Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 248.69 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер248.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Тамбовский государственный технический университет»

Утверждаю

Проректор по научно-инновационной деятельности

С.И. Дворецкий

« » 2011 г.

Вводится в действие с

« » 2011 г.

программа

экзамена кандидатского минимума
______________Журналистика________

(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки)

Специальности:

____________10.01.10 «Журналистика» _________________

(шифры и наименование специальностей послевузовского профессионального образования)

__________________( филологические науки)___________

_________________________________________________________________

Форма обучения: очная

Составитель:

кафедра «Связи с общественностью»

(наименование кафедры)
профессор Санжаревский Игорь Иванович

(должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)

Тамбов 2011


СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

______________ К.В. Брянкин

«____» ______________ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления аспирантуры и докторантуры ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

______________ Е.И. Муратова

«____» ______________ 2011 г.


Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной специальности 10.01.10 «Журналистика» (политические (филологические) науки).
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «_» протокол № от « » . сентября . 2011 г.

Заведующий кафедрой __________________ В.Ф. Пеньков

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-технического совета университета протокол № от « » октября . . 2011 г. и рекомендована к изданию.

Председатель НТС Мищенко С.В.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Возникновение мировой журналистики: основные этапы развития.

Античность: преджурналистские формы.

Публицистика Средневековья и Ренессанса.

Появление и распространение печатного станка и новые модели коммуникационных процессов.

Реформация в Европе и появление цензуры как системы.

От рукописных газет к первопечатным.

«Братство литераторов»: первые европейские журналы.

Особенности просветительской журналистики.

Американская периодика: специфика становления.

Журналистика в периоды революций (английская и французская модели).

Появление пенни-пресс.

Становление журналистики как «четвертой власти».

Традиции «нового журнализма».

«Разгребатели грязи» и появление расследовательской журналистики.

Качественные стандарты журналистики: первые этические кодексы.

Хронология изобретения радио. Попов и Маркони. Краткая история мирового радиовещания. Этапы. Тенденции.

Появление радиожурналистики.

Журналистика в периоды гражданских и военных конфликтов.

Специфика тотальной пропаганды: опыт Второй мировой войны.

Передел глобального информационного пространства после Второй мировой войны.

СМИ экономически развитых стран мира на современном этапе развития.

Журналистика «переходного периода» в постсоциалистических странах.

Журналистика стран «третьего мира»: типологические особенности.

Появление и становление Интернета как национального и глобального коммуникационного пространства.

Этапы появления и развития интернет-журналистики.

  1. Становление отечественной журналистики в XVIII веке.

Журналистика первой трети XIX столетия: общая характеристика.

Система и типология отечественной журналистики 1840-х годов.

Вольная русская пресса за границей. "Полярная звезда", "Колокол".

Частные общественно-политические журналы 1860-70 гг. и их типологическая характеристика.

Журналы западников и славянофилов: общая характеристика.

Отечественная журналистика на рубеже 1880-1890-х гг.

Газеты и газетное дело в России второй половины XIX в.

Пресса рубежа XIX-XX вв.: общественно-политические направления, типология.

Издания по искусству рубежа XIX-XX вв.

Цензура и условия развития прессы до 1905 г.

Манифест 17 октября. Легальная политическая периодика 1905-1917 гг. Многопартийность в отечественной печати.

Эмигрантская периодика начала XX века.

Издательское дело в России XIX – начала XX вв. Крупнейшие издатели эпохи.

Система журналистики и Первая мировая война. Военная тема в прессе.

Отечественная журналистика между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.

Изменения в структуре российской прессы после Октября 1917 г.

Отечественная журналистика в годы гражданской войны.

Развитие отечественной журналистики в период НЭПа (1921-1927 гг.).

Главлит: функции и опыт работы в 1929-1990 гг.

Эмигрантская печать "первой волны": центры, издания, представители.

Основные тенденции развития отечественной журналистики в конце 1920-х -1930-е годы.

