Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет»





НазваниеПрофессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет»
страница1/9
Дата публикации21.11.2017
Размер0.97 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»


Министерства здравоохранения Российской Федерации


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учебное пособие

Ставрополь

2015

Рецензенты:

И. О. проректора по учебной деятельности Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор А.Б. Ходжаян

декан факультета истории, философии и искусств Северо-Кавказского федерального университета доктор исторических наук, профессор И.В. Крючков

Муравьева В.Н., Карташев А.В., Максименко Л.Л., Спевак Р.С. История медицины: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015. – 68 с.


Пособие содержит материалы для подготовки студентов к семинарам по дисциплине «История медицины» в соответствии с утвержденными рабочими программами по направлениям подготовки специалиста «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология».
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ.

УДК 61- 091(07)

ББК 5г я73

И 90

СтГМУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Занятие 1.

Введение. История медицины как наука и предмет

преподавания


4

Занятие 2.

Врачевание в первобытном обществе

6

Занятие 3.

Врачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте

9

Занятие 4.

Врачевание в Древней Индии и Древнем Китае

13

Занятие 5.

Врачевание и медицина в Древней Греции

17

Занятие 6.

Медицина в Древнем Риме

20

Занятие 7.

Медицина в Византийской империи и Западной Европе (V–ХV вв.). Врачевание в Древнерусском государстве


22

Занятие 8.

Медицина народов средневекового Востока

26

Занятие 9.

Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (ХV–ХVII вв.).


30

Занятие 10.

Медицина в Московском государстве (ХV-ХVII вв.).

33

Занятие 11.

Развитие медико-биологического направления в медицине Нового времени


36

Занятие 12.

Утверждение клинического метода в медицине Нового времени


40

Занятие 13.

Медицина в России в ХVIII и первой половине XIX вв.

43

Занятие 14.

Медицина в России во второй половине XIX –
начале ХХ вв.


47

Занятие 15.

Становление развитие советской медицины. Медицина в годы Великой Отечественной войны.


51

Занятие 16.

Основные достижения медицины в Новейшее время.
Развитие медицинской науки в СССР и Российской
Федерации



54

Занятие 17.

История медицины на Северном Кавказе

59

Занятие 18.

Заключение. Зачетное занятие

65



Занятие 1

Тема: Введение. История медицины как наука и предмет преподавания.
Учебные цели:

1. Получить краткие исторические сведения о дисциплине, представление о ее предмете, задачах и порядке изучения.

2. Уяснить методику проведения семинарских занятий.

3. Ознакомиться с основными вехами развития Ставропольского государственного медицинского университета в Музее истории СтГМУ.
План занятия

1. Краткие исторические сведения о дисциплине, ее предмет и задачи, порядок изучения.

2. Общая методика проведения занятий по истории медицины, рекомендации к выбору тем и написанию рефератов.

3. История Ставропольского государственного медицинского университета.
Краткое содержание темы занятия

Важнейшей составляющей гуманитарной подготовки в медицинском университете является дисциплина «История медицины». Ее изучение обогащает духовный мир студентов, знакомит с историей их будущей сферы деятельности. В сочетании с другими предметами цикла – философией, отечественной историей, биоэтикой – дисциплина раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижения каждой эпохи в контексте духовной культуры человечества. Она способствует формированию теоретической базы для понимания тенденций дальнейшего развития медицины.

Занятия по дисциплине проходят в форме лекций и семинаров. Лекции систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах. Семинары предусматривают выступления студентов с сообщениями и докладами, участие в дискуссиях, круглых столах. Планы семинарских занятий, тематика рефератов и литература применительно к каждой теме указаны в настоящем пособии. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. По усмотрению преподавателя зачет может проходить в виде итогового тестирования или собеседования. Студенты, имеющие по итогам обучения средний балл аттестации 4,7 и выше, освобождаются от сдачи зачета.

Ставропольский государственный медицинский университет – один из старейших медицинских вузов на Северном Кавказе. В нем сосредоточена подготовка врачей по основным медицинским специальностям – «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Кроме этого на факультете гуманитарного и медико-биологического образования ведется обучение по 6 направлениям подготовки бакалавров и магистров. Педагогические коллективы являются хранителями знаний и лучших традиций отечественной медицины. Знакомство студентов с историей вуза осуществляется в ходе экскурсии по музею университета.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение медицине.

  2. Дайте определение истории медицины как науке.

  3. Назовите цели изучения истории медицины.

  4. Назовите основные методы и принципы изучения истории медицины.

  5. Какова периодизация истории медицины?

  6. Назовите источники, позволяющие изучить прошлое медицины.

  7. Назовите основные вехи развития нашего университета.

  8. Назовите фамилии ректоров нашего вуза.

  9. Кто из выдающихся врачей и ученых нашего вуза Вам более всего запомнился в ходе экскурсии?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 4-5.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М.: Академия, 2004. – С. 10-11.

  3. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / под ред. проф. Д.А. Балалыкина. – М.: Литтера, 2012. – С. 12-15.

  4. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студентов учр. ВПО. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-53.

  5. Ставропольский медицинский: с памятью о прошлом, с верой в будущее / под ред. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: СтГМУ. – 2013. – 352 с.

  6. Карташев А.В., Щетинин Е.В. Ставропольский медицинский: история науки (1938-2013 гг.). – Ставрополь: СтГМУ. – 2014. – 164 с.


Дополнительная литература:

1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 494 с.

2. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352 с.

3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: Медгиз, 1961. – 348 с.

4. Ставропольская государственная медицинская академия. Итоги пройденного пути и перспективы развития 1938-2008 гг. / под ред. Б.Д. Минаева. – Ставрополь: ООО «Искра», 2008. – 396 с.

5. Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2015. – 53 с.


Базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, ссылки

1. Электронная библиотечная система ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс]: http://studentlibrary.ru.

2. Электронная библиотека нехудожественной литературы [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/

3. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) [Электронный ресурс]: http://elibrary.rsl.ru/.

4. Страница кафедры организации здравоохранения и социальной работы на сайте СтГМУ [Электронный ресурс]: http://stgmu.ru/?s=academy&k=chairs&id=87&page=379.

5. История медицины // Сайт кафедры истории медицины Московского государственного медицинского университета имени А.И. Евдокимова [Электронный ресурс]: www.historymed.ru.

6. Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]:http://www.gumer.info/ .

7. Электронная библиотека учебников http://studentam.net/.

8. Европейская электронная библиотека Europeana http://www.europeana.eu/portal/.

Занятие 2

Тема: Врачевание в первобытном обществе.
Учебные цели:

1. Получить представление об основных периодах развития первобытного общества.

2. Изучить исторические источники о врачевании в первобытном обществе.

3. Закрепить и расширить знания о становлении и развитии врачевания на всех этапах развития первобытного общества.
План занятия

1. Периодизация истории первобытного общества и его характеристика.

2. Исторические источники изучения состояния врачевания в первобытном обществе.

3. Становление первобытного общества и первобытного врачевания. Праобщина и зачатки врачевания.

4. Врачевание в период зрелости первобытного общества. Врачевание и зарождение культов и верований.

5. Врачевание в период разложения первобытного общества. Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели.
Краткое содержание темы занятия

Первобытное общество (20 млн назад – IV тыс. лет до н.э.) – самый длительный и малоизученный период истории. Информация о нем дошла до нас благодаря археологическим раскопкам и наскальной живописи. По останкам первобытных людей можно судить о характерных для того времени заболеваниях. Многое из опыта врачевания первобытных людей сохранилось в народном фольклоре в виде пословиц, поговорок, сказаний и былин. Предметом изучения истории медицины также являются традиции врачевания у племен аборигенов, находящихся на уровне развития первобытного общества.

Первым собирателем медицинских знаний стала женщина – хранительница очага. Она занималась родовспоможением, подмечала целебные свойства трав и кореньев, узнавала их рвотные и слабительные свойства. Женщина знала исцеляющие свойства огня, понимала полезность потения. Мужчины могли оказывать взаимопомощь на охоте. С развитием земледелия и скотоводства в обиход стали входить средства лечения животного и минерального происхождения.

Моментом зарождения медицины можно считать то время, когда врачевание вошло в коллективное сознание первобытных людей. В определенной степени оно носило стихийно-материалистический характер. Но когда человек не мог объяснить причину той или иной болезни, он стал связывать ее с вселением злых духов. Для их изгнания люди применяли различные заговоры, заклинания и обряды. Так наряду с рациональным возникает магическое врачевание. Им занимались шаманы, заклинатели, впоследствии – жрецы.

Не имея возможности записывать свои наблюдения, первобытные люди передавали свой опыт в области врачевания из уст в уста. Знания и навыки, обретенные человечеством в доисторический период, стали основой народной медицины, к которой люди прибегают и в наши дни.
Примерные темы рефератов:

  1. . Рациональное врачевание в первобытном обществе.

  2. Магическая медицина в первобытном обществе.

  3. Зарождение культов и верований в первобытном обществе, их воздействие на врачевание.

  4. . Врачевание у племен аборигенов Азии, Африки и Австралии в наши дни и его взаимодействие с научной медициной.

  5. . Роль женщины в развитии врачевания в первобытном обществе.

  6. . Лингвистические источники изучения истории медицины.

  7. . Этнографические источники изучения истории медицины.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

  2. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

  3. Определение понятий «врачевания» и «медицина».

  4. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

  5. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение.

  6. Современные представления о происхождении человека.

  7. Прародина человечества: гипотеза моногенизма. Антропо- и социогенез.

  8. Зарождение коллективного врачевания.

  9. Погребение в пещере Шанидар как подтверждение лекарственного врачевания и становления социальных отношений в эпоху праобщины.

  10. Представление о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и иррациональных представлений первобытного человека об окружающем мире.

  11. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизма, фетишизма, анимизма, магии). Их связь с врачеванием.

  12. Трепанации черепов в истории первобытности.

  13. Хирургические приемы врачевания в период разложения первобытного общества.

  14. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности.

  15. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе.

  16. Народное врачевание в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Азии, Америки, Океании.

  17. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в некоторых странах.

  18. Народное врачевание – один из истоков научной медицины.

  19. Определение понятий «народное врачевание», «традиционная медицина», «научная медицина». Их основные характеристики.


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-16.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М.: Академия, 2004. – С. 13-37.


Дополнительная литература:

1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 494 с.

2. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352 с.

3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: Медгиз, 1961. – 348 с.

4. Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2015. – 53 с.
Базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, ссылки

1. Электронная библиотечная система ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс]: http://studentlibrary.ru.

2. Электронная библиотека нехудожественной литературы [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/

3. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) [Электронный ресурс]: http://elibrary.rsl.ru/.

4. Страница кафедры организации здравоохранения и социальной работы на сайте СтГМУ [Электронный ресурс]: http://stgmu.ru/?s=academy&k=chairs&id=87&page=379.

5. История медицины // Сайт кафедры истории медицины Московского государственного медицинского университета имени А.И. Евдокимова [Электронный ресурс]: www.historymed.ru.

6. Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]:http://www.gumer.info/ .

7. Электронная библиотека учебников http://studentam.net/.

8. Европейская электронная библиотека Europeana http://www.europeana.eu/portal/.

Занятие 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconЗаседания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconПрактического занятия №1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconПрактического занятия №5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconПрактического занятия №9
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие Ставрополь, 2014
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconОптимизация лечебной тактики у детей с эхинококкозом печени
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconЯтрогенные повреждения внепеченочных желчных протоков, результаты хирургического лечения
Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconРабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Профессионального Образования «Ставропольский государственный медицинский университет» iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск