Скачать 0.49 Mb.
|
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебно-методическое пособие Краснодар, 2010 Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия». Авторы-составители: Данилова М.И., д.филос.н., профессор Исакова Н.В., к.филос.н., доцент Плотников В.В., к.филос.н., ст. преподаватель Учебно-методическое пособие утверждено на заседании методической комиссии факультета Налоги и налогообложение Кубанского государственного аграрного университета от 18 ноября 2010 г. протокол № 2. Содержание Введение 5
Введение Цель курса заключается в теоретическом изучении науки, рефлексии над важнейшими методологическими основаниями научного познания. Необходимо различать приобщение к науке и исследование науки. В результате воспитания исследовательских качеств и приобщения к определенной парадигме мышления человек становится ученым. Теоретическое изучение «науки» способствует прояснению смысла научного познания в целом. В современном мире наука является неотъемлемым компонентом культуры. Само существование науки предстает перед нами как некая данность. Исследование всякого феномена предполагает соотнесенность с ним, следовательно, выход за его, пределы, – в противном случае нет никакой возможности ухватить его как нечто целое. В отношении вопроса исследования науки существует несколько подходов: 1) история науки: рассмотрение науки в её историчности. Смена идеалов научного познания, парадигм мышления, а также изучение принципов возникновения и формирования науки есть теоретическое основание познания науки в качестве социокультурного феномена. История науки рассматривается не только как исторический обзор важнейших научных достижений, определяющих ключевые периоды её развития, но и как история конкретизации понятия науки. 2) методология науки предполагает рассмотрение того, как устроено научное познание: структура научного познания, уровни научного познания, методы научного познания, принципы развития научного познания, внутренняя логика научного открытия и обоснования (эвристический потенциал науки). 3) философия науки предполагает рассмотрение науки в качестве особенной формы познавательной деятельности. Специфика научного познание устанавливается через соотнесение науки с не наукой (определение нечто через его иное, род и видовое отличие), а также через проблему соотнесения научного познания с тем, на что оно направлено. Проблема адекватности научного познания открывает уровень онтологической и гносеологической проблематики в науке. Аксиологические основания науки, также есть область философии науки. Соотношение указанных подходов к исследованию научного познания не является вполне однозначным. Поскольку наука как социокультурный феномен не лишена историчности, то «история науки» входит в общую дисциплину «историю и методологию науки» или «историю и философию науки». «Методология науки» или «философия науки» без соотнесения с историей науки представляет собой абстракцию. Кроме того, методология научного познания может рассматриваться и как часть философии науки, поскольку методология является реализацией методологической функции философии. В результате, все три подхода к теоретическому анализу научного познания органично дополняют друг друга и составляют ни что иное как три аспекта философии науки. Общим основанием этих дисциплин является сам феномен научного познания, тогда как различие состоит только в специфике подхода. Философия науки в данном случае представляет собой не только рефлексию над философскими проблемами научного познания, но предельно общее теоретическое осмысление феномена научного познания. Отдельной проблемой является соотношение философии и науки. Философское познание предшествует познанию научному как исторически, так и онтологически. Существует методологическое и сущностное различие между этими двумя формами познания. Первое состоит в способе отношения к познаваемому, а также в критериях истины, второе – в том, что философия, кроме всего прочего способна улавливать принципиально недоступное науке бытие. В философии существуют проблемы, которые выходят далеко за пределы научного познания. При этом философское познание стремится к предельной ясности смысла, точности в употреблении понятий, а также рациональной обоснованности положений. Философия является наукой в меру доказательности знания и определенности предмета исследования. Важнейшее методологическое основание различия между научным и философским познанием состоит в том, что в науке присутствует единая форма организации познавательной деятельности. Коммуникация между исследователями является необходимым компонентом целостности науки, и достигается она через объективацию знания: отделение знания от человека, создание языка науки, а также поиск «среднего звена» в опыте, который может повторить каждый. Кумулятивный аспект науки возможен именно благодаря этому. В рамках одной парадигмы мышления кумулятивный принцип имеет силу, и если бы не он, наука потеряла бы целостность, однако сам процесс смены одной парадигмы мышления другой воспроизводит смену философских позиций, с той лишь разницей, что носителем научной парадигмы является сообщество ученых, а носителем философского знания – личность философа. Следует ли из этого, что субъектом научного познания является не отдельный исследователь, а научное сообщество? В какой-то степени да. Прямая аналогия между сменой научных парадигм и философских концепций позволяет оценить философское (мировоззренческое и методологическое) содержание научной парадигмы, что является одной из важнейших задач современной философии науки. В настоящем курсе мы акцентируем внимание в первую очередь на вопросе исторического становления методологии научного познания и стремимся показать историю науки с точки зрения внутренней логики развития научного познания.
1.1. Цель преподавания дисциплины - знакомство с историей науки, структурой научного знания и методами научного познания; - знакомство с культурой общего теоретического осмысления научного познания; - прояснение предельных оснований научного познания (теоретические, эмпирические, методологические и социокультурные).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание предмета «История и методология науки» осуществляется в соответствии с профилем аграрного университета. В результате изучения дисциплины «История и методология науки» магистр должен знать:
магистр должен уметь:
магистр должен иметь представление:
магистр должен владеть:
Контроль знаний включает подготовку ответов на вопросы для самоконтроля, сдачу зачета 3. ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Всего 20 часов 18 часов 4. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Всего 20 часов 16часов 5. ПРОГРАММА КУРСА И ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Введение. Понятие науки, критерии научного познания (отличие науки от не науки и псевдо науки), соотношение научной формы мироотношения с другими (миф, религия, искусство, философия, повседневность), претензия на универсальность и всеобщность системы научного знания (структура научного знания, спектр научных проблем), значение науки в современном мире (наука и техника). Часть 1. ИСТОРИЯ НАУКИ. |
Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | Е. Н. Яркова история и методология Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | ||
Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология... Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,... | Программа учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований | ||
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих... | Логика и методология науки Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»... | ||
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии | Рабочая программа дисциплины «История и методология физики» Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Школы Школа искусства, культуры и спорта История и методология науки Направление — 033000. 68; Культурология Форма подготовки – Очная | ||
История и методология юридической науки Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Восприятие свободы массовым сознанием россиян (теоретико-политологический анализ) Специальность 23. 00. 01 – Теория политики, история и методология политической науки |