Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций»





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций»
страница1/8
Дата публикации15.10.2014
Размер0.95 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.__________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета д.ф.н., проф.

Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

вузовского компонента цикла ОПД

по направлению 031600 (522800) - «Искусства и гуманитарные науки»

Составитель:

профессор кафедры

исторической культурологии,

д.ф.н., Паниотова Т.С.
Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………2

2. Учебно-тематический план…………………………..4

3. Программа курса…………………………………….7

4. Рекомендуемая литература…………………………65

5. СРС…………………………………………………7-65

6. Глоссарий к курсу………………………………….69

7.Тематика курсовых работ……………………………73

8. Контрольные вопросы к курсу…………………….74

9. Формы преподавательского контроля…………….76

1. Пояснительная записка
1.1. Основные цели курса:

1) привить студентам понимание разнообразия исторического опыта человечества и относительности культурных стандартов; знаний об истории развития мировых и локальных цивилизаций

2) сформировать навыки цивилизационного подхода к истории, критического исторического исследования, компаративного анализа, научной типологизации культуры и цивилизации.
1.2. Основные задачи курса:

1) помочь овладеть основными понятиями категориями, раскрывающими суть цивилизационного подхода к истории;

2) заложить фундаментальные знания по истории истории мировых цивилизаций;

3) показать необходимость контекстуализации любых социокультурных феноменов, их связи с условиями места и времени;

4) развивать познавательную активность студентов, формировать навыки самостоятельного анализа, отстаивания собственного мнения по научным и общественным проблемам;

5) обосновать мировоззренческую значимость данного курса для студентов-гуманитариев;

6) способствовать формированию личностной, гражданской и нравственной позиции студентов, воспитанию преданности гуманистическим идеалам, стремления к пониманию Другого.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Данный курс является базовым курсом в системе подготовки студентов-бакалавров по направлению «Искусства и гуманитарные науки» факультета философии и культурологии. Курс является необходимой составной частью широкой гуманитарной подготовки, фундаментом для последующей специализации по истории мировых цивилизаций, важным инструментом формирования общей культуры личности и выработки профессиональных качеств, необходимых для преподавательской деятельности и работы в сфере социального обслуживания культуры.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен ориентироваться в многообразии современных подходов к изучению цивилизаций, свободно владеть цивилизационным подходом к истории, освоить основные разделы истории мировых цивилизаций, уметь понимать и объяснять тенденции исторического развития, объективно оценивать достижения цивилизаций различных исторических эпох, их значение для жизни современного человека и общества; знать принципы типологии культуры и цивилизации; исторические и региональные типы цивилизаций и культур.
1.5. Контроль и оценка усвоения материала

1. Контроль посещаемости занятий;

2. Контроль за выполнением самостоятельной работы;

3.Оценка активности студентов на лекциях (вопросы, доклады, комментарии);

5. Оценка контрольных письменных работ;

6. Оценка письменной работы (рефераты, эссе);

7.Выполнение тестовых заданий;

8. Экзаменационная оценка.

Студент имеет право набирать баллы во всех типах заданий, но в то же время может ограничиться минимальным количеством баллов (для оценки удовлетворительно). Преподаватель, используя рейтинговую систему, переводит показатели различных форм контроля в баллы для итоговой оценки. Этот вариант представляется предпочтительным, поскольку позволяет свести разноплановые оценки, комлексно и объективно оценить всю работу студента в течение семестра


II. Содержание курса
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


N п/п

Наименование темы

лекции

семинары

Самост. работа

1.

Предмет истории мировых цивилизаций

2

-

-

2

Понятие цивилизации

4

2

4

3.

Первобытное общество: предыстория цивилизации

2

2

4

4.

Цивилизации Древнего мира: общая характеристика

4

2

4



Шумеро-Вавилонская цивилизация

2

2

4

6.

Ассирийская цивилизация

-

-

4



Возникновение и развитие цивилизации Древнего Египта

2

2

4



Цивилизация Древней Индии

2

2

4



Цивилизация Древнего Китая

2

2

4



Цивилизации доколумбовой Америки

4

4

4



Цивилизация Древней Руси

2

2

4



Восточно-средиземноморские цивилизации

-

-

4



Цивилизация персов

2

-

4



Цивилизация античной Греции

4

4

6



Цивилизация античного Рима

4

4

6



Итоговое занятие: достижения древних цивилизаций. Семинар-конференция

-

4

4



Тестирование

-

-

4



Европейская средневековая цивилизация: общая характеристика

4

6

6



Цивилизация средневекового Запада

4

4

6



Византийская цивилизация

4

2

4



Арабо-мусульманская цивилизация

4

2

6



Традиционный Китай

2

-

4



Средневековая Индия

2

-

4



Европейское Возрождение как этап цивилизационного развития

4

2

4



Реформация как этап цивилизационного развития

4

2

4



Раннеиндустриальная цивилизация: XVII в.

2

2

4



Индустриальная цивилизация и модернизация

2

2

4



Эпоха Просвещения как феномен цивилизационного развития

2

2

4



Тестирование

-

-

4



Индустриальная цивилизация в XIX веке

2

2

6



Индустриальная цивилизация в ХХ веке

4

4

6



Особенности цивилизационного развития Великобритании в XIX-XX вв.

2

2

6



Своеобразие цивилизационного развития Франции в XIX-XX вв

2

2

6



Цивилизационные особенности Германии XIX-XX вв.

2

2

6



Особенности цивилизационного развития Испании

2

2

6



Российская цивилизация в Новое и Новейшее время

4

4

6



США: от становления государства к лидерству в индустриальной цивилизации

2

4

6



Формирование и развитие латиноамериканской цивилизации

4

4

6



Восток: традиции и модернизация

2

4

6



Особенности развития японской цивилизации

4

4

6



Цивилизационный путь развития стран Африки в Новое время

2

4

6



Постиндустриальная цивилизация

4

4

6



Семинар – конференция: Возможен ли диалог цивилизаций в условиях глобализации?

-

4

4



Итоговое тестирование

-

-

4

Итого




104

104

208


2.2. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет истории мировых цивилизаций. История мировых цивилизаций как наука и ее место в гуманитарном знании. Формирование исторической науки. Функции исторического познания. Методы исторического познания. Специальные исторические методы. Принципы изучения исторических фактов.

Критерии периодизации истории. Понятие периодизации истории. Археологическая периодизация истории. Марксистская периодизация истории. Новый подход к критериям периодизации истории. Закономерности исторической генетики. Понятие исторического цикла. Классификация исторических циклов.

Тема 2. Понятие цивилизации. Формирование и эволюция понятия цивилизация. Обыденное и научное представление о цивилизации. Линейная и циклическая история в концепциях М. Кондорсе, А. Фергюсона, И. Гердера, Д. Вико. Теории цивилизации Ф. Гизо и Г. Гегеля. Позитивистские концепции цивилизации О. Конта, Г. Спенсера и Г. Бокля. В. Гумбольдт о различении цивилизации и культуры. Понятие цивилизация и культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского. Концепция культуры Э. Тейлора. Триада дикость – варварство- цивилизация в концепции Л.Г. Моргана. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера. Теория осевого времени К. Ясперса. Цивилизационная теория А. Тойнби. Новые подходы в теории цивилизаций. Мировые и локальные цивилизации. Фазы цивилизаций. Структура цивилизаций. Основные характеристики цивилизации как уникальной социокультурной целостности, локальной межэтнической общности.

Семинарское занятие «Понятие цивилизации»

Вопросы:

  1. История формирования понятия «цивилизация»

  2. Цивилизация как концепт культурологии. Цивилизация и культура

  3. Особенности цивилизационного подхода к историческим процессам и явлениям.

  4. Периодизация исторического процесса в контексте цивилизационного подхода.

Литература:

  1. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991. 3.

  2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. Введение, гл. 1

  3. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.

  4. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций. СПб., 2002.

  5. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. гл.1

  6. Современные теории цивилизаций. М., 1995. С. 6-44.

  7. Синхронистическая таблица от зарождения цивилизации до наших дней. СПб., 1994.

  8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 14-41.

  9. Уколова В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории // Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 5-13.

  10. Шпенглер О. Закат Европы Минск, 1998

  11. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997. гл. 1

  12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Самостоятельная работа Написание историографического сочинения по одной из тем:

  1. “А. Тойнби о происхождении цивилизации”

  2. “Цивилизация и культура в понимании О. Шпенглера”

  3. “Историко-культурные типы Н.Я. Данилевского”

  4. “К. Ясперс и понятие осевого времени”

Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991

  2. Шпенглер О. Закат Европы Минск, 1998

  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М, 1991


Тема 3. Первобытное общество: предыстория цивилизации. Проблема происхождения человека и общества. Общая характе­ристика первобытной формации. Периодизация первобытной культуры. Основные черты. Социоантропоморфизм. Единство материальной и духовной культуры. Первобытный синкре­тизм. Традиция как способ трансляции культуры. Табу как культурный фактор. Родовые инициации и система имен. Коллективные представления и закон партиципации. Язык и мышление. Мышление и воображение.

Мифомышление: сущность, этапы формирования, функции, типоло­гия, формы бытия. Эпос, особенности эпического сознания и его ритуализация. Формы предрелигиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Язычество как феномен истории культуры.

Первобытное "искусство": генезис, функции. Анималистический и антропоморфный циклы.

Семинарское занятие «Первобытное общество: предыстория цивилизации»

Вопросы:

  1. Проблема антропосоциокультурогенеза.

  2. Периодизация первобытного общества

  3. Характеристики доисторического общества

  4. Основные достижения цивилизации охотников и собирателей

  5. Неолитическая революция

Основная литература

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,1990. Гл. 2, 3, 4.

  2. Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984. Ч. IV.

  3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.,1980. Гл. 2.

  4. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

  5. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989

  6. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропо-социогенеза. М., 1983.

  7. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. гл. 2.

  8. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982.

  9. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей. М.,1991. С.4-26.

Самостоятельная работа: подготовка сообщений одной из тем

1.Дарвин и Энгельс о происхождении человека: сравнительный анализ концепций

2. Особенности первобытного мышления по К.Леви-Строссу

3. Первобытное искусство как отражение образа жизни первобытного человека

4. Ранние формы верований

Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994

  2. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

  3. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.,1974.

  4. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.,1964.

  5. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

  6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. Гл.1-2.



Тема 4. Возникновение древнейших цивилизаций Востока: общая характеристика

Общества бронзового векаи общества начала века железа: общая характеристика.Основные очаги цивилизационного развития: Средиземноморский ареал, Древний Китай, Древняя Индия. Специфика «Восточной культуры». Очаги цивилизаций бронзового века в западном полушарии. Особенности цивилизационного развития на Востоке и на Западе.

Древневосточные цивилизации: Шумер, Аккад, Вавилон, Сирия, Палестина, Ассирия. Халдейское цар­ство. Иран. Доколумбовые цивилизации Америки: Майя, ацтеки, инки.

Предпосылки формирова­ния государства, права политики. Восточная деспотия как социаль­ное и политическое основание восточной культуры и ее основные мо­дификации. Города-государства. Рабство. Азиатский способ производства. Профессионализм и кастовость. Отношение к традиции. Способы трансляции материальной и духовной культуры. Письменность, измерение. Наука, искусство.

Семинарское занятие «Цивилизации Древнего мира: общая характеристика»

Вопросы:

  1. Периодизация истории древних цивилизаций

  2. Роль географического фактора в становлении и развитии древних цивилизаций

  3. Общие закономерности развития древних цивилизаций

  4. Экономическая и социальная структура древних обществ

Основная литература:

        1. Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 27-39, 56-69. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т. I. Гл. 3, 4, 5, 6.

        2. Древние цивилизации. М., 1989. Гл. 2, 3, 5.

        3. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. М., 1988. Разделы 1, 2.

        4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I, М., 1983; Ч. II, М., 1988. Гл. 4-10.

        5. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. Гл.3

        6. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Т. I. Лекции 2-7, 10, 13, 14 (любое издание).

        7. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984.

Самостоятельная работа Реферирование источников по проблемам

  1. Древневосточная деспотия как первая форма государственности на Древнем Востоке.

  2. Духовная жизнь древних обществ

  3. Формы собственности в древних цивилизациях

Литература

    1. Дьяконов И.М. Проблемы собственности. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // Вестник древней истории. 1967, 4.

    2. Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // Вестник древней истории. 1968. 3. 4.

    3. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

    4. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.


Тема 5. Шумеро-Вавилонская цивилизация

Роль природного фактора в развитии цивилизации Древней Месопотамии . Природные ресурсы. Географическая открытость региона. Пестрота этнического состава.

Истоки Месопотамской цивилизации. Культура Джармо, Хасунская, Халафская, Убейдская культура.

Урукская культура. Развитие ирригационного земледелия, ремесел, транспорта, торговли. Образование городов-государств. Изобретение письменности: Клинопись. Глиняные таблички. Зиккураты. Шумеро-аккадское царство. Первые деспотии Двуречья. Деспотическая монархия Саргона Древнего.

Духовная культура Шумера. Религия. Представления о смерти и загробном мире. Обожествление царей. Мифы о золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше. Остров Дильмун - прообраз Утопии. Систематизация научных знаний: календарь, математика, астрономия, медицина, география, начала филологии. Библиотеки. Архивы. Школы подготовки писцов.

Возвышение Вавилона. Эпоха Хаммурапи. Общество и государство. Законы Хаммурапи- первый секуляризованный свод законов. Культ Мардука и его связь с культом царской власти. Специфика культа Иштар. Светская и культовая литература. Лунный календарь. Роль астрологии. Шестидесятеричная система счета. Государственные, храмовые и частные школы. Переворот в военном деле. Халдейская династия. Походы Навуходоносора II. Развитие ремесел, торговли, ростовщичества. Царское и храмовое землевладение. Структура вавилонского общества. Расцвет архитектуры и строительства. Дворец Навуходоносора. Сады Семирамиды.

Семинарское занятие «Шумеро-Вавилонская цивилизация»

  1. Роль природного фактора в развитии цивилизаций Древней Месопотамии

  2. Шумерская цивилизация.

  3. Аккадский этап Шумерской цивилизации. Первые деспотии Двуречья

  4. Возвышение Вавилона. Эпоха Хаммурапи.


Основная литература:

    1. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.

    2. Древние цивилизации / Под общ. Ред Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989

    3. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

    4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I, М., 1983; Ч. II, М., 1988. Гл. 4-10.

    5. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. Гл. 3

    6. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

    7. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1989.

    8. Керам Х. Боги, гробницы, ученые (любое издание). Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

    9. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

    10. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984.

    11. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

Самостоятельная работа Написание реферата по одной из следующих тем:

  1. Изобретение письменности в Древнем Шумере

  2. Представления о смерти и загробном мире.

  3. Деспотическая монархия Саргона Древнего.

  4. Законы Хаммурапи - первый секуляризованный свод законов.

  5. Культ Мардука и его связь с культом царской власти.

  6. Астрология в культуре Шумера и Вавилона

  7. Вавилонская башня в истории, литературе, искусстве

  8. Шумеро-Вавилонские мифы о золотом веке и потопе.

  9. Эпос о Гильгамеше - памятник мировой культуры

  10. Халдейский Вавилон

  11. Ассирийская цивилизация в мировом цивилизационном процессе.

  12. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала.

  13. Человек в культуре Шумера

  14. Древний Вавилон в литературе и искусстве.

Дополнительная литература для самостоятельной работы

1. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988

3.Вейнбег И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

4.Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации (Под ред. Г.М. Бонгард-Левина). Ч.2. Передняя Азия, Египет. М., 1988.

5. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1989.

6..Клима Й. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1967.

7.Никитина В.Б., Паевская Е.В., Позднеева Л.Д., Редер Д.Г. Литература Древнего Востока. Т., 1962.

8. Фрейнберг О.М. Миф и литература древности.

9. Флобер Г. Саламбо

10. Эпос о Гильгамеше / БВЛ. Т.1

11. Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М., 1995.

12. Вавилонская башня. М., 1991.

Тема 6. Ассирийская цивилизация

Природные условия и население Северной Месопотамии. Город-государство Ашшур. Торговые колонии ассирийцев в Малой Азии. Возвышение Ассирии.

Активная внешняя политика Ассирии Начало превращения Ассирии в военную державу. Войны с северными племенами и касситским Вавилоном.Военно-авторитарный характер власти. Патриархальность ассирийского общества. Завоевательные походы Тиглатпаласара I. Вторжение арамейских племен и упадок Ассирии.

Ассирийская империя - общество железного века. Реформы Тиглатпаласара III. Военная мощь ассирийцев и агрессивная внешняя политика. Военные походы в Сирию, Урарту и Мидию. Строительство дорог и мостов. Дворцы-крепости царей. Организация военного дела. Функции царского отряда. Арсеналы. Развитие военного искусства. Внутренняя политика. Усиление жречества и военной знати. Привилегии храмов и городов. Ростовщичество. Политика в завоеванных областях.

Духовное наследие ассирийской цивилизации. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Ассирийский рельеф. Покаянные псалмы. Летописи ассирийских царей. Значение Ассирийской цивилизации в мировом цивилизационном процессе.

Тема 7. «Возникновение и развитие цивилизации Древнего Египта»

Природные условия и формирование ранней государственности в Египте. Обилие природных материалов и ресурсов. Моноэтничная среда. Нил - информационное и транспортное средство. Бадарийская культура.

Образование номовых государств. Верхний и Нижний Египет. Образование централизованного государства в эпоху Раннего царства. Создание единой ирригационной системы. Каменное строительство.

Древнее царство. Обожествление фараона. Образ сфинкса. Ступенчатая пирамида Джосера. Строительство классических пирамид. Образование централизованной деспотии: древнейшие органы власти, бюрократический аппарат.

Среднее царство: децентрализация и распад Египта на номы. Возвышение Фив и новое объединение Египта. Ослабление власти фараонов. Возвышение бога Амона и фиванского жречества. Развитие ремесел. Торговые экспедиции и военные походы. Первый переходный период: завоевание Египта гиксосами и упадок государства.

Новое царство. Освобождение страны от власти гиксосов. Экономический подъем. Достижения в сельском хозяйстве и ремеслах. Развитие военного дела. Завоевания Тутмоса III. Государственный аппарат. Дипломатия, золото и политический авторитет Египта. Рост храмовых владений и возвышение жречества. Развитие образования. Реформы Аменхотепа IV (Эхнатона). Харизматический характер царской власти. Гимн Атону. Тутанхамон и возвращение культа Амона. Нашествие «народов моря» и ливийцев. Рамзес III. Ослабление центральной власти.

Позднее царство. Распространение железа. Развитие торговли, ростовщичества и долгового рабства. Распад Египта на номы. Саисское возрождение. Египетская цивилизация при персах и под властью Александра Македонского. Эпоха Птолемеев. Греческое влияние. Птолемей I. Клеопатра и образование римской провинции Египет.

Духовные достижения Египетской цивилизации. Египетская мифология. Важнейшие культы. Культ солнца. Заупокойный культ. Храмы и роль жречества.Египетская письменность: иероглифика, иератика, демотика. Художественная литература: сказки, поучения, лирика.

Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Египетская архитектура, скульптура и живопись. Значение Древнеегипетской цивилизации.

Семинарское занятие «Возникновение и развитие цивилизации Древнего Египта»

Вопросы

  1. Особенности формирования египетской цивилизации

  2. Характеристика основных этапов развития египетской цивилизации

  3. Образ жизни древних египтян

  4. Основные достижения Египетской цивилизации и ее историческое значение

Основная литература

  1. Берлов О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Древнего царства. М., 1978

  2. Древние цивилизации / Под общ. Ред Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989

  3. Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992.

  4. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. Гл. 3

  5. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

  6. Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

  7. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971.

Самостоятельная работа

Письменный ответ на 2 вопроса по выбору студента

  1. Чем примечателен заупокойный культ в Древнем Египте?

  2. О чем сообщают египетские мифы?

  3. Почему египетские боги зооморфны?

  4. Чем отличались представления о загробном мире египтян от аналогичных представлений их соседей- шумеров?

  5. В чем, по-вашему, истинная тайна пирамид?

  6. Как египтяне прославили себя в искусстве?

Дополнительная литература для самостоятельной работы

1. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

2. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976

3. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

4. Культура Древнего Египта. М., 1976.

5. Липинская Я. Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983.

6.Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993.

7. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

8. Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. М., 1990.

Тема 8. «Цивилизация Древней Индии»

Возникновение цивилизации в Индии: природные условия и климат. Равнины Инда и Ганга. Культурно-хозяйственные зоны. Этническая и языковая характеристика Индии.

Индская цивилизация: Мохеджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Градостроительная культура и особенности планировки. Нерасшифрованная письменность. Внешние контакты. Упадок цивилизации.

Арийская цивилизация. Переселение индоариев. Начало железного века. Хозяйственное освоение долины Ганга. Развитие земледелия и скотоводства. Рост городов - центров ремесла и торговли. Появление металлической монеты. Сословное деление общества. Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Отличительные черты древнеиндийского рабства. Веды- священное знание. Ведическая религия и культура. Брахманизм: учение о переселении душ. Карма. Ведийская мифология.

Возвышение и соперничество государств Магадха и Кошала. Расцвет Магадхи. Город Паталипутра. Проникновение персов. Вторжение Александра Македонского в Северо-Западную Индию. Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Государственная власть и управление. Внутренняя и внешняя торговля. Превращение буддизма в государственную религию. Образ жизни и обязанности индийцев. Исполнение нравственного закона и поведения (дхарма).

Кушанская империя и империя Гуптов. Индо-греческие царства. Канишка в Индии. Золотой век империи Гуптов.

Достижения Древнеиндийской цивилизации. Религия в духовной жизни индийцев. Ведизм. Религиозно-философская мысль. Брахманизм. Буддизм. Джайнизм. Оформление индуизма. Эпические произведения Махабхарата и Рамаяна - энциклопедии индийской жизни. Религиозная и светская архитектура. Фрески Аджанты. Достижения древних индийцев в математике, медицине, астрономии и лингвистике. Аюрведа наука о долголетии. Индийская цивилизация компонент мировой цивилизации.

Семинарское занятие «Цивилизация Древней Индии»

Вопросы

  1. Особенности формирования и этапы развития древнеиндийской цивилизации.

  2. Цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро

  3. Древнеарийская цивилизация. Веды

  4. Буддизм в культуре Индии

  5. Основные достижения древнеиндийской цивилизации и ее историческое значение

Основная литература

1.Алаев Л.Б. Сельская община как элемент общественного строя древней Индии // Вестник древней истории. 1976. 1.

2.Алаев Л.Б. Функционирование кастовой системы // Индия. 1993. Т. I. 3.Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. 4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М., Вигасин А.А. Общество и государство древней Индии (по материалам Артхашастры) // Вестник древней истории. 1981. 1.
6. Бонгард-Левин Г.М. Будда и основы его учения // Новая и новейшая история. 1992. 4. 7.

7. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука. Религия. М., 1980.

8.Древние цивилизации / Под общ. Ред Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989

9. История и культура Древней Индии, - М., 1990.

10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д, 2005. Гл.3

11. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987
Самостоятельная работа Письменный ответ по одному из вопросов:

  1. Искусство буддийской Индии

  2. Космогонические мифы древних ариев

  3. Древнеиндийский эпос

  4. Литературные версии легенды о царевиче С.Гаутаме

  5. Искусство индуизма

Дополнительная литература для самостоятельной работы

1.Модэ Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Индии. М., 1978.

2.Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. М., 1971.

3. Короцкая А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.

4. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1971.

5. Борхес Х. Л. Версии одной легенды

6. БВЛ. Т.1

7. Синнет А.П. Учение Будды. М., 1995.

8. Темкин Э.Н, Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1985.
Тема 9. « Цивилизация Древнего Китая»

Архаический Китай. Синантроп. «Пекинский человек». Природные условия формирования Китайской цивилизации. Этнический состав населения Китая. Культуры Яншао, Луншань и Хуншань.

Древний Китай: эпохи Шань-Инь (XVII-XIвв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.) Первое государство Китая: бронзовая культура Шань-Инь. Земледелие и скотоводство. Развитие ремесел. Металлургия и шелкопрядение. Общинное землевладение. Патриархальная семья. Формирование деспотической государственности. Функции вана. Китайское войско Культ предков-покровителей. Гадания и гадатели.

Эпоха Чжоу. Западное Чжоу. Образование объединенного государства. Учение о божественном происхождении царственности. Небесный мандат. Правитель -сын Неба. Пять социальных групп. Чиновническая аристократия. Внутриполитический кризис. Борьба княжеств за власть. Распад централизованного государства.

Восточное Чжоу – «эпоха пяти гегемонов». Общество железного века. Расширение территории. Развитие культуры поливного земледелия, товарно-денежных отношений. Военная организация царств. Искусство фортификационного строительства. Металлические деньги. Клановая иерархия. Конфуций и школа книжников. Социальный идеал и порядок. Конфуцианское воспитание и образование. Конфуцианство как регулятор жизни. Идеал «благородного мужа». Китайские церемонии. Лао-цзы и даосизм. Недеяние как высшее мастерство жизни. Теория гуманного управления.

Период ранних империй: эпохи Цинь и Хань. Возвышение княжества Цинь. Легизм. Частное землевладение и ростовщичество. Причины и условия объединения Китая. Строительство Великой Китайской стены. Реформы Цинь Ши хуанди. Критерии знатности Господство военно-бюрократической знати. Падение династии Цинь и возвышение династии Хань. Власть императора. Ученый-бюрократ. Принцип круговой поруки. Военная политика и внешняя торговля. Великий шелковый путь. Рост крупного землевладения. Конфуцианство- официальная идеология Ханьского государства. Законодательство Ван Мана. Распад государства Хань.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций»
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
«История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconВопросы к зачету по курсу «История мировых цивилизаций»
Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. История мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «Гражданско-правовые споры в практике мировых судей»
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск