Муниципальное автономное учреждение
школа-интернат лицей - интернат г. Калининграда
СОГЛАСОВАНО: Ректор КОИРО
________________Л.А. Зорькина «_____»_____________2012г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ШИЛИ _______________ И.А. Карпов «____»___________2012 г.
| Программа курса углубленного изучения немецкого языка
для 7 – 11 классов по профилю «Лингвистика»
Составитель:
Носкова Д.А.
Учитель
МАУ ШИЛИ
г. Калининграда
СОГЛАСОВАНО: Методист кафедры
гуманитарных дисциплин ________________Е.О. Груцкая «_____»_____________2012 г.
|
|
Программа рассмотрена и принята
на педагогическом совете лицея
Протокол № 1
29 июня 201_ года
Калининград
2012
Пояснительная записка.
Процесс преподавания и обучения немецкому языку как первому иностранному в лингвистических 7 – 11 классах муниципального автономного учреждения школы-интерната лицея-интерната г. Калининграда (МАУ ШИЛИ) осуществляется на основании программы для классов с углубленным изучением немецкого языка, разработанной на основе программы-концепции О.Ю. Зверловой для общеобразовательных учреждений, изданной в 2002 году (М.: ИД-МАРТ, 2002), и авторской программы для углубленного изучения немецкого языка в лингвистических классах (7-11) Л.И. Гурвича и Хайдрун Симон: «Unterrichtsplanung fur die Klassen 7-11 des linguistischen Zweigs – Schwerpunkt Deutsch-» (Калининград, КОИРО, июнь 2005), а также программы для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка (М.: Просвещение, Изд. МАРТ, 1998) и программы по немецкому языку, одобренной на конференции министерства культуры ФРГ (der Rahmenplan wurde auf der 249. Sitzung des Bund-Länder-Ausschusses für Schulische Arbeit im Ausland vom 22./23.09.2009 in Münster zustimmend zur Kenntnis genommen), для школ, обладающих правом организации процесса подготовки учащихся, в том числе и с помощью программного учителя по немецкому языку из Германии, для получения языкового диплома I и II степени (Sprachdiplom, DSD I, II).
Цель программы заключается в процессе организации обучения немецкому языку как первому иностранному языку для формирования у учащихся неограниченной способности к овладению навыками письменной и устной коммуникации, что должно способствовать развитию навыков и умений к организации адресованной, адекватной ситуации реакции, также ориентированной деятельности говорящего согласно условиям процесса коммуникации.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Для достижения поставленной цели подразумевается кооперирование тематических составляющих выше указанных базовых программ с ключевыми содержательными концептами программ за счёт введения дополнительной информации в виде идиоматических выражений, новой и окказиональной лексики, выборочной терминологии с целью пополнения вокабуляра, отдельных, функционально-стилистически обусловленных грамматических структур, страноведческого аспекта (элективные курсы по страноведению в 10-11 классах (34 часа в год), знаний, без которых немыслимо корректное употребление аутентичной языковой нормы, а также выполнение ряда задач.
Задачи программы:
углубить и расширить коммуникативные компетенции с целью последующего прикладного применения в процессе учёбы, при освоении профессии и в процессе повышения квалификации;
способствовать формированию социальной компетенции на основании сообщения информации об особенностях страны изучаемого языка с целью последующей ориентации на сравнительный анализ с традициями и устоями собственной страны;
помочь учащимся сформировать приёмы и стратегии по освоению языка (-ов) с индивидуальной и общественной позиции для последующей самоорганизации процесса обучения и совершенствования языковой компетенции.
Методы и формы работы.
В качестве наиболее продуктивных принципов активного обучения в лингвистических классах используются следующие:
проблемное обучение как метод активизации творческой деятельности обучающихся;
контекстное обучение как метод социализации обучающихся в результате активной деятельности учащегося;
деятельностный подход в обучении, то есть активное обучение как организация и ведение учебного процесса, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
кооперативное обучение как метод организации групповой и парной работы с целью способствования скоординированной работе в коллективе обучающихся;
диалогическое обучение как взаимовыгодный обучающий процесс кооперации активной деятельности продуцента (учителя) и рецепции согласно схеме «я-ты-мы»;
исследовательский метод или метод исследовательских проектов структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов;
грамматико-переводной метод как способ развития логического мышления с помощью грамматических упражнений, совмещения грамматики с логикой, усвоение языкового материала происходит посредством перевода и механического заучивания наизусть;
коммуникативный метод как самый быстрый способ овладения навыками живого общения на немецком языке, при этом большая часть занятий посвящена разговорной речи в сочетании с чтением и письмом, практикуются навыки говорения и восприятия иностранной речи на слух;
игровое обучение как эффективный командный, соревновательный метод обучения.
В качестве рабочих техник преподавания используются:
ABC- метод, заключающийся в спонтанной активизации фоновых знаний для введения новой темы;
активное аудирование, являющее собой способ усвоения аудиоинформации с целью устранения аудиобарьеров и тренировки навыков аудирования с выбором запрашиваемой или глобальной информации (рефераты, доклады, короткие информативные высказывания, дискуссии и т.д.);
дебаты как способ развития коммуникативных навыков с умениями аргументации и представления собственной позиции;
(трёхступенчатое) интервью как способ активизации навыков говорения (особая роль уделяется функции модератора);
конференция – способ устранения языковых барьеров путём презентации подготовленных тематических выступлений и активной тренировки диалогической речи как следствия дискуссии по предложенной тематике;
креативное письмо – метод развития навыков (креативного) письма возможно с опорой на ключевые слова;
реферат как способ развития коммуникативных навыков публичного изложения чётко структурированного материала по заданной теме;
импульсный реферат;
Learning by Doing - изучение через деятельность - метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации;
Mind Map («карта памяти / разума») – популярный инструмент «мозгового штурма» как способ повышения креативности и работы в группах; фиксирования идей; активизации фоновых знаний, визуализации при обмене информацией;
проектный план / менеджмент (работа с диаграммами и графиками) как метод подготовки к сдаче экзамена на получения Языкового диплома II степени;
метод пробковой доски (групповая разработка темы), заключающийся в работе в малых группах с целью активизации изученного материала и обобщения с представлением перед классом;
ролевая игра – метод развития коммуникативной и социальной компетенций вследствие «погружения» в конкретную ситуацию общения;
стационарное обучение – форма открытого занятия, где участники индивидуально или в малых группах выполняют тематические задания с целью тренировки разнообразных навыков и умений (возможна унификация темы занятия);
метод «игры в снежки» - метод ведения дискуссии, в парах (четвёрках и так по нарастающей) с опорой на ключевые пункты, количество которых ограничено временем; как итог – представление результатов на пленуме;
визуализация – метод наглядного представления с целью последующего запоминания информации с опорой на различные средства, в том числе и ИКТ;
стенгазета – дидактический приём развития креативности учащихся, обучения компетенции самообучения и развития навыков коммуникации или письма в зависимости от ситуации общения на примере создания текстов, рисунков или результат поиска в Интернете на заданную учителем тему в рамках проекта или тем урока; так же может быть использован как рефлексия учащихся в связи с полученными практическими / теоретическими навыками;
обратная связь (Rückmeldung) - методы оценивания результатов и успехов учащихся (индивидуально или совместно с учителем) как способ анализа полученных ЗУН, которые могут быть реализованы с опорой на критерии (Kriterienraster), комментарии или неформальную письменную/устную беседу; форма портфолио.
В качестве форм работы используются:
индивидуальная работа (особенно при развитии навыков чтения);
работа в парах (Partnerarbeit, шефство (Patenhilfe), тандем-работа);
групповая работа (пленум, в рамках фронтальной работы, дискуссионный круг; ролевая игра; Team-Teaching);
занятие в классе.
Активизация учебно – познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации и ряда таких аспектов организации учебного процесса, как: гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.
Программа ориентирована на высокий результат в процессе освоения углубленного курса изучения немецкого языка, что способствует развитию сознательного подхода к изучению иностранного языка (немецкого) и создаёт предпосылки для развития интереса и мотивации к изучению последующих иностранных языков и самостоятельной долговременной организации к кооперативному обучению, что позволит учащимся познать эстетическое измерение изучаемого языка.
К концу седьмого класса учащиеся:
овладеют значениями новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
совершенствуют навыки аудирования;
совершенствуют навыки письменно фиксировать и связно передавать информацию различного объёма и характера;
изучат грамматические явления в установленном объеме (падежи и падежные вопросы, неличные и неопределенно-личные формы глагола, модальные глаголы, типы склонений имён существительных, систематизация множественного числа существительных, существительные, образованные от глаголов, личные, притяжательные, указательные, неопределённо - личные местоимения, местоимение „es“, , предлоги, парадигма склонения имён прилагательных и т.д.);
усвоят страноведческую информацию конкретного указанного характера;
лексический запас составит единиц 1000 единиц: к 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе (2-7; 5-7), добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру немецкоязычных стран и 100 новых лексических единиц за счёт углубленного изучения языка.
умения аудирования на уровне приблизительно - А2;
умения чтения на уровне приблизительно - В1;
умения письма на уровне приблизительно – А2;
умения говорения на уровне приблизительно – А2;
К концу восьмого класса учащиеся:
овладеют значениями новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
совершенствуют навыки аудирования;
будут развиты навыки и умения говорения в ситуациях повседневного общения; также приобретены и развиты навыки и умения высказывания и аргументации собственного мнения, умения вести дискуссию в рамках требований Языкового диплома I степени;
совершенствуют навыки письменно фиксировать и связно передавать информацию различного объёма и характера;
изучат грамматические явления в установленном объеме (употребление времён Präteritum, Perfekt, Futur I Indikativ, управление глаголов, склонение имён существительных (повторение), инфинитив с zu и без zu, систематизация имён прилагательных; придаточные времени (wenn, als), причины (da, weil), уступки (obwohl); словосложение; предлоги родительного падежа и т.д.);
усвоят страноведческую информацию конкретного указанного характера;
лексический запас составит единиц 1150 единиц: 1000 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 150 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.
умения аудирования на уровне приблизительно – B1;
умения чтения на уровне приблизительно - В1;
умения письма на уровне приблизительно – А2-B1;
умения говорения на уровне приблизительно – А2+;
К концу девятого класса учащиеся:
повысят речевую активность; увеличат объём речевых контактов на немецком языке и дальнейшее совершенствование умения поддерживать их в разнообразных ситуациях;
закрепят специальные языковые умения: языковую догадку, прогнозирование содержания читаемого текста, определение темы и основной идеи текста, семантизация слов на основе языковой догадки и словообразовательного анализа слова;
изучат грамматические явления в установленном объеме (Plusquamperfekt, придаточные цели, образа действия, дополнения; сложносочинённые предложения (союзы и союзные слова), пассив, все времена пассивного залога; употребление предлогов, требующих Genitiv, Dativ, Akkusativ, управление глаголов; Konjunktiv II и т.д.);
совершенствуют навыки аудирования;
совершенствуют умения письменно фиксировать и связно передавать информацию различного объёма и характера;
продолжат знакомство с культурой немецкоговорящих стран;
будут ознакомлены с форматом экзамена по немецкому языку в форме ГИА;
Лексический запас составит 1350 единиц: к 1150 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 200 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.
умения аудирования на уровне приблизительно – B1;
умения чтения на уровне приблизительно - В1-B2;
умения письма на уровне приблизительно – B1;
умения говорения на уровне приблизительно – B1;
К концу десятого класса учащиеся:
овладеют большим запасом современной лексики, большая часть которой предназначена для рецептивного усвоения, в том числе средствами выразительности (антонимы, синонимы, устойчивые выражения);
будут развиты уже имеющиеся навыки и умения говорения в ситуациях повседневного общения; также приобретены и развиты навыки и умения высказывания и аргументации собственного мнения, умения вести дискуссию, начинать, прерывать и заканчивать беседу;
при обучении письменной речи - развиты навыки умения писать письма личного характера, а также сочинения с элементами рассуждения и аргументацией;
изучат грамматические явления в установленном объеме (Konjunktiv II, I – все формы, Кондиционалис I; модальные глаголы в Infinitiv Passiv, Plusquamperfekt Passiv, систематизация Passiv; модальные глаголы: Perfekt, Plusquamperfekt Aktiv; относительные местоимения; предложное и беспредложное управление глаголов, прилагательных и наречий; распространённое определение; нормы правописания);
усвоят страноведческую и краеведческую информацию конкретного указанного характера (предъявление страноведческого материала происходит по принципу межкультурного общения, данный аспект базируется на принципе сравнения. Более подробную информацию страноведческого характера учащиеся 10-х классов школ с углубленным изучением ИЯ (немецкого) получают, прослушав элективный курс по страноведению (34 часа в год), а также по краеведению (34 часа в год).
Лексический запас составит 1550 единиц: к 1350 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 200 новых лексических единиц.
умения аудирования на уровне приблизительно – B2+- C1;
умения чтения на уровне приблизительно – В2+- C1;
умения письма на уровне приблизительно –B2+;
умения говорения на уровне приблизительно – B2+;
К концу одиннадцатого класса учащиеся:
овладеют большим запасом современной лексики, большая часть которой предназначена для рецептивного усвоения, в том числе средствами выразительности (антонимы, синонимы, устойчивые выражения), а также интернационализмы;
будут развиты уже имеющиеся навыки и умения говорения в ситуациях повседневного общения; также приобретены и развиты навыки и умения высказывания и аргументации собственного мнения, умения вести дискуссию, начинать, прерывать и заканчивать беседу с учётом требований ЕГЭ и Языкового диплома II степени;
при обучении письменной речи - развиты навыки умения писать письма личного характера, а также сочинения с элементами рассуждения и аргументацией;
изучат грамматические явления в установленном объеме (предложное и беспредложное управление глаголов, прилагательных и наречий; нормы правописания; заимствованная лексика; новое в политической лексике – неологизмы, словосложение; причастные и деепричастные обороты; распространённое определение; грамматическая синонимия);
усвоят страноведческую и краеведческую информацию конкретного указанного характера (предъявление страноведческого материала происходит по принципу межкультурного общения, данный аспект базируется на принципе сравнения. Более подробную информацию страноведческого характера учащиеся 10-х классов школ с углубленным изучением ИЯ (немецкого) получают, прослушав элективный курс по страноведению (34 часа в год), а также по краеведению (34 часа в год).
Лексический запас составит 1850 единиц: к 1550 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 300 новых лексических единиц.
умения аудирования на уровне приблизительно – B2+- C1;
умения чтения на уровне приблизительно – В2+- C1;
умения письма на уровне приблизительно –B2- C1;
умения говорения на уровне приблизительно – B2+ - C1;
Контроль за освоением изученного материала имеет диагностическую, оценочную и также мотивирующую функцию, осуществляется с помощью систематического контроля в виде контрольных и проверочных работ, а также и в виде итогового контроля (экзамена):
7 класс – летняя сессия (устно);
8 класс – летняя сессия (устно);
9 класс – зимняя сессия (в формате ГИА или по билетам);
10 класс – летняя сессия (в формате Языкового диплома);
11 класс зимняя / летняя сессия (в формате ЕГЭ на основании выбора учащегося).
Результаты контроля должны помочь учащимся узнать свои сильные и слабые стороны и сделать соответствующие выводы; он является основой для управления и планирования учебного процесса на каждом конкретном отрезке и на перспективу.
2. Учебно-тематический план.
|