Скачать 1.64 Mb.
|
Авторская методическая разработка преподавателя истории и обществознания ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 Беловой Елены Владимировны По теме: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания для детей с ограниченными возможностями здоровья» Направленность: для коррекционных образовательных учреждений Содержание авторской разработки: использование интерактивных стратегий обучения и ИКТ-поддержка учебного процесса Москва. Зеленоград. 2009 год. Введение На сегодняшний день вопрос о факте использования ИКТ в учебном процессе уже не актуален. Основная проблема современного обучения заключается в комплексной методике применения всех имеющихся в наличии учителя технических возможностей, программных продуктов и собственных сил и средств, для достижения максимально эффективного результата обучения при минимизации времени. Не всегда можно найти нужный демонстрационный материал (схемы, плакаты, карты и т.п.) для урока. Не все устраивает в готовом варианте электронном учебном пособии. Но овладев несложным набором программ, можно с успехом самому создавать нужный вариант использования имеющейся информации. И очень результативно получается, если привлекать к этому процессу своих учеников. Налицо гордость детей в причастности к процессу подготовки урока. Да и хранить свои разработки гораздо проще, дешевле, компактнее. Это действительно очень актуальная на сегодня проблема в образовании. ИКТ как раз намного упрощают его. При использовании методических разработок обязательно нужно учитывать несколько вариантов использования ИКТ в зависимости от обеспечения учителя технической базой, начиная от самой простой (один компьютерный класс на всю школу), средней (учительский компьютер в каждом классе, со вспомогательным оборудованием в виде интерактивной доски, проектора, сканера, принтера, локальной школьной сети), и заканчивая полностью обеспеченным компьютерным классом в каждом кабинете, с выходом в сеть Интернет и возможностью дистанционного интерактивного обучения, как в классе, так и удаленно через Интернет. После этого нужно создать базу знаний и данных, для использования в школьных занятиях каждого предмета. Данная методика составлена с учетом задач городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5»; проекта «Наша новая школа», программы развития ГОУ СОШ №367 2007-2010 годы. В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. С помощью методики происходит формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самообразования). Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность образования. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом. Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала. Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья: Обладая сохранным интеллектом, дети не могут обучаться в обычной школе по причине серьезных нарушений здоровья:
Цели методики:
Задачи:
Принципы работы:
Содержание Глава 1 . Мои презентации в Power Point из пакета Microsoft Office В первой главе рассматривается необходимость создания своих собственных презентаций для проведения уроков. Доказывается их наиболее удобная форма при проведении занятий. Были созданы свои собственные презентации по курсу «История России. XX начало XXI века». Рассмотрено их практическое применение в классно-урочной и внеклассной форме. Изучено применение различных технических средств при подготовке и показе презентации. Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point. Даны практические рекомендации по созданию и построению плана урока на основе презентаций. Практика показывает, что использование интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых объектов в составе презентации повышает интерес учеников к предмету и улучшает усвоение учебного материала. Обоснование использования собственных презентаций: к сожалению, не всегда удобно использовать готовые компьютерные программы. Это происходит из-за разных причин:
Вот задачи, которые должно решить специализированное программное обеспечение на уроке:
Всем этим требованиям обладает не готовый продукт, а программа создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Поэтому я начала создавать презентации для своих уроков по курсу истории. Для классно-урочной и дистанционной форм обучения я делаю два разных комплекта презентаций. Комплект презентаций для проведения урока рассчитан на выполнение санитарных норм по ограничению времени использования ИКТ на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому мои презентации обладают академичным оформлением и использованием удобночитаемых на большом расстоянии черных шрифтов на белом фоне (для слабовидящих детей), а также имеют модульную форму, что позволяет варьировать нагрузку в ходе проведения урока. Я использую современные средства визуального и видео сопровождения, такие как флеш-файлы для проведения проверочных интерактивных заданий и масштабируемых исторических карт. Также с их помощью выводится аудио-пояснения материала и видео поддержка. Для дистанционного доступа я создаю презентации с функциями опорного конспекта, для возможностей изучения его учащимися самостоятельно. При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра, а экраном служит интерактивная доска Mimio Xi. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности Power Point позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point. В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации. Учащиеся заполняют недостающие графы исторической таблицы, рисуя стикером прямо на интерактивной доске. Если заполнение таблицы у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется уже правильно заполненная таблица. Один из учеников заполняет таблицу прямо на слайде. Эта таблица сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера непосредственно на уроке или после него в любое время. Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока: • объяснение нового материала • закрепление изученного материала • повторение пройденного материала При желании слайды с работой учеников можно сохранять в программе интерактивной доски или в коллекции программы Notebook. Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации и интерактивной доски, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов. Примерное содержание курса презентаций. Содержание программы. «История России. XX – начало XXI века» (11 класс.)
|
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка Учитель – тимошичева елена ивановна – учитель истории и обществознания мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского... | ||
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения... Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | ||
Отчёт о проделанной методической работе преподавателя истории и обществознания... | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном... Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... | ||
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии... Усвоить виды вскармливания и методы расчета необходимого количества пищи для грудного ребенка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... |