История и методология науки





НазваниеИстория и методология науки
страница1/5
Дата публикации29.10.2014
Размер0.49 Mb.
ТипТематика семинарских занятий
100-bal.ru > История > Тематика семинарских занятий
  1   2   3   4   5
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Учебно-методическое пособие


Краснодар, 2010
Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия».


Авторы-составители: Данилова М.И., д.филос.н., профессор

Исакова Н.В., к.филос.н., доцент

Плотников В.В., к.филос.н., ст. преподаватель

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании методической комиссии факультета Налоги и налогообложение Кубанского государственного аграрного университета от 18 ноября 2010 г. протокол № 2.

Содержание


Введение 5



  1. Цели и задачи дисциплины 7




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7




  1. Тематика курса лекций по истории и методологии науки 8




  1. Тематика семинарских занятий по истории и методологии науки 8




  1. Программа курса и её основное содержание 9




  1. Тематика планов семинарских занятий 13




  1. Рекомендуемая литература 16




  1. Контрольные вопросы 19




  1. Глоссарий 23


Введение
Цель курса заключается в теоретическом изучении науки, рефлексии над важнейшими методологическими основаниями научного познания.

Необходимо различать приобщение к науке и исследование науки. В результате воспитания исследовательских качеств и приобщения к определенной парадигме мышления человек становится ученым. Теоретическое изучение «науки» способствует прояснению смысла научного познания в целом.

В современном мире наука является неотъемлемым компонентом культуры. Само существование науки предстает перед нами как некая данность. Исследование всякого феномена предполагает соотнесенность с ним, следовательно, выход за его, пределы, – в противном случае нет никакой возможности ухватить его как нечто целое. В отношении вопроса исследования науки существует несколько подходов:

1) история науки: рассмотрение науки в её историчности. Смена идеалов научного познания, парадигм мышления, а также изучение принципов возникновения и формирования науки есть теоретическое основание познания науки в качестве социокультурного феномена. История науки рассматривается не только как исторический обзор важнейших научных достижений, определяющих ключевые периоды её развития, но и как история конкретизации понятия науки.

2) методология науки предполагает рассмотрение того, как устроено научное познание: структура научного познания, уровни научного познания, методы научного познания, принципы развития научного познания, внутренняя логика научного открытия и обоснования (эвристический потенциал науки).

3) философия науки предполагает рассмотрение науки в качестве особенной формы познавательной деятельности. Специфика научного познание устанавливается через соотнесение науки с не наукой (определение нечто через его иное, род и видовое отличие), а также через проблему соотнесения научного познания с тем, на что оно направлено. Проблема адекватности научного познания открывает уровень онтологической и гносеологической проблематики в науке. Аксиологические основания науки, также есть область философии науки.

Соотношение указанных подходов к исследованию научного познания не является вполне однозначным. Поскольку наука как социокультурный феномен не лишена историчности, то «история науки» входит в общую дисциплину «историю и методологию науки» или «историю и философию науки». «Методология науки» или «философия науки» без соотнесения с историей науки представляет собой абстракцию. Кроме того, методология научного познания может рассматриваться и как часть философии науки, поскольку методология является реализацией методологической функции философии. В результате, все три подхода к теоретическому анализу научного познания органично дополняют друг друга и составляют ни что иное как три аспекта философии науки. Общим основанием этих дисциплин является сам феномен научного познания, тогда как различие состоит только в специфике подхода. Философия науки в данном случае представляет собой не только рефлексию над философскими проблемами научного познания, но предельно общее теоретическое осмысление феномена научного познания.

Отдельной проблемой является соотношение философии и науки. Философское познание предшествует познанию научному как исторически, так и онтологически. Существует методологическое и сущностное различие между этими двумя формами познания. Первое состоит в способе отношения к познаваемому, а также в критериях истины, второе – в том, что философия, кроме всего прочего способна улавливать принципиально недоступное науке бытие. В философии существуют проблемы, которые выходят далеко за пределы научного познания. При этом философское познание стремится к предельной ясности смысла, точности в употреблении понятий, а также рациональной обоснованности положений. Философия является наукой в меру доказательности знания и определенности предмета исследования.

Важнейшее методологическое основание различия между научным и философским познанием состоит в том, что в науке присутствует единая форма организации познавательной деятельности. Коммуникация между исследователями является необходимым компонентом целостности науки, и достигается она через объективацию знания: отделение знания от человека, создание языка науки, а также поиск «среднего звена» в опыте, который может повторить каждый. Кумулятивный аспект науки возможен именно благодаря этому.

В рамках одной парадигмы мышления кумулятивный принцип имеет силу, и если бы не он, наука потеряла бы целостность, однако сам процесс смены одной парадигмы мышления другой воспроизводит смену философских позиций, с той лишь разницей, что носителем научной парадигмы является сообщество ученых, а носителем философского знания – личность философа. Следует ли из этого, что субъектом научного познания является не отдельный исследователь, а научное сообщество? В какой-то степени да. Прямая аналогия между сменой научных парадигм и философских концепций позволяет оценить философское (мировоззренческое и методологическое) содержание научной парадигмы, что является одной из важнейших задач современной философии науки.

В настоящем курсе мы акцентируем внимание в первую очередь на вопросе исторического становления методологии научного познания и стремимся показать историю науки с точки зрения внутренней логики развития научного познания.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



1.1. Цель преподавания дисциплины

- знакомство с историей науки, структурой научного знания и методами научного познания;

- знакомство с культурой общего теоретического осмысления научного познания;

- прояснение предельных оснований научного познания (теоретические, эмпирические, методологические и социокультурные).

    1. Задачи изучения дисциплины

  • теоретическое постижение науки, раскрытие содержания понятия науки;

  • рефлексия над теоретическими и методологическими основаниями научного познания.

    1. Предмет дисциплины:

  • наука как социокультурный феномен;

  • история науки;

  • методологическая структура научного познания.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание предмета «История и методология науки» осуществляется в соответствии с профилем аграрного университета.

В результате изучения дисциплины «История и методология науки» магистр должен знать:

  • историю науки;

  • методы научного познания и историю их появления в науке;

  • критерии научного познания, а также пределы научного познания;

  • структуру научного познания и место своей исследовательской области в системе наук;


магистр должен уметь:

  • мыслить, рефлектировать на предмет методов научного познания, структуры научного познания, а также своего профессионального отношения к системе научного познания;

  • отличать подлинно научное исследование и его результаты от идеологических, политических, псевдонаучных, религиозных построений;

  • применять полученные знания для научной исследовательской работы в своей специальной области;

  • ориентироваться в научной, научно-популярной псевдонаучной литературе.


магистр должен иметь представление:

  • о предметной области и важнейших достижениях естественного и социогуманитарного научного познания;

  • о современных тенденциях развития науки философии техники и искусства;

  • о философии науки как специальной дисциплине и философских проблемах научного познания.


магистр должен владеть:

  • понятием науки;

  • логико-категориальным аппаратом естественного и социогуманитарного научного познания;

  • общенаучными методами познания, а также специальными методами научного познания и исследовательскими приемами соответствующими специализации.


Контроль знаний включает подготовку ответов на вопросы для самоконтроля, сдачу зачета
3. ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ

И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ




Тема лекции

Кол-во

часов

Кол-во

часов

1

Наука в Древнем мире.



2 часа

2 часа

2

Наука в Средние века.


2 часа

2 часа

3

Наука эпохи Возрождения.


2 часа

2 часа

4

Наука Нового времени и Просвещения.

2 часа

2 часа

5

Кризис классического естествознания и научная революция Х1Х – начала ХХ века.

2 часа

2 часа

6

Парадигма неклассического и постнеклассического научного познания.

2 часа

2 часа

7

Структура научного познания.


2 часа

------

8

Критерии научного познания.


2 часа

2 часа

9

Историческое развитие методов научного познания.


2 часа

2 часа

10

Методология научного познания.


2 часа

2 часа

Всего 20 часов 18 часов
4. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ




Тема семинарского занятия

Кол-во

часов

Кол-во

часов

1

Наука в Древнем мире.



2 часа

2 часа

2

Наука в Средние века.


2 часа

-------

3

Наука эпохи Возрождения.


2 часа

2 часа

4

Наука Нового времени и Просвещения.

2 часа

2 часа

5

Кризис классического естествознания и научная революция Х1Х – начала ХХ века.

2 часа

2 часа

6

Парадигма неклассического и постнеклассического научного познания.

2 часа

2 часа

7

Структура научного познания.


2 часа

------

8

Критерии научного познания.


2 часа

2 часа

9

Историческое развитие методов научного познания.


2 часа

2 часа

10

Методология научного познания.


2 часа

2 часа

Всего 20 часов 16часов
5. ПРОГРАММА КУРСА И ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.

Понятие науки, критерии научного познания (отличие науки от не науки и псевдо науки), соотношение научной формы мироотношения с другими (миф, религия, искусство, философия, повседневность), претензия на универсальность и всеобщность системы научного знания (структура научного знания, спектр научных проблем), значение науки в современном мире (наука и техника).
Часть 1. ИСТОРИЯ НАУКИ.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и методология науки iconУчебно-методическое пособие «История и методология юридической науки»
«История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся...
История и методология науки iconЕ. Н. Яркова история и методология
Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное по­собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...
История и методология науки iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
История и методология науки iconРабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной...
Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла...
История и методология науки iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология...
Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,...
История и методология науки iconПрограмма учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки
Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований
История и методология науки iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
История и методология науки iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...
История и методология науки iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования
Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии
История и методология науки iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
История и методология науки iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
История и методология науки iconШколы Школа искусства, культуры и спорта
История и методология науки Направление — 033000. 68; Культурология Форма подготовки – Очная
История и методология науки iconИстория и методология юридической науки
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
История и методология науки iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
История и методология науки iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
История и методология науки iconВосприятие свободы массовым сознанием россиян (теоретико-политологический анализ)
Специальность 23. 00. 01 – Теория политики, история и методология политической науки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск