Социально-гуманитарный факультет





Скачать 478.78 Kb.
НазваниеСоциально-гуманитарный факультет
страница1/4
Дата публикации22.11.2014
Размер478.78 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4






«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной и

учебно-методической работе

_______________ И.В. Христофорова

«___»___________2012 г.






СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление подготовки: 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством»

Профиль: нет

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Королев 2012
Антоненко В.И., Тихвинский П.Н. Философские проблемы науки и техники. Рабочая программа. – Королев МО: ФТА, 2012 – 30 с.
Рецензент: к.ист.н., профессор В.А. Смирнов.
Программа подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством» квалификация (степень) «магистр», утвержденного министерством образования и науки Российской Федерации, и учебными планами ФТА. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.


РЕКОМЕНДОВАНО

УМС

Протокол № _____

от _____________ 2012 г.

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № 2 от 22.10.2012 г.

Заведующий кафедрой ГСД

к.соц.н., доцент Лапшинова К.В.

________________________________
Программа утверждена на заседании Совета Социально-гуманитарного факультета
Протокол № 1 от 26.10.2012 г.

Декан Социально-гуманитарного факультета

к.пс.н., доцент Костыря С.С.

________________________________




1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей:

  • понимать роль философии в развитии науки;

  • анализировать основные тенденции развития философии и науки;

  • совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.


В процессе обучения студент приобретает и совершенствует следующие компетенции:
Направление подготовки 090900 «Информационная безопасность»
Общекультурные компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2).


Профессиональные компетенции:

  • способность анализировать фундаментальные и прикладные проблемы информационной безопасности в условиях становления современного информационного общества (ПК-6).


Направление подготовки 230700 «Прикладная информатика»
Общекультурные компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);

  • способность управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-7).


Профессиональные компетенции:

  • способность исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);

  • способность на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ПК-3).


Направление подготовки 221400 «Управление качеством»
Общекультурные компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2).


Профессиональные компетенции:

  • способность прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями, методами (ПК-5);

  • способность осуществлять постановку задачи исследования, формировать план его реализации (ПК-9).


Основными задачами дисциплины являются:

  1. познакомить студентов с историей и философией развития науки и техники;

  2. раскрыть специфику естественных, социально-гуманитарных и технических наук;

  3. описать особенности современного этапа развития науки и техники;

  4. сформировать представления о структуре научного знания и философской составляющей процесса познания.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла общеобразовательной программы подготовки магистров по направлениям подготовки: 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством».

Освоение курса базируется на дисциплинах программы подготовки бакалавров, изученных студентом в высшем учебном заведении.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
После завершения освоения данной дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:

  • основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы;

  • место и роль научного познания в социокультурном измерении;

  • эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структуру; основание науки;

  • прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки;

  • научные революции и смену типов научной рациональности, особенности глобальных научных революций;

  • стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.


УМЕТЬ:

  • творчески применять основные положения философии в научно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять отбор научных сведений из дисциплин специализации в целях формирования представлений об объекте исследования;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и её исторических типов, структуру, формы и методы научного познания в его развитии;

  • самостоятельно и творчески работать над философскими источниками и литературой, правильно ориентироваться в современном шираком спектре философских школ и направлений;

  • целенаправленно совершенствовать и систематизировать свои философские знания, придавая им стройную логическую структуру, мировоззренческую направленность и методологическую культуру;

  • использовать понятийно-категориальный аппарат экономической теории,теоретические и эмпирические методы исследования.


ВЛАДЕТЬ:

  • методикой применения выводов и рекомендаций истории и философии науки в исследовании процессов и явлений дисциплин специализации:

  • Навыками исследования соверменных проблем и перспектив развития специальных дисциплин.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет

2 зачетных единицы, 72 часа
Таблица 1


Виды занятий

Всего часов

Семестр

Первый

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторные занятия

17

17

Лекции (Л)

7

7

Практические занятия (ПЗ)

0

0

Семинары (С)

10

10

Лабораторные работы (ЛР)

0

0

и (или) другие виды аудиторных занятий

0

0

Самостоятельная работа

55

55

Курсовые, расчетно-графические работы

0

0

Контрольная работа,

домашнее задание

0

0

Текущий контроль знаний

(7-8, 15-16 неделя)

тест


тест


Вид итогового контроля

зачет

зачет


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Темы дисциплины и виды занятий

Таблица 2

Наименование тем

Лекции, час.

Семинарские

занятия, час.

Код

компетенций

1. Основные философские проблемы науки и научного познания

1

2

Информационная безопасность

ОК-1; ОК-2

Прикладная информатика

ОК-1; ОК-6; ОК-7

Управление качеством

ОК-1; ОК-2

2. Классификация наук и ее значение для научного познания

1

2

Информационная безопасность

ПК-6

Прикладная информатика

ПК-2; ПК-3

Управление качеством

ПК-5; ПК-9

3. Специфика естественных и гуманитарных наук

2

2

Информационная безопасность

ПК-6

Прикладная информатика

ПК-2; ПК-3

Управление качеством

ПК-5; ПК-9

4. Специфика технических наук

2

2

Информационная безопасность

ПК-6

Прикладная информатика

ПК-2; ПК-3

Управление качеством

ПК-5; ПК-9

5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия

1

2

Информационная безопасность

ОК-1; ОК-2

Прикладная информатика

ОК-1; ОК-6; ОК-7

Управление качеством

ОК-1; ОК-2

Итого:

7

10





5.2. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Основные философские проблемы науки и научного познания.

Философия науки: основные концепции. Философия науки: социологический и методологический аспекты. Революционный и эволюционный аспекты развития науки.

Философия и познание: проблема синтеза. Динамика рационального и иррационального. Знание как философская проблема.

Философские проблемы естествознания (онтологические проблемы, объективность знания, пространства-времени, детерминизма, научного метода, специфика философии химии, тенденции физикализации химии, глобальный эволюционизм и др.).
Тема 2. Классификация наук и ее значение для научного познания.

Классификация наук: необходимость или способ развития наук. Целостный мир и дифференциация наук.

Классификация науки в историческом измерении: классификация наук Платона и Аристотеля; Ф. Бэкон и его классификация наук; классификация наук у О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта.

Современные подходы к проблеме классификации наук.
Тема 3. Специфика естественных и гуманитарных наук.

Натурфилософия как наука о природе: история и становление. Природа в ее статическом и динамическом понимании: философские основания (элеаты и Гераклит).

Науки о «неживой» природе: физико-математические науки (математика, физика, астрономия).

Науки о земле (география и геология).

Науки о «живой» природе (биология, медицина, экология).

Химия как проблема соотношения наук о «живой» и «неживой» природе.

Математика как универсальная наука об отношениях. Математическая реальность: знак и значение. Проблема существования математического объекта. Математика и объективный мир (пифагорейский синдром).

Астрономия как наука о мегамирах и макроокружающем мире. Парадигмы астрономии: геоцентризм, гелиоцентризм. Кеплер и его вклад в развитие астрономии. Антропный принцип и астрономия. Астрофизика и космология.

Физика как наука о материи. Физическая реальность и ее особенности. Основные парадигмы физики: физика Аристотеля, физика И. Ньютона, физика А. Эйнштейна, квантовая физика, физика бутстрапа.

Гуманитарные науки как отрасль науки и научного знания.

Человек как предмет исследования гуманитарных наук.

Общество как предмет гуманитарного знания: науки об обществе. История и становление наук об обществе. Современные тенденции в развитии наук о человеке и обществе.
Тема 4. Специфика технических наук.

Техника как предмет философского осмысления и вид человеческой деятельности. Эволюция статуса техники в развитии человечества и науки. Механика как техника преобразования (конструирования) мира.

Философия техники как направление философии. Техника и технология. Технологичность науки и цивилизации. Техника как ядро техногенной цивилизации и судьбы человечества.
Тема 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия.

Философия и наука как моделирование возможных миров. «Дополнительность» как новый принцип взаимодействия философии и науки. Синергизм как парадигма философии и науки.

Функции философии в научном познании. Философские методы в научном познании.

Особенности современного этапа развития науки. Формы и перспективы её взаимодействия с философией. Усиление взаимосвязи между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.
5.3. План семинарских занятий:
Тема 1. Основные философские проблемы науки и научного познания.
Цель: познакомить студентов с основными философскими проблемами научного познания.
Вопросы:

  1. Философия науки: основные концепции.

  2. Философия науки: социологический и методологический аспекты.

  3. Революционный и эволюционный аспекты развития науки.

  4. Философия и познание: проблема синтеза.

  5. Динамика рационального и иррационального.

  6. Философские проблемы естествознания (онтологические проблемы, объективность знания, пространства-времени, детерминизма, научного метода, специфика философии химии, тенденции физикализации химии, глобальный эволюционизм и др.).


Формы обучения и технологии: коллоквиум по теме семинара.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия по проблемным вопросам.
Основная литература:

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с.

3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

6. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 109-146.

7. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2007. – С. 28-37.
Тема 2. Классификация наук и ее значение для научного познания.
Цель: представить различные подходы к классификации наук.
Вопросы:

  1. Классификация наук: необходимость или способ развития наук.

  2. Целостный мир и дифференциация наук.

  3. Классификация науки в историческом измерении: классификация наук Платона и Аристотеля; Ф. Бэкон и его классификация наук; классификация наук у О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта.

  4. Современные подходы к проблеме классификации наук.


Формы обучения и технологии: обсуждение вопросов на семинаре.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный доклад или реферат.
Основная литература:

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с.

3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

6. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 109-146.

7. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2007. – С. 28-37.
Тема 3. Специфика естественных наук и гуманитарных наук.
Цель: охарактеризовать специфику естественных и социально-гуманитарных наук.
Вопросы:

  1. Натурфилософия как наука о природе: история и становление. Природа в ее статическом и динамическом понимании: философские основания (элеаты и Гераклит).

  2. Науки о «неживой» природе: физико-математические науки (математика, физика, астрономия).

  3. Науки о земле (география и геология).

  4. Науки о «живой» природе (биология, медицина, экология).

  5. Химия как проблема соотношения наук о «живой» и «неживой» природе.

  6. Математика как универсальная наука об отношениях. Математическая реальность: знак и значение. Проблема существования математического объекта. Математика и объективный мир (пифагорейский синдром).

  7. Астрономия как наука о мегамирах и макроокружающем мире. Парадигмы астрономии: геоцентризм, гелиоцентризм. Кеплер и его вклад в развитие астрономии. Антропный принцип и астрономия. Астрофизика и космология.

  8. Физика как наука о материи. Физическая реальность и ее особенности. Основные парадигмы физики: физика Аристотеля, физика И. Ньютона, физика А. Эйнштейна, квантовая физика, физика бутстрапа.

  9. Гуманитарные науки как отрасль науки и научного знания.

  10. Человек как предмет исследования гуманитарных наук.

  11. Общество как предмет гуманитарного знания: науки об обществе. История и становление наук об обществе.

  12. Современные тенденции в развитии наук о человеке и обществе.


Формы обучения и технологии: круглый стол по теме семинара.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: публичное обсуждение.
Основная литература:

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с.

3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-146.

6. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 28-37.
Тема 4. Специфика технических наук.
Цель: описать характерные черты и особенности технических наук.
Вопросы:

  1. Техника как предмет философского осмысления и вид человеческой деятельности. Эволюция статуса техники в развитии человечества и науки.

  2. Механика как техника преобразования (конструирования) мира.

  3. Философия техники как направление философии.

  4. Техника и технология. Технологичность науки и цивилизации.

  5. Техника как ядро техногенной цивилизации и судьбы человечества.


Формы обучения и технологии: обсуждение вопросов на семинаре.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: диспут по проблемным вопросам.
Основная литература:

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с.

3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

7. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-46.
Тема 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия.
Цель: раскрыть способы и перспективы взаимодействия науки и философии.
Вопросы:

  1. Философия и наука как моделирование возможных миров.

  2. Дополнительность как новый принцип взаимодействия философии и науки. Синергизм как парадигма философии и науки.

  3. Функции философии в научном познании. Философские методы в научном познании.

  4. Особенности современного этапа развития науки. Формы и перспективы её взаимодействия с философией.

  5. Усиление взаимосвязи между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием?


Формы обучения и технологии: практическое задание. Письменный ответ на представленные вопросы.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменная работа.
Основная литература:

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с.

3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

7. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-146.

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6.1. Общие положения
Учебный курс «Философские проблемы науки и техники» включает в себя различные формы проведения занятий в соответствии с ФГОС (лекционные занятия, семинарские занятия и самостоятельная работа).
При проведении лекционных занятий может быть использована комбинация нескольких видов лекций в зависимости от рассматриваемого вопроса:

  • лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, задавая слушателям вопросы в начале лекции и по ее ходу. При этом вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из обучаемых не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому слушателю, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Данный вид лекции должен также присутствовать при рассмотрении каждой темы, предусмотренной данной программой.

  • лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию.


Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического и практического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины.

На семинарских занятиях решаются следующие педагогические задачи:

  • закрепление, углубление и расширение знаний в рамках учебной дисциплины;

  • обучение студентов практическим приемам и методам анализа эмпирических данных;

  • изучение и анализ литературных источников по конкретной теме учебной дисциплины.

При изучении дисциплины могут быть использованы следующие формы семинарских занятий:

  • решение практических задач. Студентам выдается практическая задача по определенной теме, которую необходимо решить, опираясь на материал, изложенный на лекционном занятии.

  • семинар дискуссия (диспут) – обсуждение вопросов большого социального значения, или вопросов, которые наиболее заинтересовали студентов.

  • семинар-коллоквиум – семинар, в рамках которого заслушиваются и обсуждаются доклады.


Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой продукции, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем.

СРС, направленна на углубление и закрепление знаний магистранта, развитие практических умений.

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

  • опережающая самостоятельная работа,

  • перевод текстов с иностранных языков,

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • подготовка к контрольной работе и зачету / экзамену.


Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа ориентирована на …

- развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов.

- поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.
Для подготовки докладов и выступлений на семинарских занятиях можно воспользоваться также приведенными в настоящем издании методическими рекомендациями для написания рефератов (контрольных работ).
6.2. Методические рекомендации для изучения дисциплины
Программа предусматривает проведение лекций и семинаров.

Лекции носят интерактивный характер и предполагают активное участие слушателей. В ходе проведения семинарских занятий интенсивно используются общие групповые дискуссии, а также работа в малых группах с последующим обсуждением результатов.

Ведение конспектов студентами считается обязательным для более полного усвоения материала.

Помимо посещения аудиторных занятий студентами выполняется самостоятельная работа по изучению учебного курса.

Оптимальный подход к изучению материала курса заключается в следующем:

  1. Из лекционного материала понять основные представления, понятия, принципы и этапы развития философии, науки и техники.

  2. Применить и закрепить полученные представления и методы в ходе самостоятельных занятий.

  3. Закрепить полученные представления и методы исследования, самостоятельно работая над контрольными вопросами и тренировочными заданиями, определяемыми в ходе семинарских занятий, консультаций и самостоятельной работы с темами.


6.3. Методические рекомендации по практическим занятиям и самостоятельной работе
Методические указания по подготовке доклада или выступления на семинаре

Подготовка доклада или выступления на семинаре не сводится к копированию материала из каких-либо источников и зачитыванию его вслух.

Цель работы в данном случае заключается в том, что студент в процессе реферирования самостоятельно отобранных текстов достигает той степени погружения в материал и его осмысления, которая позволяет свободно оперировать информацией и давать ей собственные оценки. Такой подход позволяет выработать навыки самостоятельного мышления и собственную мировоззренческую позицию.

Вопросы для докладов и ответов на семинарах приведены в разделе 5.3. «План семинарских занятий».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-гуманитарный факультет iconКазахская академия труда и социальных отношений социально-гуманитарный факультет
Специальности – 050301 «Юриспруденция», 050508 «Учет и аудит», 050509 «Финансы», 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент»
Социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Социально-гуманитарный факультет iconРоссийской федерации
Б1 – гуманитарный цикл; социально-гуманитарный модуль; связана с теоретической и общекультурной составляющими цикла дисциплин «история...
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Социально-гуманитарный факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Социально-гуманитарный факультет iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Социально-гуманитарный факультет iconБиография факультета журналистики 2006 год
С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет...
Социально-гуманитарный факультет iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Социально-гуманитарный факультет iconФгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» (Россия) Педагогический факультет
«Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы»
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Социально-гуманитарный факультет iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск