Скачать 148.56 Kb.
|
МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребёнка – детский сад №127» Конкурсные материалы для «Пчёлки – 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» Подготовила учитель-логопед Осипова Е.С. Содержание
а) Исследование уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста; - 4 б) Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи; - 6 в) Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй, воспитателями, специалистами; - 11 г) Профилактическая работа по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста; - 13 Список литературы - 14 Приложение - 16
Осипова Елена Сергеевна Место работы: МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребёнка – детский сад №127», не имеющий в своей структуре специализированных групп. Должность, категория: учитель-логопед, II квалификационная категория Образование: высшее Учебное заведение, год окончания: Столичная финансово-гуманитарная академия, 2008 г. Стаж педагогической работы: 8 лет Стаж работы в данной должности: 3 года
а) Исследование уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста Логопедическая служба организована по 4 направлениям: 1 направление – обследование детей. Обследование детей происходит поэтапно: старшие и подготовительные группы обследуются 2 раза в год (сентябрь, май); I младшие, II младшие, средние – 1 раз в год. I младшие группы обследуются в мае, II младшие и средние группы – в феврале. В начале и конце учебного года проходит обследование по звуковой культуре речи детей старшего дошкольного возраста. По результатам обследования оформляется фонетический лист (диагностика предложена Фомичёвой М.Ф.) См. приложение №1. Также в начале и в конце года проводится в подготовительной группе обследование детей по выявлению уровня речевого развития. Обследование предложено Поваляевой М.А.1 По результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования оформлены в итоговой таблице. См. Приложение №2. По результатам обследования звуковой культуры речи, в сентябре происходит отбор детей на логопедические занятия. На каждого ребёнка составляется речевая карта. Речевая карта составлена на основе «Дидактического материала для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Образец речевой карты см. Приложение №3. Исходя из полученных данных, составляется индивидуальный план работы. См. Приложение №4 Мониторинг уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические занятия за 4 года
В сентябре 2011 года мною было обследовано 3 старших группы. На логопедические занятия были зачислены 28 человек. Из них с:
На начало года в основном у детей наблюдался средний уровень развития речи у детей, с высоким уровнем развития детей не выявлено, так как у детей нарушено звукопроизношение. Также имеется небольшой процент ниже среднего уровня. Это обусловлено тем, что на занятия зачислены дети с общим недоразвитием речи. К декабрю 2011 года был выявлен высокий уровень речевого развития, это обусловлено тем, что были уже выпущены дети с занятий. Исходя из результатов, полученных в ходе выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические занятия, мы видим положительную динамику речевого развития. б) Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста Второе направление логопедической службы ДОУ коррекционная работа с детьми 5-7 лет. Основными направлениями коррекционной работы являются: развитие средств языка, развитие языковых способностей, развитие коммуникативных способностей. (См. Приложение №5) В МБДОУ г. Владимира «ЦРР – детский сад №127» мы парциально используем «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Так как эта программа предназначена для логопедических групп с ФФН, то мы столкнулись с проблемой как систематизировать логопедическую работу, спланировать так, чтобы охватить все уровни речевого развития детей. Так как в массовых детских садах, не имеющих в своей структуре специализированных групп, учитель-логопед не проводит фронтальных занятий, и дети на логопедические занятия отобраны из разных групп, то планирование должно предполагать улучшение качества индивидуальных и микрогрупповых занятий. Цель нашего планирования – составить его с учётом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса и новых федеральных требований. Направления планирования охватывает все стороны речевой деятельности:
Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределить по времени многообразие коррекционных задач, регулировать объём речевого материала на индивидуальных и микрогрупповых занятиях, и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса. Своевременно начатые занятия позволяют устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Планирование направлено на развитие в первую очередь коммуникативную функцию речи активную познавательную деятельность детей. Планирование построено следующим образом: от простого к сложному. В зависимости от сложности нарушения речи у ребёнка, выстраивается коррекционная работа. Задания даются ребёнку с учётом постановки и коррекции звука. Задания можно использовать полностью в той последовательности, как запланировано, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей. В своём планировании мы придерживаемся поэтапного формирования устной речи при её недоразвитии. (См. Приложение № 6) Для коррекции звукопроизношения нами были составлены планы-конспекты индивидуальных и микрогрупповых логопедических занятий. Для повышения коррекционно-развивающего эффекта на логопедических занятиях нами уделяется большое внимание их форме и содержанию. Основная задача индивидуальных логопедических занятий является формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. Индивидуальные и микрогрупповые занятия нами были условно разделены на подготовительные и основные. Для удобства обозначения занятия в тетради учёта посещаемости детей логопедических занятий нами были разработаны условные обозначения. Например: ПС-1 – подготовительное занятие по постановке свистящих звуков. В их структуру входят занятия по постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков. Как показала практика, четырёх занятий для подготовке артикуляционного аппарата и постановке звука достаточно (кроме звука [Р]). Подготовительные занятия для постановки свистящих звуков. ПС – 1 Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук, закреплять навык согласования имён существительных с именами прилагательными.
ПС – 2 Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие логического мышления, умения обобщать, развитие фонематических процессов.
ПС – 3 Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие фонематических процессов, закреплять навык образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
ПС – 4 Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, постановка звука [С].
Далее занятия продолжаются из основной части, где условные обозначения следующие, например: С-1 – занятие по автоматизации звука [С]. Для каждого занятия составлен план, где перечислены дидактические упражнения и игры. Занятия для автоматизации свистящих звуков. Занятие С-1 Задачи: Коррекция звукопроизношения через автоматизацию звука [С] в слогах, развитие фонематического слуха.
са – са са – са – са са – са – са са – са сы – сы сы – сы – сы сы – сы – сы сы – сы
Занятие С-2 Задачи: Коррекция звукопроизношения через автоматизацию звука [С] в слогах, словах, развитие фонематического слуха.
Колба (са), поло(са), заве(са), кули(са), терра(са), грима(са), Лари(са), колба(сы), поло(сы), заве(сы), кули(сы), терра(сы), грима(сы), Лари(сы).
Для детей с фонетическим недоразвитием и фонетико-фонематическим недоразвитием основным на занятиях является коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие звукослогового анализа, второстепенным – развитие лексико-грамматического строя и формирование связной речи. Поэтому картинный материал для второстепенных заданий и упражнений подбирается на тот звук, который автоматизируется. Для детей с общим недоразвитием речи в занятия включаются задания на развитие всех сторон речи. Картинный материал подбирается с учётом сохранных и автоматизируемых звуков. Таким образом, в составлении занятий нами были учтены все уровни речевого развития ребёнка. в) Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитателями, специалистами Коррекционная работа будет успешна при тесном сотрудничестве учителя-логопеда и родителей. В сентябре месяце совместно с воспитателями групп мы проводим родительское собрание, на котором я знакомлю родителей с результатами обследования (в индивидуальном порядке), рассказываю, как нужно выполнять домашние задания из логопедической папки. Логопедическую папку получают все родители, дети которых зачислены на занятия с учителем-логопедом. В логопедическую папку (см. Приложение 7) входят:
Задания по логопедической папке родители выполняют в течение недели. В четверг родители приносят папку в детский сад для записи домашнего задания и в этот же день забирают её домой. Учитель-логопед тесно взаимодействует со всеми родителями, дети которых посещают дошкольное общеобразовательное учреждение. Я участвую в родительских собраниях и педагогических всеобучах во всех возрастных группах, провожу индивидуальные консультации для родителей. Для родителей созданы информационные стенды. Информация обновляется ежемесячно и затрагивает каждый возраст ребёнка, особенности речевого развития, приведены примеры игр и упражнений для развития речи и т.д. (См. Приложение №8) В каждой группе создан уголок «Информирует логопед» Только в тесном контакте с воспитателями групп, можно добиться высоких результатов логопедической работы. Для этого еженедельно я заполняю журнал взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом, в котором по каждому ребёнку, посещающим занятия, даны рекомендации по закреплению того или иного компонента устной речи. Также раз в неделю провожу индивидуальные консультации для воспитателей всех групп. Выступаю с докладами на «Совете педагогов», также для неопытных педагогов я организовала «Школу молодого специалиста». Учитель-логопед тесно взаимодействует со всеми специалистами ДОУ:
г) Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста Для профилактики нарушений речи мною организуется речевая деятельность с детьми 2-3 лет. В первой половине учебного года речевая деятельность организуется по подгруппам. В планировании речевой деятельности I–ой подгруппы я придерживаюсь поэтапности и постепенности работы, так как в неё входят неговорящие дети. Речевая деятельность предполагает преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание сначала двусложных слов из одинаковых слогов, потом из разных, формирование словаря глаголов, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов. В планировании речевой деятельности II-ой подгруппы, в неё входят говорящие дети, я использую систему формирования начального детского лексикона, предложенную Громовой О.Е. Со второго полугодия речевая деятельность организуется со всеми детьми одновременно. Список литературы:
1 Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р.-на- Д., 2003 г., с.83-89 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Взаимодействие учителя – дефектолога, логопеда и воспитателя при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного... | Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция... Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы | ||
Анализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной... | Годовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Систематизация работы по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам Республики Татарстан (умк) через организацию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада./Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева,... | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского... Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого... | ||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста» | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей... Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель курса – дать студентам знания об особенностях организации совместной работы логопеда и воспитателя в условиях дошкольного учреждения... | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием... ... | ||
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах... Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих... | Преодоление нарушений звукопроизношния у детей Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями... | Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» Основной Общеобразовательной программы мбдоу црр – детского... |