Скачать 478.78 Kb.
|
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Направление подготовки: 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством» Профиль: нет Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Королев 2012 Антоненко В.И., Тихвинский П.Н. Философские проблемы науки и техники. Рабочая программа. – Королев МО: ФТА, 2012 – 30 с. Рецензент: к.ист.н., профессор В.А. Смирнов. Программа подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством» квалификация (степень) «магистр», утвержденного министерством образования и науки Российской Федерации, и учебными планами ФТА. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей:
В процессе обучения студент приобретает и совершенствует следующие компетенции: Направление подготовки 090900 «Информационная безопасность» Общекультурные компетенции:
Профессиональные компетенции:
Направление подготовки 230700 «Прикладная информатика» Общекультурные компетенции:
Профессиональные компетенции:
Направление подготовки 221400 «Управление качеством» Общекультурные компетенции:
Профессиональные компетенции:
Основными задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла общеобразовательной программы подготовки магистров по направлениям подготовки: 090900 «Информационная безопасность», 230700 «Прикладная информатика», 221400 «Управление качеством». Освоение курса базируется на дисциплинах программы подготовки бакалавров, изученных студентом в высшем учебном заведении. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ После завершения освоения данной дисциплины студент должен: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа Таблица 1
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Темы дисциплины и виды занятий Таблица 2
5.2. Содержание тем дисциплины Тема 1. Основные философские проблемы науки и научного познания. Философия науки: основные концепции. Философия науки: социологический и методологический аспекты. Революционный и эволюционный аспекты развития науки. Философия и познание: проблема синтеза. Динамика рационального и иррационального. Знание как философская проблема. Философские проблемы естествознания (онтологические проблемы, объективность знания, пространства-времени, детерминизма, научного метода, специфика философии химии, тенденции физикализации химии, глобальный эволюционизм и др.). Тема 2. Классификация наук и ее значение для научного познания. Классификация наук: необходимость или способ развития наук. Целостный мир и дифференциация наук. Классификация науки в историческом измерении: классификация наук Платона и Аристотеля; Ф. Бэкон и его классификация наук; классификация наук у О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта. Современные подходы к проблеме классификации наук. Тема 3. Специфика естественных и гуманитарных наук. Натурфилософия как наука о природе: история и становление. Природа в ее статическом и динамическом понимании: философские основания (элеаты и Гераклит). Науки о «неживой» природе: физико-математические науки (математика, физика, астрономия). Науки о земле (география и геология). Науки о «живой» природе (биология, медицина, экология). Химия как проблема соотношения наук о «живой» и «неживой» природе. Математика как универсальная наука об отношениях. Математическая реальность: знак и значение. Проблема существования математического объекта. Математика и объективный мир (пифагорейский синдром). Астрономия как наука о мегамирах и макроокружающем мире. Парадигмы астрономии: геоцентризм, гелиоцентризм. Кеплер и его вклад в развитие астрономии. Антропный принцип и астрономия. Астрофизика и космология. Физика как наука о материи. Физическая реальность и ее особенности. Основные парадигмы физики: физика Аристотеля, физика И. Ньютона, физика А. Эйнштейна, квантовая физика, физика бутстрапа. Гуманитарные науки как отрасль науки и научного знания. Человек как предмет исследования гуманитарных наук. Общество как предмет гуманитарного знания: науки об обществе. История и становление наук об обществе. Современные тенденции в развитии наук о человеке и обществе. Тема 4. Специфика технических наук. Техника как предмет философского осмысления и вид человеческой деятельности. Эволюция статуса техники в развитии человечества и науки. Механика как техника преобразования (конструирования) мира. Философия техники как направление философии. Техника и технология. Технологичность науки и цивилизации. Техника как ядро техногенной цивилизации и судьбы человечества. Тема 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия. Философия и наука как моделирование возможных миров. «Дополнительность» как новый принцип взаимодействия философии и науки. Синергизм как парадигма философии и науки. Функции философии в научном познании. Философские методы в научном познании. Особенности современного этапа развития науки. Формы и перспективы её взаимодействия с философией. Усиление взаимосвязи между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием. 5.3. План семинарских занятий: Тема 1. Основные философские проблемы науки и научного познания. Цель: познакомить студентов с основными философскими проблемами научного познания. Вопросы:
Формы обучения и технологии: коллоквиум по теме семинара. Формы контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия по проблемным вопросам. Основная литература: 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с. 3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. Дополнительная литература: 1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с. 3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 5. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 6. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 109-146. 7. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2007. – С. 28-37. Тема 2. Классификация наук и ее значение для научного познания. Цель: представить различные подходы к классификации наук. Вопросы:
Формы обучения и технологии: обсуждение вопросов на семинаре. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный доклад или реферат. Основная литература: 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с. 3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. Дополнительная литература: 1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с. 3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 5. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 6. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 109-146. 7. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2007. – С. 28-37. Тема 3. Специфика естественных наук и гуманитарных наук. Цель: охарактеризовать специфику естественных и социально-гуманитарных наук. Вопросы:
Формы обучения и технологии: круглый стол по теме семинара. Формы контроля самостоятельной работы студентов: публичное обсуждение. Основная литература: 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с. 3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. Дополнительная литература: 1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с. 3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 5. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-146. 6. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 28-37. Тема 4. Специфика технических наук. Цель: описать характерные черты и особенности технических наук. Вопросы:
Формы обучения и технологии: обсуждение вопросов на семинаре. Формы контроля самостоятельной работы студентов: диспут по проблемным вопросам. Основная литература: 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с. 3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. Дополнительная литература: 1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с. 3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998. 6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 7. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-46. Тема 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия. Цель: раскрыть способы и перспективы взаимодействия науки и философии. Вопросы:
Формы обучения и технологии: практическое задание. Письменный ответ на представленные вопросы. Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменная работа. Основная литература: 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2011. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2011. – 376 с. 3. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. Дополнительная литература: 1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с. 3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998. 6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 7. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – С. 109-146. 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6.1. Общие положения Учебный курс «Философские проблемы науки и техники» включает в себя различные формы проведения занятий в соответствии с ФГОС (лекционные занятия, семинарские занятия и самостоятельная работа). При проведении лекционных занятий может быть использована комбинация нескольких видов лекций в зависимости от рассматриваемого вопроса:
Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического и практического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины. На семинарских занятиях решаются следующие педагогические задачи:
При изучении дисциплины могут быть использованы следующие формы семинарских занятий:
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой продукции, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем. СРС, направленна на углубление и закрепление знаний магистранта, развитие практических умений.
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа ориентирована на … - развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. - поиск, анализ, структурирование и презентация информации, - исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; - анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме. Для подготовки докладов и выступлений на семинарских занятиях можно воспользоваться также приведенными в настоящем издании методическими рекомендациями для написания рефератов (контрольных работ). 6.2. Методические рекомендации для изучения дисциплины Программа предусматривает проведение лекций и семинаров. Лекции носят интерактивный характер и предполагают активное участие слушателей. В ходе проведения семинарских занятий интенсивно используются общие групповые дискуссии, а также работа в малых группах с последующим обсуждением результатов. Ведение конспектов студентами считается обязательным для более полного усвоения материала. Помимо посещения аудиторных занятий студентами выполняется самостоятельная работа по изучению учебного курса. Оптимальный подход к изучению материала курса заключается в следующем:
6.3. Методические рекомендации по практическим занятиям и самостоятельной работе Методические указания по подготовке доклада или выступления на семинаре Подготовка доклада или выступления на семинаре не сводится к копированию материала из каких-либо источников и зачитыванию его вслух. Цель работы в данном случае заключается в том, что студент в процессе реферирования самостоятельно отобранных текстов достигает той степени погружения в материал и его осмысления, которая позволяет свободно оперировать информацией и давать ей собственные оценки. Такой подход позволяет выработать навыки самостоятельного мышления и собственную мировоззренческую позицию. Вопросы для докладов и ответов на семинарах приведены в разделе 5.3. «План семинарских занятий». |
Казахская академия труда и социальных отношений социально-гуманитарный факультет Специальности – 050301 «Юриспруденция», 050508 «Учет и аудит», 050509 «Финансы», 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент» | Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... ... | ||
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... ... | Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Российской федерации Б1 – гуманитарный цикл; социально-гуманитарный модуль; связана с теоретической и общекультурной составляющими цикла дисциплин «история... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | ||
Институт: социально- гуманитарный Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Биография факультета журналистики 2006 год С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет... | ||
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Фгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» (Россия) Педагогический факультет «Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы» | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... |