Скачать 284.09 Kb.
|
Профильное обучение как условие повышения качества обществоведческого образования Воробьева Натэлла Рафиковна учитель истории и обществознания БОУ СОШ №35 ст. Новотитаровская
Основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования изложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др. Нормативно-правовой базой опыта являются: типовые положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.
Как подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Профильное обучение – средство дифференциации, индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Сформировался общественный запрос на профилизацию школы. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Социологические исследования показали, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшеклассников. Нынешний уровень образования считают приемлемым лишь 12% опрошенных (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). Поэтому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 31576-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени предусматривалось введение профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Мы находимся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в той мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. Речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль. Профильное обучение предполагает заметное сокращение времени преподавания в классно-урочно-предметной системе. В качестве доминирующих используются такие методы, как обзорные и установочные лекции, самостоятельная работа школьников с источниками информации, ИКТ технологии, лабораторные и практические работы, эвристические контрольные работы; проведение творческих конкурсов, открытая защита проектов; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения и т.п. Основные цели профильного обучения: -обеспечить углубленное изучение отдельных предметов -создать условия для существенной дифференциации содержания обучения - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями - расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием - более эффективно готовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования. Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования, сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. «Профильное обучение берёт на себя функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач обеспечения профессионального выбора молодежи и одновременно сохраняет некоторую академическую заданность преподавания основ наук». Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. У нас в школе принята модель внутришкольной профилизации. Мы эту работу начали в 2006 году, и в начале остановились на многопрофильной внутришкольной модели, когда было три 10 класса. В результате, в школе уже в 2008-2009 учебном году были организованы наряду с общеобразовательным классом (с базовым обучением) и профильные классы, в которых при сохранении базового, профильное обучение реализовывалось за счет школьного компонента, который выделялся именно для профильных общеобразовательных предметов, а также для элективных курсов (спецкурсов и модулей). Элективные курсы выполняют две функции. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Такая модель предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, в моем социально-экономическом классе профилирующими предметами являются – обществознание, экономика, право. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. В настоящее время при сложившейся демографической ситуации мы осуществляем внутриклассную профилизацию. Для сельской школы этот вариант более приемлем. Он позволяет наиболее полно учесть интересы учащихся. В отработке этой системы участвовали практически все педагоги. Этому предшествовала серьезная разъяснительная работа среди родителей и старшеклассников. Были изучены нормативные документы, запросы старшеклассников и их родителей. С 2006-2007 учебного года мы начали проводить предпрофильную подготовку выпускников 9-х классов. В качестве задач предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов творческой группой учителей школы, обозначены:
Объект исследования: профильное обучение в БОУ СОШ №35 станицы Новотитаровской МО Динской район. Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения. Цель: изучить результаты профильного обучения обществоведческим дисциплинам в социально-экономическом классе и доказать, что профильное обучение экономики в частности способствует повышению качества образования выпускников. Задачи: 1. Описать систему профильного обучения учащихся 10-11 классов обществоведческим дисциплинам, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы, в частности, основные задачи БОУ СОШ №35 по организации профильной подготовки. 2. Показать особенности организации профильного обучения по экономике и праву, содержание программ профильного обучения школьников. 3. Рассмотреть эффективность профильного обучения. База исследования: бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №35 станицы Новотитаровской МО Динской район (профильные классы:, экономико – правовой, социально-экономический). 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. Профильное обучение, качество образования, профориентация, оптимизация системы профильного обучения, глобализация экономики, многоуровневое образование. 2. Психолого-педагогический портрет класса, являющегося базой для формирования представляемого педагогического опыта. В 10 профильном социально-экономическом классе обучаются 24 человека: 20 девушек и 4 юношей. По степени интеллектуальных возможностей класс выше среднего, в 9 классе все учащиеся сдавали экзамен в форме ГИА по обществознанию. Качество знаний составил 92%. Учащиеся владеют компьютерными обучающими технологиями, овладели методом проектов. Занимаются внеклассной проектно-ислледовательской деятельностью. Обучены заниматься в группах, в парах, владеют активными приемами получения новых знаний. Благодаря профориентационной работе, все выпускники определились с будущей профессией, связанной с экономикой. Особого внимания требуют на два главных этапа предпрофильной подготовки: профессиональная ориентация и профессиональное консультирование учащихся. Профессиональное консультирование по выбору профиля – это совместная деятельность выбирающего профессию и консультанта (классного руководителя, психолога). На этом этапе создаётся среда, где учащийся реально оценивает себя в том или ином деле. Сопровождение в 9 классе направлено на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессионального обучения старшеклассников. Активизирующий подход предполагает формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного). Учащиеся знакомятся с возможными вариантами выбора профессионального маршрута, изучают свои интересы, потребности, склонности, а также способности к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности. Занятия с психологом способствуют осознанию собственных жизненных целей, ценности труда. Все учителя - предметники ведут 3 часовую предпрофильную подготовку по предметам. Результатом реализации данного сопровождения становится более осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения и профессиональное определение по окончании 9 класса. Прежде всего, учащийся работает над изучением своих индивидуальных способностей, возможностей. Изучает ограничения, которые накладывает состояние здоровья, особенности психики и т.д. на его выбор. В это время необходимо дать возможность школьнику проявить себя в той сфере деятельности, в том предмете, где он чувствует себя более уверенно. Для этого в рамках предметных курсов предпрофильной подготовки, учащиеся 9-х классов формируют «Портфель достижений». Каждый портфель ивидуализированный, принадлежит только одному учащемуся – автору. Это - комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных учебных достижений ученика, выполняющих функцию накопительной оценки (мини проекты, сообщения, сочинения на тему «Я хочу быть…») Набор в 10-е профильные классы осуществляется по результатам государственной итоговой аттестации комиссии ГЭК по профилирующим предметам 10 класса. Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации портфель индивидуальных учебных достижений является одной из составляющих образовательного рейтинга ученика. Для реализации основной цели психологического сопровождения – успешного самостоятельного выбора учеником профиля дальнейшего обучения – в школе решаются следующие задачи: создание эмоциональной комфортной образовательной среды;
В ходе занятий с психологом учащиеся учатся анализировать собственные интересы, склонности, потребности. Целью психологического сопровождения профильного обучения учащихся 10-11 классов является осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения и их профессиональное самоопределение по окончанию школы. На этом этапе акцент делается на индивидуально-личностные формы работы с выпускниками, в сочетании с самотестированием и компьютерным тестированием, которое организует психолог. В основе индивидуального консультирования особое внимание уделяется определению старшеклассниками личных и профессиональных целей и ценностей. В профильных классах содержание предметов направлено на решение отдельных проблем, связанных со спецификой будущей профессии, а также осуществляется интеграция содержательно-целевого компонента отдельных учебных курсов с целями профессионального самоопределения, содержанием профиля. Профильные предметы раскрывают специфику будущей профессиональной деятельности и особенности подготовки к поступлению в вуз. 3. Педагогический опыт. 3.1. Основные методы, методики, используемые в представляемом опыте. Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования, проведения единого государственного экзамена, создания университетских комплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования и др. Формы организации урочной деятельности в профильных классах |
Организация образовательных ресурсов условие повышения качества образования Организация образовательных ресурсов – условие повышения качества образования. – Уварово: Издательство «Лувр», 2008. – 27 с | Анализ образовательной деятельности за 2012-2013 учебный год «Традиции и инновации в обучении и воспитании как условие повышения качества образования» | ||
Профильное обучение Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с.... | Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний... Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихсятема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 02,... | ||
Тема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций | Педсовет по теме «Использование новых информационных технологий в... Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива... Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в... | ||
На уроках физики как условие достижения метапредметных результатов Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества... | План работы мо учителей по предметам филологического цикла на 2013-2014 учебный год Тема: Индивидуализация и разноуровневая дифференциация как условие повышения качества знаний и сохранения здоровья детей | ||
«Личностно- ориентированный урок как условие повышения качества обучения... Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пс «Образовательный мониторинг как необходимое условие выбора учителем адекватной модели обучения с целью повышения качества образовательного... | ||
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного... Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании | «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии... Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Формирование ценностных ориентаций учащихся – важнейшее условие повышения качества образования» | 2 7 марта 2015 года состоялась муниципальная педагогическая конференция... На ней приняли участие более 200 педагогов из школ и детских садов района, а также педагоги из соседнего Подосиновского района Кировской... |