Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы





Скачать 162.7 Kb.
НазваниеВосточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Дата публикации12.04.2015
Размер162.7 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
prn_img

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 386__
107370, г. Москва, ул. Бойцовая, д.6, к. 8А http://www.vao386.ru

Тел.: (499) 160-86-26 E-mail: vostok386@ mail.ru
«Утверждено» «Утверждаю»

На программно-методическом ________________________

Совете ГБОУ СОШ № 386 А.Е. Пименов

(протокол № ______, ________________ ________________________

(дата) (дата)

__________________________________

(подпись)

Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка рукоделия С.Н. Калугиной.

Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа 7-11 лет

Срок реализации

дополнительной образовательной программы 2 года.

Юртаева Анастасия Владиславовна

Учитель начальных классов

Москва, 2013-2014 год

Возраст обучающихся – 7-11 лет

Срок реализации – 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Радуга творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Новизна программы заключается в том, что в ней применяется современная образовательная технология – технология сотрудничества.

Технология предполагает такую организацию деятельности детей и педагога, при которой все члены объединения участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.

Актуальность. Современное общество заинтересованно в создании в дополнительном образовании оптимальных условий для выявления и реализации творческих способностей, учащихся в учебном процессе и внеучебной деятельности, а также необходимости удовлетворения интересов и потребностей в творческом самовыражении школьников.

Деятельность каждого ученика должна соответствовать его силам и возможностям. Смысл деятельности учащегося состоит в следующем: вот – моя работа вчера, вот моя работа сегодня, а что я смогу сделать завтра? Творческий подход к работе позволяет совершенствовать мастерство, тем самым, способствуя формированию правильной, адекватной самооценки, которая является важной для подростка. Самооценка формирует критическое отношение к результатам своего труда, дает представление об уровне собственных возможностей, способствует развитию самосознания. Занятия в кружке позволяют учащимся доказать свою неординарность, проявить свою самобытность в какой-либо деятельности.
Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.


Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Работа будет производится по двум группам: для детей 7-8 лет и 9-11 лет, а срок реализации рассчитан на два года обучения.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, 76 часов в год.

Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься 15 человек. Эта норма позволит педагогу держать группу в поле внимания и хотя бы короткое время проводить индивидуальные работы с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого.

Группа второго года занятий включает 15 человек с тем, чтобы усложнение программных заданий давало педагогу достаточное время для анализа каждой выполненной работы и внимательного отношения к проблемам каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, личные качества, способности к художественной и исполнительской деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».


Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей самим определить сюжеты своих работ, самостоятельно подготовить рефераты и практические работы. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия избранной темы.

Формой проверки результатов обучения в первом случае является выставка работ ребят по завершению каждой учебной темы, во втором – выступление с рефератом на конференции по декоративно-прикладному искусству.

Итоги реализации программы подводятся в нескольких формах: общая конференция по декоративно-прикладному искусству, проводимая в конце учебного года; отчётная выставка творческих работ обучающихся в конце учебного года; итоговая выставка по завершению всей образовательной программы.
Тематическое планирование содержания программы

Первый год обучения




Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примеча-ния

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа с природным материалом

4

1

3




3

Работа

с бумагой

и картоном.

8

2

6

 

4

Работа

с тканью

6

1

5

 

5

Работа

с бросовым материалом

6




6

 

6

Работа

с пластилином

6

1

5

 

7

Работа с мехом

6




6




8

Подведение итогов

1

1




 

 

Итого

38

7

31

 

Второй год обучения




Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примеча-ния

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа с природным материалом

4

1

3




3

Работа

с бумагой

и картоном.

6

2

4

 

4

Работа

с тканью

6

1

5




5

Работа

с бросовым материалом

6




6

 

6

Работа

с пластилином

5

1

4

 

7

Работа с мехом

8




8

 

8

Подведение итогов

2

1

1







Итого

38

7

31

 


Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Первый год обучения

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники и второклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Тема 1. Вводная беседа.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Тема 2. Работа с природным материалом.

  • Рассказ о флористике. Природа нашего края.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Составление композиции (коллективная работа).

  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Тема 3. Работа с бумагой и картоном.

  • Рассказ «Из истории бумаги», изготовление цветов из салфеток.

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Коллективное панно из оригами «Лесные мотивы».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Знакомство с техникой квиллинг.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

  • Конструирование из бумаги

  • Плетение корзины из бумаги

Тема 4. Работа с тканью.

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Шитье коврика в игрушечный домик из лоскутков различной ткани.

Тема 5. Работа с бросовым материалом.

  • Конструирование дома для сказочных героев.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Тема 6. Работа с пластилином.

  • Рассказ о глине и пластилине.

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

  • Пластилиновая аппликация на картоне на свободную тему.

  • Лепка по замыслу детей.

Тема 7. Работа с мехом.

  • Изготовление сувениров из меха.

  • Лоскутная аппликация (коллективная)

Тема 8. Подведение итогов.

  • Подведение итогов работы, обзор курса.

  • Рефлексия.

  • Отзывы и пожелания.



Второй год обучения

Тема 1. Вводная беседа.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Тема 2. Работа с природным материалом.

  • Рассказ о флористике. Природа северного края.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Составление композиции (коллективная работа).

  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Тема 3. Работа с бумагой и картоном.

  • Рассказ «Из истории бумаги», изготовление цветов из салфеток.

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Знакомство с техникой квиллинг.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

  • Конструирование из бумаги.

  • Плетение корзины из газеты.

Тема 4. Работа с тканью.

  • Изготовление салфеток с бахромой.

  • Шитье мягкой игрушки.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Тема 5. Работа с бросовым материалом.

  • Конструирование дома для сказочных героев.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Тема 6. Работа с пластилином.

  • Рассказ о глине и пластилине.

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

  • Лепка по замыслу детей.

Тема 7. Работа с мехом.

  • Шитье мягкой игрушки.

  • Изготовление сувениров из меха.

  • Лоскутная аппликация (коллективная)

Тема 8. Подведение итогов.

  • Подведение итогов работы, обзор курса.

  • Рефлексия.

  • Отзывы и пожелания.


Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Список используемой литературы


  1. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками»

  2. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками»

  3. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах»

  4. Еременко Т.И. «Рукоделие», «Игрушка»

  5. Журнал «Вышивка для души», типография ООО «Импульс», г. Дзержинск, пр. Чкалова 47-а.

  6. Зимина М. С., Домоводство для девочек. Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий, М., Эксмо-Пресс, 2002.

  7. Кашкова Е. Д., Герцог, М., Олма-Пресс, 1999.

  8. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир»

  9. Конышева Н.М. «Умелые руки»

  10. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconЮго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconПравительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное...
Приложение Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой )
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconВосточное окружное управление образования Департамента образования...
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconМинистерство образования российской федерации департамент образования...
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования города москвы восточное окружное управление...
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconСеверо-западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Основная образовательная программа начального образования Государственного образовательного учреждения Центра образования №1619 имени...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconЗеленоградское окружное управление образования департамента образования города москвы
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования восточное окружное управление
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим...
Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы iconДепартамент образования города москвы северо-восточное окружное управление...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск