Урок: кейс-метод Практическая часть





Скачать 107.48 Kb.
НазваниеУрок: кейс-метод Практическая часть
Дата публикации07.03.2015
Размер107.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Суетовская общеобразовательная школа

Ярцевского района Смоленской области

Томский государственный педагогический университет

Всероссийский сетевой педагогический Проект

«Современный урок: кейс-метод»

Практическая часть

Авторская разработка

учебного кейса

в рамках внеклассного мероприятия

по теме: «Чти отца своего…»
Автор: Жолудева Вера Викторовна,

учитель английского языка и

основ православной культуры

Суетово
2013

Внеклассное мероприятие

8 класс

Тема: «Чти отца своего…»

Время занятия – 1 час 40 минут

Вид кейса – практический

Тип кейса – эвристический
Цель:

  1. содействовать углублению моральных знаний школьников о семейных ценностях и традициях.

Задачи:

  1. формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;

  2. воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

  3. способствовать моральному развитию детей;

  4. побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

  1. Проблемное задание.

Классный руководитель: Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца своего и матерь свою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». Почему же дети не могут найти общего языка с родителями?

Как вы думаете? Примерные ответы детей:

  • Родители не дают свободы.

  • Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

  • Родители ненавидят своих детей.

  • Родители все время работают, не занимаются с детьми.

  • Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель: Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты? Примерные ответы детей:

  1. Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

  2. Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

  3. Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять и попытаемся найти бесконфликтные выходы из семейных ситуаций. Я предлагаю вам составить Памятки для детей об уважительном отношении к родителям. Для решения данной задачи я предлагаю изучить вам следующие материалы:


  1. Содержание кейса (Подробнее смотри Приложение 1)

  1. Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – с.189. - Сказка-притча про старика-отца

  2. Стихотворение Ларисы Алекс

  3. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. 6-е изд., испр. И доп. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006, с.349. – Отрывок из книги Старца Силуана

  4. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни. – Издательский дом Русский Паломник, Валаамское Общество Америки, Москва, 2007, с.24.

  5. Притча о трёх буханках хлеба

  6. Пословицы, поговорки об отношении к родителям - http://ossbe.com/community/1696/posts/28341 http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/propovedi/704_poslovitzy_o_vere_i_zhizni.htm

http://flaminguru.narod.ru/poslotzi.htm

  1. Афоризмы о почитании родителей - http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-roditelyax/



  1. Краткое описание работы над кейсом:




    1. Сам кейс предоставляется учащимся непосредственно во время мероприятия. На его изучение отводится около 40 минут времени.

    2. Класс разбивается на 3 группы.

    3. Затем организуется работа в группах по поиску решения поставленной проблемы: составление Памяток об уважительном отношении к родителям. Классный руководитель консультирует учащихся, учащиеся объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия длится около 40 минут.




  1. Итоговая часть занятия (60 минут)




  1. Подведение итогов, обобщение полученных результатов. Учащиеся зачитывают свои составленные Памятки об уважительном отношении к родителям.

  2. В рамках итоговой части классный руководитель предлагает учащимся решить 3 «Воспитывающих ситуации» из книги Давыдовой А.В. Классные часы: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008. – с.163. – или предложить свой бесконфликтный выход:

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

1. Мама. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Пусть сестра сходит»;

в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г) «Завтра схожу».

д) свой вариант (бесконфликтный)
2. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь, а ей нужно срочно реферат по истории печатать.

а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б) «Закончится уровень, и она сядет»;

в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

д) свой вариант (бесконфликтный)
3. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б) «Захотел - и прогулял!»;

в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г) «Как вы меня все достали!»

д) свой вариант (бесконфликтный)
(Учащиеся зачитывают свои решения «Воспитывающих ситуаций»)

  1. Далее классный руководитель организует процедуру оценки усвоения учащимися знаний школьников о семейных ценностях и традициях. Для этого учащимся предлагается провести ранжирование определённых нравственных качеств и семейных ценностей и понятий. Им предлагается «Анкета» (Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 6 класс. - 3-е изд. – М.: «5 за знания», 2008. – с.85.)



Анкета
Каждый человек мечтает о счастье. У каждого человека своё понимание счастья.

Ниже приведены различные поводы для того, чтобы быть счастливым. Какой из них для тебя наиболее значим?


  1. Счастье в том, что у тебя есть папа и мама.

  2. Счастье в том, что у тебя много денег, и ты можешь купить то, что захочешь.

  3. Счастье в том, что у тебя много друзей, которые тебе всегда придут на помощь.

  4. Счастье человека в большой семье.

  5. Счастье, когда тебя понимают.

  6. Счастье иметь в доме четвероного друга.

  7. Счастье учиться на «отлично».

  8. Счастье, если ты никогда не болеешь.



Выводы: учащимся понравилось работать над данной темой. В процессе работы отрабатывались навыки и умения работать в коллективе, принимать коллективное решение. О том, что учащиеся сделали правильный выбор, и мероприятие достигло цели, показывают результаты обработки анкеты и бесконфликтные варианты решений из «Воспитывающих ситуаций»:


п/п

Понятие

Выбор учащихся в % отношении

1.

Счастье в том, что у тебя есть папа и мама.


100%

2.

Счастье человека в большой семье.

66

3.

Счастье в том, что у тебя много друзей, которые тебе всегда придут на помощь.


50

4.

Счастье, когда тебя понимают

50

5.

Счастье, если ты никогда не болеешь

50

6.

Счастье иметь в доме четвероного друга

33

7.

Счастье учиться на «отлично»

33

8.

Счастье в том, что у тебя много денег, и ты можешь купить то, что захочешь.


66% учащихся поставили этот критерий на 8 место



Примеры бесконфликтных вариантов решений «Воспитывающих ситуаций», предложенных учащимися
1 ситуация: «Сейчас схожу!»

2 ситуация: «Хорошо, договорились! Иди, работай на компьютере, а я прогуляюсь с собакой».

3 ситуация: «Папа, прости, я постараюсь больше так не делать!»
Примерная Памятка о почтительном отношении к родителям
1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесет им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

5. И помните слова Исократа: «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе».

6. Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.


Приложение 1. Содержание материалов кейса


  1. Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – с.189. - Сказка-притча про старика-отца

Сказка-притча про старика-отца
Вся семья садилась обедать за один большой стол. Молодым родителям надоело видеть, как их старенький отец за обедом громко хлюпает и проливает суп из ложки на скатерть. Поэтому они посадили его за отдельный стол и поставили перед ним корыто, пожалев хорошей посуды. Через какое-то время отец мальчика увидел, как его маленький сын на улице во дворе делал из песка маленькое корыто. Отец подошёл и спросил у сына, зачем ему понадобилось это корыто. И маленький мальчик ответил: «Папа, когда я вырасту, а ты станешь стареньким, как наш дедушка, и у тебя не будет зубов, я тебя тоже буду сажать за отдельный стол, и ты будешь кушать из этого маленького корыта». Отец устыдился до слёз.

На следующий день родители мальчика застелили стол новой скатертью, посадили своего старенького отца на почётное место и поставили перед ним лучшую, новую тарелку!


  1. Стихотворение Ларисы Алекс

Выбирал мальчишка розу осторожно,

Так, чтоб остальные не помять,

Продавщица глянула тревожно:

Помогать ему, не помогать?
Тоненькими пальцами в чернилах,

Натыкаясь на цветочные шипы,

Выбрал ту, которая раскрыла

По утру сегодня лепестки.
Выгребая свою мелочь из карманов,

На вопрос - кому он покупал?

Засмущался как-то очень странно:

«Маме…»,- еле слышно прошептал.
-День рожденья, ей сегодня тридцать…

Мы с ней очень близкие друзья.

Только вот лежит она в больнице,

Скоро будет братик у меня.
Убежал. А мы стояли с продавщицей,

Мне - за сорок, ей – за пятьдесят.

Женщинами стоило родиться,

Чтобы вот таких растить ребят.


  1. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. 6-е изд., испр. И доп. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006, с.349.

Отрывок из книги Старца Силуана

Жил-был один крестьянин, неграмотный, но глубоко веривший в Бога. И был у него маленький сын по имени Семён. Отец любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды, в праздничный день, он с удовольствием пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от «книжного» человека узнать что-либо новое и интересное. Ибо томился он своей «темнотой» и жадно тянулся к знаниям. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семён с любопытством прислушивался к беседе отца и гостя. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не бог, и что вообще Бога нет. Мальчика особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?» И он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Гость ушёл, а маленький Семён сказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет». На это отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не верь ему».

Много лет прошло с тех пор. У них была большая семья: отец, мать, пять сыновей и две дочери. Жили они дружно. Взрослые братья работали с отцом. Однажды, во время жатвы, Семёну пришлось готовить в поле обед; была пятница, забыв об этом, он наварил свинины, и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою, в какой-то праздник, отец сказал Семёну с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил нас свининой? А ведь была пятница. Ты знаешь, я ел её тогда, как отраву». «А что же ты, отец, не сказал мне сразу?» «Я, сынок, смутить тебя не хотел».

(Заметим, что для православного человека пятница – постный день, когда мясо есть нельзя. Для глубоко верующего отца Семёна есть мясо в пятницу было величайшим страданием.)

  1. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни. – Издательский дом Русский Паломник, Валаамское Общество Америки, Москва, 2007, с.24.

*****

Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж много и нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.
*****

Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.


  1. Притча о трёх буханках хлеба


Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.


  1. Пословицы, поговорки об отношении к родителям -

http://ossbe.com/community/1696/posts/28341 http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/propovedi/704_poslovitzy_o_vere_i_zhizni.htm

http://flaminguru.narod.ru/poslotzi.htm
Например:

  1. «Нет такого дружка, как Родная матушка».

  2. «Как Бог до людей, так отец до детей».

  3. «Птица радуйся весне, а младенец - матери».

  4. «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости».

  5. «Родительское слово на ветер не молвится» и др.




  1. Афоризмы о почитании родителей - http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-roditelyax/


Например:

  1. «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность». (Сократ)

  2. «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе». (Исократ)

  3. «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети». (Сухомлинский В.А.)

  4. «Будь правдив с матерью и отцом. Спрашивай у них разрешения и позволения на то, что без их одобрения делать нельзя. Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми». (Сухомлинский В.А.)

  5. Ты буйство юности, как зверя, укроти,

Отцу и матери всегда служи оградой.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал свое родное чадо.

(Хосров Н.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: кейс-метод Практическая часть iconСказка «Ябеда». Задание: сформулируйте правило, как нужно реагировать,...
...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconУрок проведен в рамках одного из четырех типов подходов организации...
Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс – метод»
Урок: кейс-метод Практическая часть iconКейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века
Урок: кейс-метод Практическая часть iconКонкурс на лучшую методическую разработку урока с использованием технологии «Кейс-метод»
Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconКонкурс методических разработок конкурсная работа Решение энергетической...
Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году. В настоящее время кейс-метод...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconОсновы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Урок: кейс-метод Практическая часть iconУрок: Информационные Системы в профессиональной деятельности Группа...
«Бизнес- план в программе Project Expert» в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
Урок: кейс-метод Практическая часть iconМедведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие
Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс – метод»
Урок: кейс-метод Практическая часть icon«Современный урок – кейс метод» Класс
Перед учителем математики стоит задача: в какой из банков города Воронежа учителю выгодно вложить депозит в сумме 50 000 рублей сроком...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Урок: кейс-метод Практическая часть iconПрактическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
Набережные Челны, Республика Татарстан, гбс(К)оу «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75 III...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconТомский государственный университет
Профессиональные компетенции преподавателя, использующего метод кейс-стади в организации обучения
Урок: кейс-метод Практическая часть iconУрок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива»
Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода....
Урок: кейс-метод Практическая часть iconПрактическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
Санкт-Петербурга объявил тендер на разработку лучшего туристического маршрута для привлечения туристов в наш город. Потенциальным...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconПрактическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Урок: кейс-метод Практическая часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема «Кейс-метод в процессе обучения (контроля) компетентностей учащихся по географии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск