Скачать 0.97 Mb.
|
Государственное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеВысшего Профессионального Образования«Ставропольский государственный медицинский университет»Министерства здравоохранения Российской Федерации ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Учебное пособие Ставрополь 2015 Рецензенты: И. О. проректора по учебной деятельности Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор А.Б. Ходжаян декан факультета истории, философии и искусств Северо-Кавказского федерального университета доктор исторических наук, профессор И.В. Крючков Муравьева В.Н., Карташев А.В., Максименко Л.Л., Спевак Р.С. История медицины: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015. – 68 с. Пособие содержит материалы для подготовки студентов к семинарам по дисциплине «История медицины» в соответствии с утвержденными рабочими программами по направлениям подготовки специалиста «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ. УДК 61- 091(07) ББК 5г я73 И 90 СтГМУ, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1 Тема: Введение. История медицины как наука и предмет преподавания. Учебные цели: 1. Получить краткие исторические сведения о дисциплине, представление о ее предмете, задачах и порядке изучения. 2. Уяснить методику проведения семинарских занятий. 3. Ознакомиться с основными вехами развития Ставропольского государственного медицинского университета в Музее истории СтГМУ. План занятия 1. Краткие исторические сведения о дисциплине, ее предмет и задачи, порядок изучения. 2. Общая методика проведения занятий по истории медицины, рекомендации к выбору тем и написанию рефератов. 3. История Ставропольского государственного медицинского университета. Краткое содержание темы занятия Важнейшей составляющей гуманитарной подготовки в медицинском университете является дисциплина «История медицины». Ее изучение обогащает духовный мир студентов, знакомит с историей их будущей сферы деятельности. В сочетании с другими предметами цикла – философией, отечественной историей, биоэтикой – дисциплина раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижения каждой эпохи в контексте духовной культуры человечества. Она способствует формированию теоретической базы для понимания тенденций дальнейшего развития медицины. Занятия по дисциплине проходят в форме лекций и семинаров. Лекции систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах. Семинары предусматривают выступления студентов с сообщениями и докладами, участие в дискуссиях, круглых столах. Планы семинарских занятий, тематика рефератов и литература применительно к каждой теме указаны в настоящем пособии. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. По усмотрению преподавателя зачет может проходить в виде итогового тестирования или собеседования. Студенты, имеющие по итогам обучения средний балл аттестации 4,7 и выше, освобождаются от сдачи зачета. Ставропольский государственный медицинский университет – один из старейших медицинских вузов на Северном Кавказе. В нем сосредоточена подготовка врачей по основным медицинским специальностям – «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Кроме этого на факультете гуманитарного и медико-биологического образования ведется обучение по 6 направлениям подготовки бакалавров и магистров. Педагогические коллективы являются хранителями знаний и лучших традиций отечественной медицины. Знакомство студентов с историей вуза осуществляется в ходе экскурсии по музею университета. Вопросы для самоконтроля:
Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 494 с. 2. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352 с. 3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: Медгиз, 1961. – 348 с. 4. Ставропольская государственная медицинская академия. Итоги пройденного пути и перспективы развития 1938-2008 гг. / под ред. Б.Д. Минаева. – Ставрополь: ООО «Искра», 2008. – 396 с. 5. Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2015. – 53 с. Базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, ссылки 1. Электронная библиотечная система ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс]: http://studentlibrary.ru. 2. Электронная библиотека нехудожественной литературы [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/ 3. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) [Электронный ресурс]: http://elibrary.rsl.ru/. 4. Страница кафедры организации здравоохранения и социальной работы на сайте СтГМУ [Электронный ресурс]: http://stgmu.ru/?s=academy&k=chairs&id=87&page=379. 5. История медицины // Сайт кафедры истории медицины Московского государственного медицинского университета имени А.И. Евдокимова [Электронный ресурс]: www.historymed.ru. 6. Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]:http://www.gumer.info/ . 7. Электронная библиотека учебников http://studentam.net/. 8. Европейская электронная библиотека Europeana http://www.europeana.eu/portal/. Занятие 2 Тема: Врачевание в первобытном обществе. Учебные цели: 1. Получить представление об основных периодах развития первобытного общества. 2. Изучить исторические источники о врачевании в первобытном обществе. 3. Закрепить и расширить знания о становлении и развитии врачевания на всех этапах развития первобытного общества. План занятия 1. Периодизация истории первобытного общества и его характеристика. 2. Исторические источники изучения состояния врачевания в первобытном обществе. 3. Становление первобытного общества и первобытного врачевания. Праобщина и зачатки врачевания. 4. Врачевание в период зрелости первобытного общества. Врачевание и зарождение культов и верований. 5. Врачевание в период разложения первобытного общества. Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели. Краткое содержание темы занятия Первобытное общество (20 млн назад – IV тыс. лет до н.э.) – самый длительный и малоизученный период истории. Информация о нем дошла до нас благодаря археологическим раскопкам и наскальной живописи. По останкам первобытных людей можно судить о характерных для того времени заболеваниях. Многое из опыта врачевания первобытных людей сохранилось в народном фольклоре в виде пословиц, поговорок, сказаний и былин. Предметом изучения истории медицины также являются традиции врачевания у племен аборигенов, находящихся на уровне развития первобытного общества. Первым собирателем медицинских знаний стала женщина – хранительница очага. Она занималась родовспоможением, подмечала целебные свойства трав и кореньев, узнавала их рвотные и слабительные свойства. Женщина знала исцеляющие свойства огня, понимала полезность потения. Мужчины могли оказывать взаимопомощь на охоте. С развитием земледелия и скотоводства в обиход стали входить средства лечения животного и минерального происхождения. Моментом зарождения медицины можно считать то время, когда врачевание вошло в коллективное сознание первобытных людей. В определенной степени оно носило стихийно-материалистический характер. Но когда человек не мог объяснить причину той или иной болезни, он стал связывать ее с вселением злых духов. Для их изгнания люди применяли различные заговоры, заклинания и обряды. Так наряду с рациональным возникает магическое врачевание. Им занимались шаманы, заклинатели, впоследствии – жрецы. Не имея возможности записывать свои наблюдения, первобытные люди передавали свой опыт в области врачевания из уст в уста. Знания и навыки, обретенные человечеством в доисторический период, стали основой народной медицины, к которой люди прибегают и в наши дни. Примерные темы рефератов:
Вопросы для самоконтроля:
Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 494 с. 2. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352 с. 3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: Медгиз, 1961. – 348 с. 4. Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2015. – 53 с. Базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, ссылки 1. Электронная библиотечная система ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс]: http://studentlibrary.ru. 2. Электронная библиотека нехудожественной литературы [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/ 3. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) [Электронный ресурс]: http://elibrary.rsl.ru/. 4. Страница кафедры организации здравоохранения и социальной работы на сайте СтГМУ [Электронный ресурс]: http://stgmu.ru/?s=academy&k=chairs&id=87&page=379. 5. История медицины // Сайт кафедры истории медицины Московского государственного медицинского университета имени А.И. Евдокимова [Электронный ресурс]: www.historymed.ru. 6. Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]:http://www.gumer.info/ . 7. Электронная библиотека учебников http://studentam.net/. 8. Европейская электронная библиотека Europeana http://www.europeana.eu/portal/. Занятие 3 |
Заседания Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Практического занятия №1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | ||
Практического занятия №5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Практического занятия №9 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | ||
Учебное пособие Ставрополь, 2014 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | ||
Оптимизация лечебной тактики у детей с эхинококкозом печени Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный... | Ятрогенные повреждения внепеченочных желчных протоков, результаты хирургического лечения Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный... | ||
Рабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Литература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего... «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства | Литература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего... «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |