Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения»





Скачать 124.47 Kb.
НазваниеСовременные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения»
Дата публикации27.07.2013
Размер124.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)». Программа лекционных, практических и лабораторных занятий составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебными планами.

Цель курса: раскрыть проблемы традиционных и новых средств оценивания результатов обучения.

Задачи курса:

  1. Раскрыть понятие качества образования; рассмотреть оценку результатов обучения как элемент управления качеством образования.

  2. Познакомить студентов с традиционными и новыми средствами оценивания результатов обучения.

  3. Проанализировать историю развития системы тестирования за рубежом и в России.

  4. Познакомить студентов с разнообразными классификациями педагогических тестов; рассмотреть типы, формы и виды тестовых заданий.

  5. Раскрыть основные этапы разработки педагогического теста, показатели качества тестов.

  6. Подготовить студентов к организационно-техническому обеспечению ЕГЭ.

Место курса: учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» тесно связана с общей и профессиональной педагогикой, методикой профессионального обучения, психологией, социологией.

Студенты должны знать:

    • традиционные средства оценивания результатов обучения (собеседование, анкетирование, опрос, контрольная работа, зачет, экзамен);

    • новые средства оценивания результатов обучения (портфолио, рейтинг, мониторинг, тестирование);

    • историю развития системы тестирования за рубежом и в России;

    • разнообразные классификации педагогических тестов; типы, формы и виды тестовых заданий;

    • основные этапы разработки педагогического теста, показатели качества тестов.

Студенты должны уметь:

  • составлять тестовые задания;

  • проводить тестирование;

  • обрабатывать результаты тестирования;

  • выявлять проблемы, намечать пути снятия сложных педагогических ситуаций.


Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Понятие о качестве образования. Оценка результатов обучения как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения. Требования к управлению качеством образования. Система управления качеством образования. Требования к учебной среде и самосовершенствованию и переподготовке преподавателей. Основные характеристики традиционной и современной педагогической технологий. Традиционные и современные виды внешнего контроля и самоконтроля. Существующие количественные способы оценки знаний (четырехбалльная, рейтинговая, тестовая технология оценки). Педагогические тесты: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные. Преимущества тестового контроля знаний.

Тема 2. Мониторинг, рейтинговая система оценивания и портфолио обучающихся. Понятие мониторинга как механизма контроля и слежения за качеством образования. Аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения, подвергаемые мониторингу. Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления образованием. Рейтинговая система оценивания, ее сущность и преимущества. Портфолио обучающихся как способ фиксирования, накопления и оценки их индивидуальных достижений в определенный период обучения. Типы портфолио: "папка достижений", рефлексивное, проблемно-исследовательское, тематическое. Философия и функции портфолио.


Тема 3. История развития системы тестирования за рубежом и в России. Тестовые технологии для измерения индивидуальных особенностей человека за рубежом (Ф. Гальтон, Дж. Мак-Кин Кеттелл, А. Бине, Т. Симон, Л. М. Термен, К. Пирсон, Ч. Спирмен, А.С. Отис, В.А. Эдуард, Ли Т. Макколл, Р.М.Йеркс и др.). Тестология в России (С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько).

Тема 4. Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов. Понятие теста. Отличия теста от других форм контроля, преимущества теста, структура теста. Классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

Тема 5. Типы, формы и виды тестовых заданий. Типы тестовых заданий: открытые и закрытые. Формы тестовых заданий: дополнения, свободного изложения, альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия, восстановления последовательности. Виды тестовых заданий: вербальные (стандартизированные и индивидуально-ориентированные); невербальные (статические и динамические); фиксированные; переменные; случайные; с обратной связью. Структура тестового задания.

Тема 6. Основные этапы разработки педагогического теста. Определение целей тестирования. Планирование содержания теста. Определение структуры теста. Разработка спецификации теста. Составление тестовых заданий. Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий.

Тема 7. Проведение пробного тестирования. Показатели качества тестов. Проведение апробации теста. Сбор и статистическая обработка результатов тестирования. Характеристики тестовых заданий: трудность и дискриминативность. Анализ качества дистракторов в заданиях закрытой формы. Основные показатели качества теста: надежность и валидность. Способы повышения надежности теста.

Тема 8. Современная теория конструирования тестов. Недостатки классической теории тестов. Математические модели современной теории тестов: однопараметрическая модель Г. Раша; двухпараметрическая модель А.Бирнбаума; трехпараметрическая модель А.Бирнбаума. Расчет оценок параметра испытуемых и трудности заданий теста.

Тема 9. Стандартизация теста и интерпретация результатов тестирования. ЕГЭ и качество образования. Понятие стандартизации теста. Требования, предъявляемые к стандартизации. Руководство для пользователя теста. Инструкции для ведущего и испытуемого. ЕГЭ и качество образования.

Тема 10. Формы тестовых заданий. Спецификация теста. Формы тестовых заданий, разбор типичных ошибок. Спецификация теста. Разработка инструкций для тестирующего и тестирующихся. Самостоятельная работа: разработка спецификации для теста по любой дисциплине школьной программы.

Тема 11. Экспертиза. Разработка бланка теста. Работа с матрицей результатов тестирования. Проведение экспертизы. Разработка бланка теста. Составление матрицы. Понятие верных и неверных профилей ответов. Обработка результатов: график. Обработка результатов: меры центральной тенденции. Обработка результатов: меры изменчивости. Обработка результатов: меры симметрии и островершинности кривых распределений.

Тема 12. Организационно-техническое обеспечение ЕГЭ. Требования к ЕГЭ. Технологии ЕГЭ: бумажная (бланковая), ком­пьютерная и смешанная. Преимущества и недостатки различных технологий. Информационная безопасность. Информационное обеспечение ЕГЭ.

Тема 13. Понятие адаптивного тестирования. Причины появления адаптивного тестирования. Преимущества адаптивного тестирования. Направления исследования в адаптивном тестировании. Виды адаптивного тестирования.

Тема 14. Характеристики тестовых заданий. Составление матрицы, приведение к треугольному виду, анализ неверных профилей, подсчет мер центральной тенденции, мер изменчивости, мер симметрии и островершинности кривой распределения. Дистракторный анализ. Дифференцирующая способность тестового задания (метод крайних групп).

Тема 15. Показатели качества теста. Надежность нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного теста. Валидность теста.
Темы для самостоятельного изучения.


п/п


Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам.работы



Понятие о качестве образования. Оценка результатов обучения как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения.

1). Проанализируйте схему системы управления качеством образования.

2). Составьте таблицу «Традиционные и современные виды контроля»:

Внешний контроль

входной

промежуточный

итоговый

остаточные знания













Самоконтроль




3). Перечислите преимущества тестового контроля.


2

1). Дискуссия.
2). Обсуждение.


3). Проверка выполнения работы.



Мониторинг, рейтинговая система оценивания и портфолио обучающихся

1). Перечислите преимущества мониторинга.

2). Составьте таблицу «Типы портфолио»:

Тип портфолио

Характеристика

Примеры













2

1). Выступления на практическом занятии.

2). Проверка выполнения работы.



Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов

1). Составьте таблицу «Сравнительный анализ нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов».

Вид теста

Характеристики

Нормативно-ориентирован

ные тесты

Критериально-ориентирован

ные тесты

Цель тестирования







Критерий оценки







Область содержания







Сфера применения







Характеристика тестовых заданий







2). Составьте схему «Классификация педагогических тестов».

2

1).Круглый стол.

2). Выступления на практическом занятии.



Типы, формы и виды тестовых заданий

1). Составьте схему «Типы и формы тестовых заданий».
2). Перечислите требования к заданиям с выбором ответов, заданиям на установление соответствия.


2

1). Выступления на практическом занятии.

2). Проверка выполнения работы.



Основные этапы разработки педагогического теста

1). Составьте алгоритм разработки педагогического теста.

2). Законспектируйте развернутую спецификацию теста, составленную под руководством Г.С.Ковалевой.

2

1). Проверка алгоритмов.

2). Проверка конспектов.



Проведение пробного тестирования. Показатели качества тестов

1). Проведите пробное тестирование в группе. Результаты занесите в матрицу тестовых результатов. Проанализируйте.

2

1). Обсуждение.





Стандартизация теста и интерпретация результатов тестирования. ЕГЭ и качество образования

1). Перечислите требования стандартизации теста. Ответ представьте в виде схемы.
2). Напишите реферат на одну из тем:

  • Почему возникла необходимость использования ЕГЭ как итоговой аттестации учащихся?

  • «Плюсы» и «минусы» ЕГЭ.

  • ЕГЭ и качество образования.

  • ЕГЭ как одно из средств модернизации современного образования в России.

2

1). Проверка выполнения работы.

2). Выступления на практическом занятии.



Формы тестовых заданий. Спецификация теста

1). Рассмотрите примеры инструкций к проведению Централизованного тестирования, ЕГЭ и др.

(см. материалы ЕГЭ, сайт www.rustest.ru – пакет инструкций к проведению централизованного тестирования, материал в приложении).

Разработайте спецификацию для теста по любой дисциплине школьной программы.

2). Разработайте инструкцию для проведения тестирования.

2

1). Круглый стол.
2).Обсуждение.



Экспертиза. Разработка бланка теста. Работа с матрицей результатов тестирования

1). Разработайте тест по ранее составленной спецификации (2 варианта теста, в каждом по 10 заданий с выбором ответов, по 5 заданий на дополнение, по 2 задания на соответствие или упорядочение), проведите экспертизу (2 эксперта).

2). Разработайте бланк для бланочного тестирования для своего теста. Провести тестирование, составить матрицу результатов тестирования. Сделать выводы.

2

1). Проверка выполнения работы.

2).Обсуждение.



Организационно-техническое обеспечение ЕГЭ

1). Законспектируйте требования к ЕГЭ (Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 16 февраля 2001 г. №119 «Об организа­ции эксперимента по введению единого государственного экзамена»).

2

1). Проверка коспектов.



Понятие адаптивного тестирования

1). Подготовьте доклад на одну из тем:

  • Причины появления адаптивного тестирования.

  • Преимущества адаптивного тестирования.

  • Направления исследования в адаптивном тестировании.

  • Виды адаптивного тестирования.

2

1). Выступления на практическом занятии.



Характеристики тестовых заданий

1).Выполнить дистракторный анализ для своих данных по заданиям закрытой формы.

2).Посчитать индекс дискриминативности для каждого задания. Сделать выводы.

2

1).Обсуждение.
2). Проверка выполнения работы.




Всего:




24





Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 2002.

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2002.

  3. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Основы культуры адаптивного тестирования.- М., 2003.

  4. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. - М., 2002.

  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., 2000.

  6. Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2002.

  7. Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 16 февраля 2001 г. №119 «Об организа­ции эксперимента по введению единого государственного экзамена»

  8. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. - М., 1998. - 99с.

  2. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.

  3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.- М., 1998.

  4. Поташник М.М. и др. Управление качеством образования. - М. Педагогическое общество России, 2000.


Материально-техническое обеспечение дисциплины.

    1. Электронное приложение: компьютерные презентации лекций и лабораторно-практических занятий в программе Microsoft Power Point и файлы в программе Microsoft Excel.

    2. Материалы ЕГЭ на сайте www.rustest.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»
Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconСовременные средства оценивания результатов обучения
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения»
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине современные средства оценивания...
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства...
Цель дисциплины познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения методологическими и теоретическими основами...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» icon«Средняя общеобразовательная школа №2»
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconПрограмма дисциплины
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconПрограмма аттестации состоит из четырех этапов
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconСтавропольский государственный аграрный университет международные...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconПредмет Современные средства оценивания результатов обучения
Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconПоложение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные средства оценивания...
Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск