МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
___________________К.А.МАСУЕВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ
Направление подготовки – специальность 060301 «Фармация»
Форма обучения очная_____________________________________
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП ____________1 семестр_____________________________
(нормативный срок обучения) Кафедра ____________________Философии и истории____________________
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кфедры
Философии и истории от « » 2012 г. Протокол №
Заведующий кафедрой (д.ф.н., проф. Т.Э.Кафаров)
Председатель Ученого Совета
фармацевтического факультета (к.м.н., доцент А.М.Магомедова) ПРЕДИСЛОВИЕ
«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
В.О.Ключевский История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мыслей. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенное основание для скептического отношения к истории как науке.
История нередко используется для обоснования целей политической борьбы. Отдельные политики и политические партии переписывают историю заново, поэтому - это «политика опрокинутся в прошлое».
Высказывается т.зр., что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.
Также утверждается, что в век НТП история тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук.
- В качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставленности) сохранившихся источников о реальных событиях.
Не обвинять прошлое, а объяснять.
Историк не может писать без эмоций, но он не имеет право на обман, утаивание и искажение истины.
Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
Как и в других науках в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников. Многие события, факты сегодня
оцениваются иначе, чем 15-20 лет назад. Историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на-расширение наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя, игнорируя прошлое - это знали люди во все времена.
М.Ломоносов писал: «история дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым -старых разум, престарелым - твердость в советах...».
Настоящая рабочая программа является руководством и основой в преподавании предмета История Отечества на всех факультетах ДГМА. Программа построена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Фармация»; требованиями (федерального компонента) к образовательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности «Фармация» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Министерством Образования РФ 10.03.2000; Примерной программы дисциплины «История России» для специальности «Фармация», утвержденная Министерством Образования Российской Федерации 05.01.2003.
Настоящая рабочая программа предусматривает использование модульной технологии обучения с реализацией компетентностного подхода в преподавании Истории России. Это позволит сформировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, проблем возникающих в результате их профессиональной деятельности. Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным на их основе формирование профессиональных компетенций специалиста с высокими морально-нравственными принципами.
1. Цели и задачи дисциплины Цель — расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.
Задачи:
- подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;
обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций:
а) универсальных:
- общенаучных (ОНК):
способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
владение культурой мышления, знание его общих законов; способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);
- инструментальных (ИК):
готовность работать с информацией из разных источников (ИК-3);
способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);
способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ИК-5);
- социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК):
компетенций профессиональной мобильности: готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);
морально-правовых компетенций: способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-5);
компетенций гражданского поведения: способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);
социально-политических компетенций: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-7);
компетенций саморазвития: способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (СЛК-8);
компетенций самообразования: способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (СЛК-9);
культурно-исторических компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-10);
историко-политических компетенций: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-11);
культурно-религиозных компетенций: способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (СЛК-15);
интеллектуально-критических компетенций: способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-16);
социально-экономических компетенций: способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-17);
социологических компетенций: способность и готовность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации (СЛК-19);
цивилизационно-исторических компетенций: способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (СЛК-20).
2. Место освоения дисциплины в структуре основной образовательной программы по специальности Для изучения дисциплины «История России» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: социологии, психологии, экономической теории и других социально-экономических дисциплин.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
№
| Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
1
|
| Аудиторные занятия
| 48
| 48
|
| Лекции
| 14
| 14
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 34
| 34
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 24
| 24
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
| Общая трудоемкость часы
зач. ед.
| 72
3
| 72
|
4. Структура и содержание дисциплины
Тематический план лекций и занятий
№ п/п
| Раздел дисциплины (модуль)
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форма текущего контроля успеваемости
| Аудиторный занятия
| Самост. работа
| Всего (общая трудоемкость)
| всего
| лекции
| занятия
| 1
| Модуль 1.
Россия с древнейших времен до конца XIX века
| 1
| 24
| 7
| 17
| 10
| 34
| Защита модуля, рейтинг
| 1.1
| История Отечества: её предмет и задачи.
| 1
| 4
| 1
| 3
| 1
| 5
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 1.2
| Образование Киевской Руси. Его социально-экономический и политический строй
| 1
| 3
| 1
| 2
| 2
| 6
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 1.3
| Образование и укрепление русского централизованного государства (XIV-XVII вв.)
| 1
| 4
| 1
| 3
| 2
| 6
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 1.4
| Становление абсолютной монархии
| 1
| 4
| 2
| 2
| 1
| 5
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 1.5
| Россия в период капиталистического развития
| 1
| 3
| 1
| 3
| 2
| 4
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 1.6
| Россия в конце XIX - нач. XX вв. Вступление России в эпоху империализма
| 1
| 6
| 2
| 4
| 2
| 8
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 2
| Модуль 2.
Советское государство (1917-1991 гг.)
| 1
| 20
| 6
| 14
| 9
| 29
| Защита модуля, рейтинг
| 2.1
| Советская Россия в 1917-1922 гг.
| 1
| 4
| 1
| 3
| 1
| 5
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 2.2
| Социально-экономическое и политическое преобразование в стране в 30-е годы
| 1
| 3
| 1
| 2
| 2
| 5
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 2.3
| СССР в период Великой Отечественной войны
| 1
| 5
| 2
| 3
| 2
| 7
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 2.4
| СССР в послевоенный период (1945-1985 гг.)
| 1
| 4
| 1
| 3
| 2
| 6
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 2.5
| Начало перестройки, попытка реформирования политической власти. Распад СССР (1985-1991 гг.)
| 1
| 4
| 1
| 3
| 2
| 6
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 3
| Модуль 3.
Постсоветское развитие России
| 1
| 4
| 1
| 3
| 5
| 9
| Защита модуля, рейтинг
| 3.1
| Постсоветское развитие России (1991-2012 гг.)
| 1
| 4
| 1
| 3
| 2
| 6
| Собеседование по вопросам, тестовые здания
| 3.2
| Защита рефератов по модулю 1, 2 и 3
|
|
|
|
| 2
| 2
| Доклады по темам рефератов
| 3.3
| Итоговая защита модуля 1, 2 и 3
|
|
|
|
| 1
| 1
| Защита модулей: итоговый тест
|
| ВСЕГО:
|
| 48
| 14
| 34
| 24
| 72
|
|
5. Содержание дисциплины Модуль 1. Россия с древнейших времен до конца XIX века
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
История Отечества: её предмет и задачи
История как важнейшая составляющая часть гуманитарной подготовки в ВУЗе.
Предмет, метод, источники.
Восточные славяне.
Первобытно-общинный строй на территории Дагестана.
Образование Киевской Руси
Его социально-экономический и политический строй.
Принятие христианства.
Внешняя и внутренняя политика Киевских князей.
Дагестан в V - XII ВВ. Политическое образование Дагестана: Хазарский Каганат.
Нашествие монголо-татар на Русь
Переход к феодальной раздробленности.
Нашествие монголо-татар на Русь и его последствия.
Борьба народов нашей страны против завоевателей в XIII в.
Объединение земель вокруг Москвы (XIV-XVI вв.).
Этапы и предпосылки и особенности образования Российского централизованного государства.
Причины возвышения Москвы.
Этапы объединения земли вокруг Москвы.
Свержение монголо-татарского ига в 1480 г.
Культура Руси.
Россия в XVI в.
Социально-экономическое развитие России в XVI в. Складывание сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Венчание Ивана IV. Царство.
Административно-политические реформы сер. XVI в.
Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. (восточная, западная, южная политика).
4) Опричнина, её цели и итоги. Смутное время
Причины польско-литовской и шведской интервенции (1604-1618 гг.).
Усиление централизации государства.
Федор Иванович и Борис Годунов.
Крестьянская война И.Басотникова.
Освобождение Москвы в 1612 г. К.Минин и Дм.Пожарский. Воцарение династии Романовых.
Дагестан в политике России, Ирана, Турции.
Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII в.
Внешняя политика Романовых.
Внутренняя политика: углубление специализации в с/х и ремесле, превращение ремесла в товарное производство, появление мануфактуры, складывание всероссийского рынка.
Основные этапы закрепощения крестьян в XV-XVII вв.
Политический строй России в XVII в. Появление предпосылок перехода к абсолютизму.
Соборное уложение 1649 г. Судьба земских соборов.
Укрепление церкви, монастыри, патриархи Филарет и Никон, раскол православия.
Народные движения.
Внутренняя и внешняя политика Петра I 1) Международное положение России на рубеже XVII-XVIII вв.
Внешняя политика Петра I.
Внутренняя политика Петра I, петровские реформы и ликвидация сословно-представительной монархии, дворянство и его роль в системе абсолютной монархии, принятия императорского титула.
Усиление русского влияния на Северо-Восточном Кавказе. Каспийский поход Петра I и его политические и экономические цели. Русско-дагестанские отношения в 1724-1735 гг. Георгиевский трактат.
Россия в середине XVIII в. Дворцовые перевороты 1) Предпосылки и эпоха дворцовых переворотов.
Социально-экономическое развитие России в сер. XVIII в., развитие мануфактурного производства, рост барщинных и оброчных повинностей крестьян.
Екатерина II «Просвещенный абсолютизм» в России. Крестьянский вопрос. Крестьянская война.
Развитие товарно-денежных отношений, особенности формирования класса буржуазии.
Наука и культура в XVIII в.
Социально-экономическое развитие России в I пол. XIX в.
От Павла I к эпохе Александра I.
Создание Негласного комитета (Н.Строганов, Новосиянцев, В.Кочубей и др.), реформирование сената, министерская реформа, план государственных преобразований М.Сперанского
Главные направления внешней политики России. Отечественная война 1812г.
Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом. Политическая реакция и реформы при Николае I.
Принятие в подданство России владений Дагестана.
Общественная мысль и общественное движение во II четв. XIX в.
Эпоха великих реформ
Политические и социально-экономические предпосылки реформ, их осуществление, историческая роль Александра II.
Основные этапы развития капитализма-в промышленности.
Развитие с/х, расслоение крестьянства.
Экономическая политика С.Витте.
Внешняя политика.
Александр III и политико-свертывание либеральных реформ.
Общественное движение в конце XIX в.
Вступление России в эпоху империализма
Обострение кризиса самодержавия на рубеже веков. Николай II как политик.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
I Русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
Аграрная реформа П.Столыпина и её последствия.
Россия в I Мировой войне и общественно-политический кризис.
6) Развитие капиталистических отношений в Дагестане в конце XIX в. - в нач. XX в. Революционный подъем в Дагестане, расстановка классовых сил. Модуль 2. Советское государство (1917-1991 гг.) В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Россия на этапе перехода от Февраля к Октябрю 1917 г.
Обострение социально-политических противоречий в нач. 1917 г. Февральская революция и падение самодержавия.
Политика Временного правительства, три кризиса Временного правительства (апрельский, июньский, июльский) и изменение состава правительства. Апрельские тезисы.
Большевизация Советов.
Предпосылки и подготовка вооруженного восстания в Петрограде. Партия большевиков у власти, становление системы Советской власти.
Первые социально-экономические преобразования.
Гражданская война.
Начало интервенции на Кавказе. Образование СНК ДАССР. Восстановление н/х.
Выход России из I Мировой войны. Брестский мир.
НЭП. Образование СССР
Внешняя политика Советского государства в нач. 20-х гг. Установление дипломатических отношений.
Переход к НЭПу и итоги НЭПа.
Образование СССР.
Конституция СССР.
Образование новых советских республик в 20-е годы.
Социально-экономические преобразования в 30-е годы
Задачи индустриализации страны.
Кооперирование с/х.
Культ строительства в 30-е годы.
Формирование командно-административной системы в стране.
Внешняя политика СССР в 20-30-е годы 20 в.
СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
СССР в предвоенные годы (1939-1941 гг.). Пакт о ненападении Молотова - Риббентра... 1939 г.
Советско-финская война (ноябрь 1939 f. - март 1940 г.).
Начало ВОВ. Этапы войны.
Коренной перелом в ходе Отечественной войны.
Советский тыл.
Партизанское движение.
Внешняя политика и создание антигитлеровской коалиции.
Завершающий этап ВОВ в Европе и Советско-Японская война.
Энтузиализм и патриотическая помощь народов Дагестана Фронту. Перепрофилирование промышленности на выпуск военной продукции. Дагестанцы на фронтах ВОВ.
СССР в сер. 40-х — нач. 50-х годов
Восстановление н/х, IV - V пятилетние планы.
Послевоенный удар сталинизма по интеллигенции («Ленинградское дело», «Дело врачей»).
Начало «Холодной войны».
Создание соц.лагеря. Образование ООН и СЭв.
Смерть Сталина и политическая борьба за власть.
СССР в 1953 - 1964 гг.
Н.Хрущев и его социально-экономическая и политическая программа. Освоение целинных земель.
XX съезд КПСС. Разоблачение культа личности.
Внешняя политика СССР.
Отстранение Н.Хрущева от руководства.
СССР в 1964 - по 1985 гг.
Экономическая реформа («Косыгинская») 1965 г., причины её свертывания.
Внешняя политика, основные направления.
Конституция 1977 г.
Начало перестройки, попытка реформирования политической власти. Распад СССР (1985-1991 гг.). 1) Попытка реформировать институт власти в СССР и демократизация системы управления страной.
Внешняя политика СССР во II пол. 80-х гг. Крушение соц.системы в европейских странах. Вывод войск из Афганистана.
Институт президентства.
Августовские события 1991 г. Крах перестройки. Распад СССР и возникновение СНГ.
Модуль 3. Постсоветское развитие России В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Постсоветское развитие России
Ельцин - президент России.
Разрыв экономических связей с бывшими союзными республиками. Обострение экономического положения в стране. Политика приватизации. Реформы Гайдара.
Новая Конституция РФ, переход к рыночной экономике.
Многопартийность. Обострение национального вопроса, война в Чечне.
В.Путин, курс на укрепление государства, стабилизацию и подъем экономики, продолжение реформ.
Дагестан в эпоху перестройки и постсоветского периода.
6. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям по основной и дополнительной литературе, а также написание рефератов и семинарских докладов и подготовку к сдаче экзамена.
Исходным моментом работы над рефератом (докладом) является выбор темы и определение задач исследования.
Подготовка студента к выполнению указанных видов работы складывается из изучения, конспектирования и анализа предложенных и отобранных источников, работы с рекомендованной научной литературой, составлением плана. Работа должна содержать аргументированное освещение поставленных вопросов с ясными выводами и ссылками на изученную литературу и источники.
Реферат, семинарский доклад имеют ряд обязательных элементов:
титульный лист (название темы, фамилия студента, курс, факультет (институт);
план работы (с обозначением страниц);
введение, в котором ставится научная проблема, содержащаяся в учебном задании, дается краткий анализ научной литературы и источников, используемых студентом при написании работы;
основная часть, где изложение проблемы должно быть последовательным, с использованием источников и литературы и постраничным указанием на них;
заключение, в котором кратко подводятся итоги изучения темы, делаются выводы;
список источников и литературы, которые были использованы при написании работы.
Реферат (доклад) должен быть напечатан на писчей бумаге с одной стороны листа.
Реферат сдается преподавателю согласно графику учебного процесса.
Важным этапом в работе семинара является заслушивание и обсуждение докладов студентов. В своем выступлении докладчик дает оценку значимости выбранной темы, кратко характеризует привлеченные к исследованию источники и литературу, излагает основные положения работы и выводы, к которым он пришел, отвечает на вопросы, заданные слушателями семинара после сообщения докладчика.
Самостоятельная работа студента по подготовке реферата, текста семинарского доклада является принципиально важной, поскольку в ее процессе закладываются и формируются основы исторического мышления, вырабатывается профессиональный подход к исследуемым проблемам, прививаются и осваиваются первые навыки исторического исследования, необходимые в дальнейшей научной работе.
Примерная тема тика рефератов:
Своеобразие общественного строя Древней Руси.
Государство и церковь в Древней Руси.
Быт и нравы в древнерусском обществе.
Древняя Русь и Средневековая Европа.
Древняя Русь и Золотая Орда.
Истоки русского самодержавия.
Опричнина Ивана Грозного.
Дипломатия Ивана Грозного.
Древняя Москва.
Земские соборы в истории России.
Церковная реформа и раскол.
Народные движения в XVII в.
Цена и последствия петровских реформ.
Петербург - новая столица Российской империи.
«Просвещённый абсолютизм» в Европе и в России.
Российская империя в международной политике второй половины XVIII в.
М.М.Сперанский.
Декабристы и русское общество.
Западники и славянофилы.
Русские консерваторы, либералы, радикалы.
Либерально-буржуазная реформа 60-70-х гг. XIX в.
Земская медицина в России.
Николай II.
Государственная дума в России.
П.А.Столыпин.
Политические партии в России в начале XX в.
Место России в мире в начале XX в.
Россия в первой мировой войне.
Альтернативы развития России после Февральской революции.
Октябрьский переворот 1917 г. - закономерность или случайность?
Вожди большевизма (В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, Н.И. Бухарин и др.).
Форсированные социально-экономические преобразования в СССР 1926-1937 гг.: методы и результаты.
Тоталитарный режим в СССР 30-х годов: истоки, сущность, последствия.
34. Власть и народ в Великой Отечественной войне.
Цена победы в Великой Отечественной войне.
СССР и Запад в 20-е-40-е годы.
Советские вожди послевоенной эпохи (И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и др.).
Диссидентское движение в СССР 60-80-х годов.
Кризисные процессы в социально-экономическом развитии СССР во второй половине 70-х - первой половине 80-х гг. XX в.
Национальная политика и межнациональные отношения в СССР (60- 80-е гг. XX в.) и в Российской Федерации (1991-2005 гг.).
Президенты СССР и России (М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А.Медведев).
Россия и СНГ.
Россия в современном мире.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) литература
основная
|