Скачать 384.8 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗАЙЦЕВОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ МБДОУ №1 г. Полярные Зори Сведения об аттестуемом работнике.
Оглавление.
Пояснительная записка. Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляют собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда и рациональной логопедической работы. Коррекционно-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:
Выбор документов и материалов портфолио определялся характером поставленных задач, индивидуальными особенностями воспитанников, методической темой педагога. В инвариантной части портфолио включены материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий, методов, методик, приемов и средств обучения, описываются инновационные формы и методы работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, решаемые в рамках логопедической группы (с ФФНР) и дошкольного логопедического пункта. Также представлены результаты коррекционной деятельности за аттестационный период. В вариативную часть включены материалы, содержащие конкретные результаты педагогической коррекционной деятельности: результаты работы по методической теме, участие в творческих и проблемных группах, распространение педагогического опыта, создание условий для проведения эффективной коррекционно-образовательной деятельности, о дополнительной образовательной услуге, сведения о повышении квалификации педагога. В приложении портфолио содержатся материалы, подтверждающие уровень профессионализма: копии документов об образовании и повышении квалификации, копии документов, подтверждающие результативность работы по методической теме, копии грамот, благодарственных писем. Инвариантная часть. К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.). Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. В связи с вышеуказанным, основная цель моей деятельности – коррекция речи детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы (ФФНР) и логопункта. Ее следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы работы для детей с нарушениями речи. Задачи, решаемые в условиях (старшей) логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
Логопедическая группа для детей с ФФНР была организована в соответствии Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 года, Законом РФ «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Коррекционная работа с детьми логопедической группы направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. На индивидуальных занятиях работа ведется по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой. На этапе автоматизации звука реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т.д. и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняют дети. Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. Задачи, решаемые в условиях логопункта:
С 2001 года, для реализации коррекционных задач мною использовались следующие программы: - программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» /Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной/; - методическое пособие Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда». М.: Просвещение,1985., рассчитанное на учителей-логопедов дошкольных учреждений специального назначения, в котором рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы. В настоящее время на базе логопедического пункта реализуется рабочая коррекционная программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте», которая утверждена педагогическим советом (протокол №4 от 14.05.2008 года). Программа разработана с учетом опыта работы дошкольного логопункта, а также на основе программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Для повышения результатов коррекционного процесса я использую современные образовательные технологии, методики и инновационные формы и методы работы с детьми. Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка, сделать более эффективным процесс взаимодействия с коллегами, с детьми и их родителями. Применяемые мною информационно-коммуникационные технологии в детском саду можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации и технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы. Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях, решаются следующие задачи: 1. Формирование психологической готовности к обучению в школе. 2. Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности. 3. Формирование мотивационной готовности к деятельности. 4. Развитие волевых качеств. 5. Развитие произвольной моторики пальцев рук. 6. Повышение эффективности логопедической работы при коррекции нарушений речи. 7. Ускорение процесса подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупреждение появления у них вторичных расстройств письменной речи. Методологическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина). Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия, я учитывала следующие правила: - продолжительность занятия на компьютере – 10 минут; - игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе); - периодичность – 2 раза в неделю; - индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях; - противопоказания – эпилепсия; - особое условие – согласие родителей на индивидуальные занятия. При организации работы логопедической группы (для детей с ФФНР) я стала применять в коррекционно-образовательном процессе мультимедийные презентации. Несформированность фонетических компонентов речи детей, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Мною и воспитателями логопедической группы на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использовались компьютерные презентации. Целью применения компьютерных презентаций на логопедических занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет их на составляющие, а также подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества: - информационная емкость, -компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. |
Мбдоу «Детский сад №18» г. Рязани» Фрагмент портфолио учителя логопеда... Использование современных образовательных технологий в коррекционно – логопедическом процессе | Конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Интегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога... | Содержание: Работа логопеда Формы логопедической работы Причины заикания... Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Сайты для учителя-логопеда | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всего педагогов в гкоу со криулинская скоши 31, учителей-предметников, включая учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога 20... | Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении... Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы... Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Урок учителя немецкого языка моу «Моргнская основная общеобразоваельная... | ||
Учителя математики Федотовой Марфы Ивановны Моу -кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления имени Е. Е | Персональный сайт учителя Пятаевой Натальи Юрьевны, где собран материал... | ||
Сценарий логопедического праздника Магу факультета по и ст (специальность «логопедия») Кириченко Н. С. и Смирновой А. В. под руководством учителя-логопеда Курцевой... | Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных... Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных... |