Календарно- тематическое планирование по кубановедению. 5 класс. (34 часа)
№п/п
| Содержание,
(разделы, темы)
| Кол-во
час
| Дата
| Оборудование
| Основные виды учебной деятельности
(УУД)
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
|
1
| Что и как изучает предмет «Кубановедение». Кубань - перекресток цивилизаций
| 1
| 01.09-06.09
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование целостного и в то же время территориально-дифференцированного представления об истории и культуре родного края и своих населенных пунктов в древности. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т. п. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Понимать отличие географической карты от исторической. Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы. Объяснять понятия археология, орудия труда. Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии). Например, изготовить макет физической карты Краснодарского края из подручных материалов (аппликации из ткани, из бумаги, из зерна и т. д.).
| РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА (6 ч)
| Тема 1. Древние собиратели и охотники (2 часа)
| 2
| Древние собиратели и охотники
| 1
| 08.09-13.09
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Умение характеризовать основные этапы эволюции человека и расселение людей по территории Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Раскрывать значение понятий культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея).
| 3
| Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом день».
| 1
| 15.09-
20.09
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование представления об образе жизни, общественном строе и занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал. Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похолоданием климата. Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую. Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии. Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобытного человека
| Тема 2. Появление человека современного облика (2 часа)
| 4
| Древние люди в позднем палеолите.
| 1
| 22.09-27.09
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Умение характеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа. Развитие навыков работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Воспитание интереса к прошлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. . Характеристика деятельности учащегося Показывать на карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община. Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы. Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Выделять отличительные признаки человека современного типа.
| 5
| Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта».
| 1
| 29.09-
04.10
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Развитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Называть орудия труда и охоты, которыми человек пользовался в позднем палеолите. Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также зачатках искусства и религии на Кубани. Пересказывать текст «Охота на мамонта». Рассказывать об особенностях повседневной жизни людей одного из древних племён.
|
Тема 3. Земледельцы и скотоводы (2 часа)
| 6
| Земледельцы и скотоводы.
| 1
| 06.10-
11.10
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего. Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите. Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России. Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем». Подготовить мини-проект. Например, изготовить макеты орудий труда и предметов вооружения каменного века или создать макет «Охота на мамонта», используя пластилин и другие подручные средства.
| 7
| Эпоха энеолита на Кубани. Работа с текстом «Весенний праздник».
| 1
| 13.10-
18.10
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охоты над каменными. Называть и показывать на карте ареалы памятников энеолита. Составлять план рассказа «Весенний праздник».
| РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ (5 ч)
| Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры(1 час)
| 8
| Майкопская и ямная культуры. Общественное разделение труда на Северном Кавказе.
| 1
| 20.10-
25.10
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века. Развитие исторического мышления через формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века. Воспитание бережного отношения к истории своей малой родины. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятие археологическая культура. Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур. Называть особенности производящего и присваивающего хозяйств. Развивать навыки работы с историческими источниками. Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной археологических культур.
| Тема 5. Дольменная культура (2 часа)
| 9
| Дольменная археологическая культура.
| 1
| 27.10-
01.11
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Умение характеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах в источниках разных типов. Воспитание бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося:выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани. Рассказывать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковича в исследование дольменов Северо-Западного Кавказа.
| 10
| Классификация дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище».
| 1
| 10.11-
15.11
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. Формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося различать типы дольменов по внешнему виду. Называть период существования дольменной культуры. Рассказывать легенды о происхождении дольменов. Показывать на карте территории распространения дольменной культуры.
| Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры (2 часа)
| 11
| Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры.
| 1
| 17.11-
22.11
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Продолжить обучение анализу и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося Характеризовать особенности расселения племён северокавказской и катакомб ной культур. Называть отличительные особенности погребальных сооружений каждой археологической культуры. Раскрывать значение понятия катакомба. Показывать на карте территории распространения названных видов археологических культур. Рассказывать о вкладе Н. И. Веселовского в изучение памятников катакомбной культуры. Называть время существования северокавказской и катакомбной культур. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.
| 12
| Племена срубной культуры, работа с текстом «Тайны Литейщика».
| 1
| 24.11-
29.11
2014
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.
| Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов. Воспитывать бережное отношение к историко-археологическим памятникам культуры Кубани. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной культуры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, особенности быта, обряды захоронения, время существования. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, изготовить макет дольмена
| |