МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МО КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Районный информационно-методический центр
Итоги работы по ФГОС начального общего образования в 2011-2012 гг.
и перспективы на новый учебный год
Материалы педагогической конференции 24 мая 2012 года
МО Красноуфимский округ
2012
Итоги работы по ФГОС начального общего образования в 2011-2012 гг. и перспективы на новый учебный год». Материалы педагогической конференции 24 мая 2012 года. - МО Красноуфимский округ, 2012.
Ответственный за выпуск: Мещерякова Наталья Михайловна.
© МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Районный информационно-методический центр. – 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Балуева Т.В. МКОУ Приданниковская СОШ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
| 5
| Веселова С.А. МКОУ Чувашковская ООШ.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
| 8
| Зайцева С.А. ,Мальцева Л. В., Петухова Н.Н. МКОУ Александровская СОШ
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
| 9
| Закирова Г.А. МКОУ Усть-Машская СОШ
ФГОС ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
| 11
| Илюшкина С.А. МКОУ Марийключиковская ООШ
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
| 13
| Калинина Е. Г. МКОУ Саранинская СОШ
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФГОС В ОУ
| 16
| Комарова Т.А. МКОУ Чатлыковская СОШ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
| 19
| Медведева Е. А. МКОУ Нижнеиргинская СОШ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ,
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
| 23
| Романова Е.Л. МКОУ Саранинская СОШ
ПРИЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
| 25
| Сычева Н.А. МКОУ Александровская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 2-ГО КЛАССА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
| 29
| Тебнева С.С. МКОУ Ювинская СОШ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕВОКЛАССНИКОВ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
| 31
| Упаева В.Н. МКОУ Тавринская СОШ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
| 33
| Федякова С.М. МКДОУ Криулинский детский сад №3
ФГОС И ФГТ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
| 36
| Чащина С.И. МКОУ Натальинская СОШ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
| 40
| Чухарев С.В. МКОУ Саргаинская СОШ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
| 41
| Шупикова Р.П. МКОУ Криулинская СОШ
Сотрудничество с интернет-холдингом «электронные образовательные ресурсы «Первое сентября» - современная и перспективная тенденция работы
в условиях внедрения ФГОС
| 42
| Ярмышева Е.В. МКОУ Крыловская СОШ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
| 44
| Кобякова М.В. МКОУ ДОД Красноуфимская районная ДЮСШ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ И ДЮСШ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
| 47
| Балуева Т.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МКОУ Приданниковская СОШ
Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволило в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальной, аудиальной) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наглядным; позволяет сократить время для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся приобретают навыки контроля и самоконтроля.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Учителем используются развивающие методы и приемы: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, предполагает использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Информационные ресурсы.
Бондаренко Е.А., Хабибулина И.Ю. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Окружающий мир. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: БизнесМеридиан,2011.
Бондаренко Е.А., Хабибулина И.Ю. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Окружающий мир. 1-4 кл. Мульмидеийное пособие. – М.: БизнесМеридиан,2011
Нарушевич А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. М., Издательский дом «Первое сентября», 2010 г.
Веселова С.А.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МКОУ Чувашковская ООШ
Деятельностный подход в организации урока.
Одним из современных требований к уроку является деятельностный подход, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, использованию диалога, общения.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Например:
Игра «Сундучки»
- Составьте выражения с числами из сундучков.
(учащиеся составляют выражения)
9+2 9+3
8+3 8+4
7+4 7+5
6+5 6+6
- Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1)
- Что происходит со вторым слагаемым? (Увеличивается на 1)
- Изменится ли сумма? (Нет)
- Какие примеры мы ещё не научились решать?
- Какие задачи мы поставим на уроке?
2. Оценивание.
В конце урока учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку. (2-3 ученика оценивают свою работу на уроке, с чем справились и над чем ещё нужно поработать) (Оцените работу своего соседа по парте.
- Молодец, всё решено правильно;
- Хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
- Тебе нужна помощь учителя.) - Все задания сделаны успешно и вы очень-очень довольны собой;
- Не всё получилось, но в целом справились с заданием и довольны собой;
- Было трудно, справились не со всеми заданиями, постараюсь.
Формирование самооценки.
Как развивала адекватную самооценку?
Даём проявить (неадекватную) самооценку. (на ближайших уроках)
(на ближайшей неделе) Развиваем эмоциональную рефлексию – основу для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.
(спустя месяц после 1-го шага) Устанавливаем порядок самооценки.
(спустя несколько дней после 3-го шага) Учим признавать свои ошибки.
(спустя один-два месяца) Используем развитое умение самооценки!
Зайцева С.А. ,Мальцева Л. В., Петухова Н.Н.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МКОУ Александровская СОШ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное формирование общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно – при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Организация групповой работы является, по мнению разработчиков ФГОС, одной из главных задач начальной школы. Задача учителя при организации работы в группе состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной.
Каждый учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. До недавнего времени чаще всего использовался объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. А это невозможно без групповой деятельности обучающихся.
В связи с вышесказанным, организация групповой работы является одной из первостепенных задач начальной школы. Актуальность организации групповой работы в системе обучения определила тему нашего выступления.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Её главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Усиление акцентов на вариативность и личностную направленность системы начального образования требует от учителя поиска современных эффективных методов и технологий обучения. Организация групповой работы в урочное и внеурочное время положительно сказывается на формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных). Наше желание по отношению к обучающимся: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Закирова Г.А.
|