в полном объеме.

    2. Сравнительный анализ тестов, проведенных в начале и конце учебного года, показал повышение познавательного интереса обучающихся экспериментальных групп к изучаемым предметам, повышение творческой активности и уровня развития различных составляющих умственных способностей лицеистов.

    3. Все экспериментальные классы показали рост процента качества образования при 100% успеваемости.

    4. Анализ уроков учителей – предметников демонстрирует повышение количества и качества уроков, проводимых с применением ИКТ


Рекомендации

  1. Повысить качество проведения уроков с использованием ИКТ.

  2. Шире использовать возможности интерактивной доски SMART.

  3. Внедрять в практику компьютерное тематическое и итоговое тестирования в on-linе режиме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconАнализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки...
В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки....
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconИнформация об итогах работы областной опытно-экспериментальной площадки на базе
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconИндивидуальная программа развития профессиональной компетентности...
Тема оэр лицея «Инновационное образовательное пространство развития личностных достижений учащихся»
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconИтогах работы республиканской экспериментальной площадки «Педагогическое...
Мбоу «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» прошла научно-практическая конференция...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconОтчет по итоговым результатам 1 этапа опытно экспериментальной деятельности 2008 2009 год
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconОтчет о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconГ. Гусь-Хрустальный 2008 год Содержание
В 2003 году, ознакомившись с концепцией правительства и опираясь на внутренние факторы, педагогическим коллективом школы была определена...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отчет о работе экспериментальной площадки в моу сош №1 в 2008 – 2009 учебном году
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconИндивидуальный план опытно-экспериментальной работы на 2010-2013 год
Участие в постоянно-действующем обучающем семинаре по применению интерактивной доски
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconАнализ научно-экспериментальной работы мбоу сош №3 г. Ак-Довурака за 2012-13 учебный год
В 2012-2013 учебном году школа продолжила работу над программой развития внедрение адаптивной школы «Школа возраста»
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconПлан работы экспериментальной площадки

Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconОтчёт по результатам опытно-экспериментальной работы за 2011 год по теме
...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «созвездие» №131 Г. О. Самара
Департамента образования администрации городского округа Самара «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconАналитическая информация о деятельности городских экспериментальных...
В каждом учреждении была разработана программа опытно-экспериментальной работы, рассмотренная на заседании координационного совета...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconАнализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы...
Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом...
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей №4 Решением научно методического совета Башкирского института развития образования по опытно экспериментальной работе №5 от 27 мая 2008 год iconК. Д. Ушинский Краткая
Проект реализуется, начиная с 2008 учебного года. Стимулом для создания и реализации данного проекта послужили положительные результаты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск