Этап урока (выбрать нужное)
| Пример-ное время из часов, отве-денных на урок согласно Прило-жению1
| Работа учителя
| Работа учащихся
| ЦОР к уроку (ссылка)
|
1
| 0
| 3
| 4
| 5
|
I. Вводная часть
|
|
|
|
|
I. Организационный момент
| 1 мин.
| Приветствует учащихся, создает настрой на восприятие.
| Готовятся к уроку.
| −
|
II. Постановка цели урока
|
|
|
|
|
Актуализация опорных знаний.
| 2 мин.
| Сообщает основную идею изучаемого материала. Ставит перед учащимися учебную проблему: Как можно обозначить количество предметов? Какие способы для этого существуют? Какой из способов является наиболее универсальным? Как работает компьютер с числовой информацией?
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию цели урока.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, высказывают свои предположения.
| −
|
Повторение теоретического материала.
| 3 мин.
| Создает условия для возникновения ассоциативных связей при просмотре слайдов учебной презентации (выборочно). Комментирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
| Принимают участие в обсуждении при просмотре отдельных слайдов учебной презентации по теме «История развития систем счисления».
Принимают участие в обсуждении, приходят к промежуточным выводам на основе обсуждаемого материала.
| История развития систем счисления (презентация) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
|
III. Основная часть
|
|
|
|
|
Повторение материала, изученного в 8-9 (основных понятий рассматриваемой темы).
| 4 мин.
| Подводит учащихся к самостоятельной формулировке понятий «цифра», «алфавит», «размерность алфавит», «основание системы счисления», «разряд числа».
| Учащиеся в беседе с учителем и друг с другом обсуждают основные понятия, затем сравнивают их с материалом учебника.
| История развития систем счисления (презентация) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
|
Повторение материала, связанного с развернутой формой записи числа.
| 3 мин.
| Демонстрирует слайд фронтально, во время демонстрации учитель поясняет детали.
| Просматривают слайд
Повторяют материал по учебнику (§ 3.1), выполняют задание на запись десятичных чисел в развернутой форме (по индивидуальным карточкам или совместно).
| Развернутая форма записи числа (презентация) http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/?sort=order&&rubric_id[]=63374&rubric_id[]=75407
|
Знакомство с ключевым понятием урока «базис системы счисления».
| 4 мин.
| Учитель демонстрирует учебный материал (см. приложения), затем предлагает учащимся привести свои примеры различных базисов.
| Изучают материал, рассматривают и записывают примеры в тетрадь, приводят свои примеры самостоятельно.
| Вопрос 12 к теме «Системы счисления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/988b9bbe-0e11-413e-a0bc-dae967b27151/%5BINF_033%5D_%5BQS_13%5D.html
Интерактивная модель «Цифровые весы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/%5BINF_032%5D_%5BIM_01%5D.swf
Статья «Системы счисления», часть 2 (демонстрация примеров систем счисления с различными базисами): http://inf.1september.ru/article.php?ID=200701711
|
IV. Освоение учащимися нового материала
|
|
|
|
|
Закрепление понятия «базис системы счисления»
| 4 мин.
| Фиксирует внимание учащихся на отдельных моментах, предлагает выполнить практическое задание.
Во время заполнения таблицы учитель обсуждает использование арабских цифр для систем счисления с основанием меньше 10.
| Учащиеся выполняют задание (§ 3.1, стр. 31) самостоятельно (записывают базис для некоторых из приведенных систем счисления), участвуют в обсуждении.
| −
|
Проверка уровня понимания учебного материала, коррекция ошибок.
| 4 мин.
| Учитель задает вопросы:
Каково количественное значение числа 102 (103, 108, 1016) в десятичной системе счисления? Во сколько раз увеличится число (1110, 112, 113, 114 и т.д.), если к нему приписать справа один 0? Два нуля? Во сколько раз изменится значение числа, если запятую перенести на 1 (2, 3) позиции вправо (влево)?
Учитель предлагает записать ряд чисел в различных позиционных системах счисления по аналогии с 10-й системой счисления.
| Ответы на вопросы.
Выполнение практического задания на запись ряда чисел в различных системах счисления.
| После выполнения учащимися практического задания при наличии времени можно продемонстрировать формирование числового ряда в различных системах счисления (см. анимацию «Сounting», подзаголовок «Decimal»): http://www.mathsisfun.com/binary-number-system.html
|
Представление чисел в развернутой форме по базису системы счисления. Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления.
| 5 мин.
| Во время просмотра презентации (фронтально или на персональных компьютерах) учитель поясняет детали, при выполнении заданий оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения.
| Учащиеся просматривают презентацию и записывают примеры.
Учащиеся после демонстрации учебного материала самостоятельно выполняют задание на использование изученного алгоритма (перевод числа из произвольной позиционной системы счисления в десятичную).
| Презентация «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf
|
Знакомство с принципом записи чисел в позиционной системе счисления по схеме Горнера
| 4 мин.
| Учитель показывает общую форму записи числа в развернутом виде и в преобразованном по схеме Горнера, объясняет алгебраические основы данного алгоритма.
Учитель предлагает подсчитать количество арифметических операций для одного и того же примера, выполненного разными способами.
| Учащиеся изучают алгоритм схемы Горнера.
Учащиеся подсчитывают количество операций и самостоятельно приходят к выводу, что схема Горнера является алгоритмом быстрого перевода чисел.
| Схема Горнера (анимация): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fdc33fd-27d9-477c-9cbb-0a26d056af03/%5BINF_029%5D_%5BAM_01%5D.swf
Схема Горнера (модель): http://fcior.edu.ru/card/7114/dvoichnaya-sistema-schisleniya.html
Материал статьи: http://inf.1september.ru/article.php?ID=200900405
|
Повторение основных понятий урока
| 2 мин.
| Учитель создает условия для фиксации внимания учащихся на основных определениях и выводах посредством направляющих вопросов.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
|
|
V. Самостоятельная работа по новому материалу
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа учащихся
| 6 мин.
| Оказывает помощь тем школьникам, кому это необходимо.
| Выполняют индивидуальные задания на перевод смешанных действительных чисел.
Выполняют упражнение №3 после параграфа учебника.
| −
|
VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
|
|
|
|
|
Выдача задания на дом по результатам проведенного урока
| 1 мин.
| Сообщает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению:
параграф 1.3.1, № 4, 5, 6 письменно; разобрать пример фибоначчиевой системы самостоятельно.
| Фиксируют информацию
| Дополнительный материал к уроку: тематические ресурсы Единой коллекции ЦОР
|
VII. Завершение урока
|
|
|
|
|
Подведение итогов.
| 2 мин.
| Сообщает о выполненном плане работы, оценивает работу совместно с учащимися.
| Отмечают интересные элементы урока, планируют работу на будущее.
| −
|