Скачать 156.68 Kb.
|
Методическая разработка урока для участия в конкурсе «Лучший урок социально-гуманитарных дисциплин». Автор - Максимова К.Г. Тема урока: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс. УМК Учебник: Данилов А.А., Данилов Д.Д. Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Учебник для 6 класс основной школы. – М.: Баласс, 2010. – (Образовательная система «Школа 2100») Программа: Д.Д. Данилов, А. В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев. Программа «российской и всеобщей истории» для 5-9 классов/ С.М. Давыдова, Д.Д. Данилов. Российская и всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009. Цель урока: Формирование представления о борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси. Задачи урока Образовательная:
Воспитательная: 1. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Золотой Орды. 2. Вызвать чувство уважения к доблести русских воинов, сражавшихся под руководством Александра Невского Развивающая:
Тип урока Комбинированный Оборудование
Программное обеспечение
Дидактический материал
а) раздаточные карточки для проверки знаний (Приложение 2) б) раздаточные карточки с заданиями для работы в группах (Приложение 5) в) опорный конспект (Приложение 4) г) раздаточные карточки для итогового голосования. д) фрагменты исторических документов (Приложение 3) 3. Данилов А.А., Данилов Д.Д. Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Учебник для 6 класс основной школы. – М.: Баласс, 2010. – (Образовательная система «Школа 2100») параграф 14. Наглядные пособия
Межпредметные связи Всеобщая история – тема «Крестовые походы», «Монгольская держава» География – работа с картой Основное содержание Борьба северорусских земель с рыцарями-крестоносцами. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Рыцарские ордена. Даниил Галицкий. Татаро-монгольское иго на Руси. Учебная деятельность учащихся
Планируемые результаты обучения Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь
Домашнее задание Параграф 14 в. Составить исторический портрет Александра Невского План урока: 1. Проверка знаний 2. Даниил Галицкий и борьба южных княжеств с монголо-татарами. 3. Невская битва и ее значение. 4. Ледовое побоище и его значение. 5. Отличия в действиях ордынцев и крестоносцев. 6. Домашнее задание. Этапы урока 1. Организация начала занятия – 1 минута 2. Этап проверки домашнего задания – 1 минута 3. Этап проверки и актуализации знаний – 7 минут 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 7 минут 5 Этап Усвоения новых знаний – 15 минут 6. Этап первичной проверки знаний – 7 минут 7. Этап закрепления знаний и их первичного применения – 3 минуты 8. Этап обобщения и систематизации знаний – 1 минуты 9 Этап подведения итогов занятия – 2 минута 10. Этап информирование о домашнем задании – 1 минута Приложение 1 Ход урока «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского»
Приложение 2
Приложение № 3 Документ № 1: Из проповедей епископа Владимирского Серапиона (XIII век) «Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли женщины и дети наши в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уж к сорока годам приближаются мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор, на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости» Документ № 2. Из Жития Александра Невского «Царь (Батый) говорит: Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего». Задумал князь поехать в Орду подчиниться, и благословил его митрополит Кирилл. А сына своего Дмитрия послал Александр на Западные страны против Ливонского ордена и возвратился он со множеством пленников и добычей» Вопросы: Как на Руси воспринимали господство Орды? Как относился к Орде Александр Невский? Документ № 3. О битве на Чудском озере (Ледовое побоище) 5 апреля 1242 года между немецкими рыцарями-крестоносцами и войском Александра Невского. «Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось Чудское озеро множеством тех и иных воинов. И победил врагов Александр, и обратились они в бегство. И никогда не было противника достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победой славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями» Вопрос: Сравните поведение Александра Невского по документу № 2 и документу № 3, Какое возникает противоречие? Задание: сформулируйте проблему сегодняшнего урока Приложение № 4 Тема урока: Русь между Западом и Востоком. ЗАПАД ВОСТОК ______________________________ _________________________
Отличия в действии ордынцев и рыцарей-католиков на покоренных землях: Приложение № 5 Работа в группах Задание для группы № 1 Кто такой Даниил Галицкий? Успешны ли были его действия в борьбе с монголами? Как вы оцениваете его выбор? (стр.148-149 пункт 1 «Юг в борьбе с Востоком») Задание для группы № 2 Используя текст и схему опишите ход Невской битвы. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? (стр. 149-150) Задание для группы № 3 Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? (стр.151-152) Задание для группы № 4 С помощью фактов докажите, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды. Найдите отличия в действиях рыцарей-крестоносцев и ордынцев. (стр |
Программам: Математика и информатика образовательная система «Школа 2000» Изобразительное искусство образовательная система «Школа 2100». Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 1 класс под ред. О. А. Куревиной... | Конспект урока русского языка Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Учебник для 5 класса основной школы. Цель урока: закрепить основные... Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса... | ||
Тема: «Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных». Цель урока Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Конспект урока гласные звуки и буквы фио (полностью) Данилова Наталья Александровна 2 Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | ||
Тема: экосистема озера А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Конспект урока Русского языка во 2 классе по программе Л. Ф. Климановой,... Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | ||
Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями... Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких, «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ «Образовательная... | ||
Программа по курсу «Окружающий мир» «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга... | Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2010. 208 с. (Образовательная... Линия 2 – учить объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | ||
Т. Г. Рамзаева учитель: Герасимова Наталья Сергеевна гбоу нош №992... Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе программ учебных предметов,... | ||
Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-й курс в... Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса... | Рабочая программа по риторике для 7 класса разработана в соответствии... Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Соответствует учебному пособию «Школьная... |