Советское радиовещание 1920-1970-х гг.

Отечественное телевидение: от первых передач до системы 1970-х гг.

Отечественная журналистика накануне и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).

Журналистика послевоенного десятилетия (1946-1956 гг.).

"Оттепель" и ее влияние на отечественную журналистику.

Печать, телевидение и радиовещание второй половины 1950-х - середины 1980-х гг.

Эмигрантская печать "третьей волны": общая характеристика.

Возрождение многопартийной прессы в период перестройки.

Роль телевидения и радио в «перестройке» 1985-1991 гг.

Отечественные печатные СМИ на постсоветском этапе развития.

Современное радиовещание России.

Современное телевидение России.
РАЗДЕЛ 2. ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ
Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств. Критерии качества журналистского текста.

Актуальные проблемы журналистского текста: особенности воздействия, эффективность, общественная и культурная значимость.

Журналистский текст как единица общения.

Методы организации текста.

Журналистика и коммуникации.

Журналистика в социокультурной модели общества: текстологические составляющие.

Конфликт интерпретаций: специфика журналистского текста.

Аналитическая интерпретация и ее пределы.

Понятие медиатекста и его освещение в литературе.

Понятие журналистского дискурса.

Лингвистическая модель журналистского текста.

Коммуникативная природа журналистского текста.

Деонтология журналистского текста.

Этико-правовые аспекты журналистского текста.

Журналистский текст: диффамационные аспекты.

Диалектика текста и диалектика отражения мира.

Современное состояние и тенденции развития жанров журналистики. Новостная, аналитическая и художественно-публицистическая журналистика на современном этапе.

Жанр и текст: определение жанра.

Жанровая специфика различных типов СМИ.

Детерминизм журналистского жанра.

Информационные жанры журналистики.

Аналитические жанры журналистики.

Художественно-публицистические жанры журналистики.

Юмористические жанры: генезис и типология.

Публицистика: классификационные составляющие.

Жанровая классификация публицистических текстов.

Журналистское расследование, его особенности.

Оперативно-новостные тексты (заметка во всех ее разновидностях).

Оперативно-исследовательские тексты (интервью, репортажи, отчеты).

Исследовательско-новостные тексты (корреспонденция, рецензия, комментарий).

Исследовательские тексты (статья, письмо, обозрение).

Современные жанры радиожурналистики.

Документально-художественные жанры на современном радио.

Основные понятия стилистики. Основные разновидности стилистики.

Природа и классификация функциональных стилей.

Проблема норм в стилистике. Виды норм.

Культура речи и практическая стилистика.

Культура журналистской речи.

Язык СМИ и его место в литературном языке.

Язык радио.

Язык телевидения.

Язык рекламы.

Особенности языка Интернета.

Стилистика журналистских жанров.

Специфика публицистического стиля (основные концепции) и его место в литературном языке.

Стилистические особенности журналистской информации.

Речевые стратегии и тактики в журналистике.

Категории автора и читателя (адресата) как стилеобразующие факторы журналистского произведения.

Язык СМИ и политика.

Язык СМИ и культура.

Роль языка СМИ в формировании литературных норм.

Современный радиоязык. Специфика коммуникации с аудиторией.

Опыт отечественной журналистики в развитии жанровых форм, типологии изданий, аргументации, логики изложения, языка прессы.

Структурная лингвистика и семиология в изучении массовой коммуникации.

РАЗДЕЛ 3. ЖУРНАЛИСТИКА КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СМИ
Парадигма современной науки и журналистика.

Основные особенности журналистского творчества.

Познавательная деятельность журналиста. Теоретические и эмпирические методы познания в творчестве журналиста. Информационные барьеры в познавательной деятельности журналиста.

Система методов журналистского творчества.

Психология журналистского творчества и методы журналистской деятельности.

Логическая культура журналиста: ее составляющие.

Слагаемые журналистского мастерства и качества личности, способствующие успешному взаимодействию с группой.

Функции журналистики.

Журналистика как социальный институт.

Социальная позиция журналистики.

Конфликтология и журналистика.

Журналистика как система СМИ.

Организация работы редакционного коллектива в условиях общественной трансформации.

Редактор и автор: формы взаимодействия.

Действенность и эффективность журналистской деятельности.

Публицистика как форма общественного сознания.

Методы и формы публицистического воздействия.

Информативность текстов и информированность аудитории СМИ.

Исторические и социальные типы журналистики.

Проблема свободы журналистской деятельности.

Политический (в том числе геополитический) анализ в журналистике.

Журналистика как институт непосредственной демократии.

Информационный порядок в деятельности СМИ.

Социальный диалог в СМИ, между СМИ, между СМИ и аудиторией.

Информация и дезинформация. Информационная борьба и информационная война.

Объективность, объективизм и субъективизм в журналистском подходе к жизни.

Особенности проблемно-тематической специализации СМИ в условиях информационного общества.

Типология в журналистике: понятия, термины, категории. Типология СМИ.

Типология газет и журналов. Основные типоформирующие факторы изданий.

Журнал как тип периодического издания.

Газета и еженедельник как типы СМИ.

Газетная и журнальная периодика на современном этапе. Характер трансформации общероссийских изданий.

Концепции и основные модели изданий.

Современные жанры и форматы на радио. Основы программирования радиостанций разных форматов.

Информационная политика радиостанций. Основы информационного вещания радиостанций с разными форматами.

Новости и аналитика на радио. Трансформация форматов и диффузия жанров.

Утреннее шоу на радио. Принципы организации.

Радиопостановки на современном радио.

Разговорные программы на радио. Специфика подготовки.

Телевидение как вид массовой коммуникации.

Специфика творческого процесса на телевидении.

Программная политика ведущих телеканалов и радиостанций страны. Типология телевизионных программ.

Понятие формата телепередачи (программы) и телевизионного канала.

Информационные, публицистические, художественные телепрограммы. Их стилевые особенности.

Документальная программа и документальный фильм. Понятие «докудрама».

Развлекательное телевидение. Жанры и формы. Разновидности ток-шоу, методы подготовки и ведения.

Новости и аналитика на телевидении. Трансформация форматов и диффузия жанров.

Особенности содержания и стиля локальных новостей (новости города, региона).

Типологические формы интернет-СМИ.

Понятие «универсальный журналист», конвергенция, мультимедийность и новые вызовы для традиционных медиа.

Социальные функции интернет-СМИ.

Социальные сети и блоги как способ взаимодействия журналиста и аудитории. Гражданская журналистика (журналистика участия) в Интернете: причины возникновения специфика, формы взаимодействия с профессиональными СМИ.

Теоретические аспекты развития журналистики в Европе и Америке.

Теории медиа: основные течения и представители научных школ. Критика медиа и телевидение.

Базовые теории СМИ и массовой коммуникации. Принципы выделения и группирования.

Эмпирико-функционалистская теория СМИ.
РАЗДЕЛ 4. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СИСТЕМА
Составные элементы современных систем СМИ.

Условия и факторы становления медиаотрасли в современной России.

Важнейшие национальные модели газетной и журнальной прессы за рубежом.

Структура российской издательской индустрии. Основные трансформации последних лет.

Государственная вещательная модель. Характеристики и принципы функционирования.

Коммерческая вещательная модель Характеристики и принципы функционирования.

Общественная вещательная модель. Характеристики и принципы функционирования.

Типология современных радиостанций. Современные радиоформаты.

Государственные и коммерческие радиостанции в России. Специфика функционирования.

Сетевое/локальное радио в России и в мире.

Организационная структура радиостанций разных форматов.

Профессии современного радио (журналист, ведущий, звукорежиссер, продюсер, программный директор, ди-джей, ведущий и пр.).

Национальные модели телевидения в мире и России: структура, технологии, управление, регулирование.

Новые технические возможности и проблемы их использования на радио и телевидении. Вещательная индустрия и цифровые технологии.

Организационная структура современной телекомпании.

Вещатели и производители на телевизионном рынке.

Глобальное информационное телевидение.

Крупнейшие медиапредприятия России.

Крупнейшие медиапредприятия зарубежных стран.

Специфика работы современных информационных агентств.

Организация работы пресс-службы. Взаимодействие СМИ и служб связей с общественностью.

Основные этапы развития Интернета и его медиасектора.

Интернет-СМИ как часть медиа-системы.

Конвергенция информационно-коммуникационных технологий в контексте эволюции медиасреды.

Реклама как вид массовой коммуникации.

Коммуникационная структура связей с общественностью (паблик рилейшнз).

Важнейшие принципы и инструменты социологии СМИ.

Медиаизмерения и медиаметрия. Основные понятия, способы изучения эффектов воздействия на аудиторию.

Основные концепции информационного общества.

РАЗДЕЛ 5. СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Государственная политика в сфере радио и телевидения.

Права и обязанности журналиста.

Проблемы свободы прессы и ее реализации.

Журналистика как объект правового регулирования.

Юридические основы журналистской деятельности.

Авторское право в журналистике.

Авторское право в издательском деле.

Этические и нравственные нормы в журналистике. Моральный кодекс журналиста.

Этика репортера и интервьюера. Ответственность телевидения и радио перед аудиторией.

Медиакритика. Проблемы СМИ на страницах профессиональных журналов и периодики.

«Повестка дня» и телевидение. Глобальные информационные сети (круглосуточные мировые каналы и информационная картина мира).

Общество и взаимоотношения власти, бизнеса и СМИ: проблема ответственности.

Информационные кампании в СМИ. Информационные войны в современных СМИ.

Понятие коммуникативной стратегии.

Понятие «третьей реальности». Общество телезрителей и изменение роли телевидения в мире.

Критическая теория массовой коммуникации.

Возможности СМИ при формировании «повестки дня».

Влияние СМИ на создание и внедрение идеологических и культурных ценностей в современном обществе.

Основные проблемы, изучаемые медиаэкономикой.

Основные проблемы, изучаемые политэкономией медиа.

Рынки товаров и услуг в СМИ.

Типы рыночных структур на современном рынке СМИ.

Организационно-правовые формы предприятий в индустрии СМИ.

Рыночные структуры индустрии СМИ.

Экономические особенности индустрии радио.

Экономические особенности телевизионной индустрии.

Концентрация в индустрии СМИ и ее основные типы. Антимонопольное регулирование на медиарынках.

Виды капитала и формы собственности в индустрии СМИ.

Современное состояние отрасли масс-медиа в России: общая характеристика, структура, финансовые параметры.

Основные концепции медиаменеджмента.

Реклама в средствах массовой информации. Основные тенденции на современном рекламном рынке СМИ.

Коммерческая реклама, ее виды и жанры. Рекламные стратегии современных СМИ.

Предпосылки возникновения современного медиапланирования.
Литература

Аристотель. Афинская полития. / Пер. С. И. Радцига. М., 2003. 198 с.

Ахмадулин Е.В. Правительственная печать России (конец XIX в. – февраль 1917 г.). Ростов-н/Д., 2000.

Ахмадулин Е.В. Пресса политических партий России начала XX в.: Издания консерваторов. Ростов-н/Д., 2001.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005.

Баранов Н. А., Исаев Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Издательство: Питер, 2008. 400 с.

Баранов Н.А. Трансформации современной демократии. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Балт. гос. техн. ун-та, 2006. 215 с.

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002.

Белов С.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX-начала XX в. Л., 1976.

Беспалова А.Г., Корнилов Е.А. История мировой журналистики. М.-Ростов-н\Д, 2003.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации высший арбитражный суд российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск