Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»





Скачать 148.56 Kb.
НазваниеТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»
Дата публикации23.10.2013
Размер148.56 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс


МБДОУ г. Владимира

«Центр развития ребёнка – детский сад №127»

Конкурсные материалы

для «Пчёлки – 2012»

тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

в условиях массового детского сада»

Подготовила

учитель-логопед

Осипова Е.С.





Содержание

  1. Информация об авторе - 3

  2. Организация логопедической службы в ДОУ - 4

а) Исследование уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста; - 4

б) Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи; - 6

в) Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй, воспитателями, специалистами; - 11

г) Профилактическая работа по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста; - 13

Список литературы - 14

Приложение - 16



  1. Информация об авторе.

Осипова Елена Сергеевна

Место работы: МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребёнка – детский сад №127», не имеющий в своей структуре специализированных групп.

Должность, категория: учитель-логопед, II квалификационная категория

Образование: высшее

Учебное заведение, год окончания: Столичная финансово-гуманитарная академия, 2008 г.

Стаж педагогической работы: 8 лет

Стаж работы в данной должности: 3 года


  1. Организация логопедической службы в ДОУ

а) Исследование уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая служба организована по 4 направлениям: 1 направление – обследование детей.

Обследование детей происходит поэтапно: старшие и подготовительные группы обследуются 2 раза в год (сентябрь, май); I младшие, II младшие, средние – 1 раз в год. I младшие группы обследуются в мае, II младшие и средние группы – в феврале.

В начале и конце учебного года проходит обследование по звуковой культуре речи детей старшего дошкольного возраста. По результатам обследования оформляется фонетический лист (диагностика предложена Фомичёвой М.Ф.) См. приложение №1.

Также в начале и в конце года проводится в подготовительной группе обследование детей по выявлению уровня речевого развития. Обследование предложено Поваляевой М.А.1 По результатам итоговой оценки ребе­нок может быть отнесен к одному из пяти уровней речево­го развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования оформлены в итоговой таблице. См. Приложение №2.

По результатам обследования звуковой культуры речи, в сентябре происходит отбор детей на логопедические занятия. На каждого ребёнка составляется речевая карта. Речевая карта составлена на основе «Дидактического материала для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Образец речевой карты см. Приложение №3. Исходя из полученных данных, составляется индивидуальный план работы. См. Приложение №4

Мониторинг уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические занятия за 4 года

Уровни речевого развития

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

декабрь 2007 г

29%

14%

57%

-

май 2008 г.

60%

30%

10%

-

сентябрь 2008 г.

7%

37%

53%

3%

май 2009 г.

57%

37%

6%

-

сентябрь 2009 г.

8%

16%

41%

35%

ноябрь 2009 г.

8%

41%

38%

18%

сентябрь 2011 г.

-

70%

18%

12%

декабрь 2011 г.

15%

55%

18%

12%

В сентябре 2011 года мною было обследовано 3 старших группы. На логопедические занятия были зачислены 28 человек. Из них с:

  • с фонетическим недоразвитием речи – 19 человек

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 6 человек

  • с общим недоразвитием речи – 3 человека

На начало года в основном у детей наблюдался средний уровень развития речи у детей, с высоким уровнем развития детей не выявлено, так как у детей нарушено звукопроизношение. Также имеется небольшой процент ниже среднего уровня. Это обусловлено тем, что на занятия зачислены дети с общим недоразвитием речи. К декабрю 2011 года был выявлен высокий уровень речевого развития, это обусловлено тем, что были уже выпущены дети с занятий.

Исходя из результатов, полученных в ходе выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические занятия, мы видим положительную динамику речевого развития.

б) Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Второе направление логопедической службы ДОУ коррекционная работа с детьми 5-7 лет. Основными направлениями коррекционной работы являются: развитие средств языка, развитие языковых способностей, развитие коммуникативных способностей. (См. Приложение №5)

В МБДОУ г. Владимира «ЦРР – детский сад №127» мы парциально используем «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Так как эта программа предназначена для логопедических групп с ФФН, то мы столкнулись с проблемой как систематизировать логопедическую работу, спланировать так, чтобы охватить все уровни речевого развития детей. Так как в массовых детских садах, не имеющих в своей структуре специализированных групп, учитель-логопед не проводит фронтальных занятий, и дети на логопедические занятия отобраны из разных групп, то планирование должно предполагать улучшение качества индивидуальных и микрогрупповых занятий.

Цель нашего планирования – составить его с учётом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса и новых федеральных требований.

Направления планирования охватывает все стороны речевой деятельности:

  • фонетико-фонематическое;

  • лексико-грамматическое;

  • связное высказывание.

Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределить по времени многообразие коррекционных задач, регулировать объём речевого материала на индивидуальных и микрогрупповых занятиях, и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Своевременно начатые занятия позволяют устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.

Планирование направлено на развитие в первую очередь коммуникативную функцию речи активную познавательную деятельность детей. Планирование построено следующим образом: от простого к сложному. В зависимости от сложности нарушения речи у ребёнка, выстраивается коррекционная работа. Задания даются ребёнку с учётом постановки и коррекции звука. Задания можно использовать полностью в той последовательности, как запланировано, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей. В своём планировании мы придерживаемся поэтапного формирования устной речи при её недоразвитии. (См. Приложение № 6)

Для коррекции звукопроизношения нами были составлены планы-конспекты индивидуальных и микрогрупповых логопедических занятий.

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта на логопедических занятиях нами уделяется большое внимание их форме и содержанию. Основная задача индивидуальных логопедических занятий является формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Индивидуальные и микрогрупповые занятия нами были условно разделены на подготовительные и основные. Для удобства обозначения занятия в тетради учёта посещаемости детей логопедических занятий нами были разработаны условные обозначения. Например: ПС-1 – подготовительное занятие по постановке свистящих звуков.

В их структуру входят занятия по постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков. Как показала практика, четырёх занятий для подготовке артикуляционного аппарата и постановке звука достаточно (кроме звука [Р]).

Подготовительные занятия для постановки свистящих звуков.

ПС – 1

Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук, закреплять навык согласования имён существительных с именами прилагательными.

  1. Выполнение перед зеркалом артикуляционных упражнений: «Улыбочка», «Трубочка», Заборчик», «Почистим нижние зубы», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким».

  2. Выполнение дыхательного упражнения: «Холодная струя».

  3. Выкладывание из палочек фигуру самолёта.

  4. Выполнение упражнения из рабочей тетради «Развитие речи 5+»: «Это кто такой?». с.1


ПС – 2

Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие логического мышления, умения обобщать, развитие фонематических процессов.


  1. Выполнение перед зеркалом артикуляционных упражнений: «Улыбочка», «Трубочка», Заборчик», «Почистим нижние зубы», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким».

  2. Выполнение дыхательного упражнения «Заморозим пальчики»

  3. Д/и «Назови слова, начинающиеся со звука А»

  4. Д/и «4 лишний»


ПС – 3

Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие фонематических процессов, закреплять навык образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  1. «Улыбочка», «Трубочка», Заборчик», «Почистим нижние зубы», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Желобок»

  2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок»

  3. Д/и «Назови слова, начинающиеся со звука А»

  4. Выполнение упражнения из рабочей тетради «Развитие речи 5+»: «Сравнение» с.5


ПС – 4

Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, постановка звука [С].

  1. «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим нижние зубы», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Желобок»

  2. Дыхательное упражнение «Холодная струя».

  3. Постановка звука [С].

Далее занятия продолжаются из основной части, где условные обозначения следующие, например: С-1 – занятие по автоматизации звука [С]. Для каждого занятия составлен план, где перечислены дидактические упражнения и игры.

Занятия для автоматизации свистящих звуков.

Занятие С-1

Задачи: Коррекция звукопроизношения через автоматизацию звука [С] в слогах, развитие фонематического слуха.

  1. Отработка в слогах: са, со, су, сы

  2. Произнести слоги СА и СЫ с изменением ритмического рисунка

са – са са – са – са са – са – са са – са

сы – сы сы – сы – сы сы – сы – сы сы – сы

  1. «Доскажи словечко» (рабочая тетрадь, с.5)

  2. Д/и «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук с»

  3. лексико-грамматические упражнения согласно плану

  4. задание для формирования связной речи согласно плану


Занятие С-2

Задачи: Коррекция звукопроизношения через автоматизацию звука [С] в слогах, словах, развитие фонематического слуха.

  1. Назвать картинки со слогом СА и СЫ. (дом.тетрадь №1 – с.1)

  2. Отработка в словах с прямыми слогами (Коноваленко – автоматизация, с.5)

  3. Работа с чистоговоркой: са-са-са – Соня идёт в сад (Коноваленко – автоматизация, с.8) – «Скажи с различной интонацией»

  4. Д\и «Закончи слово слогом СА или СЫ:

Колба (са), поло(са), заве(са), кули(са), терра(са), грима(са), Лари(са), колба(сы), поло(сы), заве(сы), кули(сы), терра(сы), грима(сы), Лари(сы).

  1. Д/и «Звуковая цепочка»

  2. лексико-грамматические упражнения согласно плану

  3. задание для формирования связной речи согласно плану

Для детей с фонетическим недоразвитием и фонетико-фонематическим недоразвитием основным на занятиях является коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие звукослогового анализа, второстепенным – развитие лексико-грамматического строя и формирование связной речи. Поэтому картинный материал для второстепенных заданий и упражнений подбирается на тот звук, который автоматизируется.

Для детей с общим недоразвитием речи в занятия включаются задания на развитие всех сторон речи. Картинный материал подбирается с учётом сохранных и автоматизируемых звуков.

Таким образом, в составлении занятий нами были учтены все уровни речевого развития ребёнка.

в) Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитателями, специалистами

Коррекционная работа будет успешна при тесном сотрудничестве учителя-логопеда и родителей. В сентябре месяце совместно с воспитателями групп мы проводим родительское собрание, на котором я знакомлю родителей с результатами обследования (в индивидуальном порядке), рассказываю, как нужно выполнять домашние задания из логопедической папки. Логопедическую папку получают все родители, дети которых зачислены на занятия с учителем-логопедом. В логопедическую папку (см. Приложение 7) входят:

  • ознакомительный лист (информация об учителе-логопеде, о состоянии звукопроизношения на момент обследования);

  • анкета для родителей, памятка для родителей;

  • лист с домашним заданием;

  • комплекс артикуляционной гимнастики;

  • темпо-ритмические упражнения и упражнения для подготовки детей к обучению грамоте;

  • упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях;

  • упражнения для развития лексико-грамматического строя (задания подобраны с учётом автоматизации звука);

  • закрепление звука в скороговорках, чистоговорках, стихотворениях.

Задания по логопедической папке родители выполняют в течение недели. В четверг родители приносят папку в детский сад для записи домашнего задания и в этот же день забирают её домой.

Учитель-логопед тесно взаимодействует со всеми родителями, дети которых посещают дошкольное общеобразовательное учреждение. Я участвую в родительских собраниях и педагогических всеобучах во всех возрастных группах, провожу индивидуальные консультации для родителей.

Для родителей созданы информационные стенды. Информация обновляется ежемесячно и затрагивает каждый возраст ребёнка, особенности речевого развития, приведены примеры игр и упражнений для развития речи и т.д. (См. Приложение №8)

В каждой группе создан уголок «Информирует логопед»

Только в тесном контакте с воспитателями групп, можно добиться высоких результатов логопедической работы. Для этого еженедельно я заполняю журнал взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом, в котором по каждому ребёнку, посещающим занятия, даны рекомендации по закреплению того или иного компонента устной речи. Также раз в неделю провожу индивидуальные консультации для воспитателей всех групп. Выступаю с докладами на «Совете педагогов», также для неопытных педагогов я организовала «Школу молодого специалиста».

Учитель-логопед тесно взаимодействует со всеми специалистами ДОУ:

  • с педагогом-психологом (совместная расширенная диагностика ребёнка, направление на ПМПК, совместное составление планов коррекционной работы с детьми, подбор эффективных методов и приёмов Коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка, составление рекомендаций для родителей и педагогов);

  • с физкультурным работником (включение в физкультурные занятия элементов логоритмики);

  • с музыкальным руководителем (подбор стихотворений для разучивания с детьми на утренники с учётом автоматизации звука)


г) Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Для профилактики нарушений речи мною организуется речевая деятельность с детьми 2-3 лет. В первой половине учебного года речевая деятельность организуется по подгруппам.

В планировании речевой деятельности I–ой подгруппы я придерживаюсь поэтапности и постепенности работы, так как в неё входят неговорящие дети. Речевая деятельность предполагает преодоление речевого негативизма, вызывание же­лания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание сначала двусложных слов из одинаковых слогов, потом из разных, формирование словаря глаголов, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов. В планировании речевой деятельности II-ой подгруппы, в неё входят говорящие дети, я использую систему формирования начального детского лек­сикона, предложенную Громовой О.Е. Со второго полугодия речевая деятельность организуется со всеми детьми одновременно.


Список литературы:

  1. Арефьева Л.И. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.,2007;

  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009;

  3. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М., 2008;

  4. Волкова Л.С. Логопедия. – М.,1999;

  5. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1961;

  6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003;

  7. Джелелей О. Помогайка». – М., 1994;

  8. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010;

  9. Дурова Н.В. Фонематика. – М., 2002;

  10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981;

  11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Е.,2005;

  12. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду в средней группе. – М., 2003;

  13. Коррекционно-логопедическая работа в образовательных учреждениях в условиях модернизации Российского образования В.,2007;

  14. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М., 2007;

  15. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе – обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999;

  16. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009;

  17. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С. и др. Игры и упражнения с родственными словами. – М., 2009;

  18. Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М.,2007;

  19. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ /под ред. Каранашвили Е.А. – М.,2006;

  20. Обучение грамоте детей дошкольного возраста /под ред. Марцинкевич Г.Ф.. – В., 1999;

  21. Протасова Е.Ю. Подскажи словечко. – С., 2006;

  22. Справочник логопеда под ред. Поваляевой М.А. – Р. на Д., 2003;

  23. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2003;

  24. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. – М., 2008;

  25. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009;

  26. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М., 2008;

  27. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987;

  28. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. – М., 2002;

  29. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН. – М., 1993;

  30. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения. – М., 1993;

  31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971.









1 Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р.-на- Д., 2003 г., с.83-89


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Взаимодействие учителя – дефектолога, логопеда и воспитателя при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconРабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция...
Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconАнализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год
Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Систематизация работы по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам Республики Татарстан (умк) через организацию...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада./Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева,...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconКонспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского...
Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей...
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса – дать студентам знания об особенностях организации совместной работы логопеда и воспитателя в условиях дошкольного учреждения...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием...
...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПреодоление нарушений звукопроизношния у детей
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями...
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада» iconПедагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста
Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» Основной Общеобразовательной программы мбдоу црр – детского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск