Отдел образования администрации Кваркенского района
Оренбургской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
«Кваркенский центр внешкольной работы» Утверждено:
на методическом совете МБОУДОД
«Кваркенский центр внешкольной работы»
протокол № __2____
« 27 » августа 2011г.
Дополнительная образовательная программа
«Юный журналист» Тип программы: модифицированная По содержанию: интегрированная
По уровню усвоения: профессионально-ориентированная Возраст воспитанников: 11-17 лет Срок реализации: 3 года
Автор: Ершова З.З., педагог
дополнительного образования
МБОУДОД «Кваркенский ЦВР»
с.Кваркено 2011 г. Обоснование концептуальной идеи программы
Настоящая программа базируется на следующих концептуальных положениях. В определении приоритетных направлений в образовательной деятельности мы опираемся на культурно-историческую концепцию психического развития детей, разработанную Л.С Выготским и его последователями.
Ключевой проблемой развития подростков является сфера интересов. В этом возрасте происходит динамический процесс разрушения прежних интересов и развития новых, что приводит к преобразованию системы мотивов. У подростка ярко проявляется интерес к собственной личности; отмечается устремленность в будущее, тяга к преодолению, волевым усилиям, стремление к творческой самореализации и др.
Подростки с выраженным творческим потенциалом отличаются среди сверстников развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью, развитым самоконтролем, организованностью, умением дисциплинировать себя.
Задача педагога в период этого переходного, кризисного и бурного развития личности оказать всемерную помощь, создавая благоприятную учебную среду для самостоятельного и успешного разрешения всех проблем и трудностей, используя их для стимуляции более значительных достижений. Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растет число людей, занятых информационной деятельностью.
Данная программа реализует основные положения Закона об образовании, Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных основ общества, направлена прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, развитие творческих способностей, создание благоприятных условий для максимальной реализации творческого потенциала начинающих журналистов. Предлагаемая учебная программа поможет решить важную и сложную проблему современной практики среднего образования - проблему осознанного профессионального выбора и формирования коммуникативной, языковой компетенции учащихся, расширение возможностей их социализации.
Актуальность учебной программы: общественно-политическое, нравственное воспитание учащихся, развитие их эстетического вкуса, инициативы, творческих способностей в процессе создания журналистского текста и печатной продукции как средства творческой самореализации личности учащегося в процессе учебно-познавательной деятельности.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно ориентированного учебного процесса, в частности освоения учащимися начальных навыков журналистского дела.
При составлении программы учитывались современные научные достижения и опыт педагогов высших, средних общеобразовательных и внешкольных учебных заведений. Методологическую основу программы составили курс лекций Прохорова Е. «Введение в теорию журналистики»; учебное пособие для студентов по специальности «Журналистика», «Русский язык и литература», «Практический курс речевой культуры» Пастуховой Л.С., «Основы журналистики», «Основы теории журналистики» Корконосенко С.Г., курс лекций по риторике Кохтева Н.Н. «Психология одаренности детей и подростков» , методическое пособие «Путь к книге» Санниковой И.Н. и др. Новизна предлагаемой учебной программы состоит в том, что она опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование; обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов), информатикой (работа в прикладных программах на ПК) и др.
В основу положен опыт работы автора по привлечению учащихся к написанию журналистских материалов для СМИ, созданию печатной продукции, активному участию в конкурсах-защитах исследовательских работ учащихся. Цели учебной программы:
- реализовать творческий потенциал учащихся через создание текстов для средств массовой информации, школьных и авторских газет и журналов, написание и защиты научно-исследовательских работ учащихся;
- освоить комплекс умений и навыков работы с информацией, сформировать информационную культуру, коммуникативную компетенцию, активную жизненную позицию. Задачи учебной программы связаны как с познавательной, так и с практической деятельностью начинающих журналистов:
Образовательными задачами являются:
- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
- получение допрофессиональной ориентации;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование практических навыков создания печатной продукции;
- воспитание внимания, формирование навыков работы в группе;
- обучение навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;
- повышение общей эрудиции.
В ходе теоретической и практической подготовки начинающих журналистов происходит реализация следующих воспитательных задач:
- формирование представлений о журналистике как о профессии, играющей важную роль в жизни общества;
- формирование личности будущего журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
- формирование представлений об основных этических нормах, кодексе журналистской этики как основы правильного восприятия, анализа и оценки окружающей жизни. Учащиеся должны знать:
- основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики;
- виды СМИ, их типологию и классификацию;
- специфику печатных СМИ, радио-, тележурналистики, Интернет-СМИ;
- основные жанры журналистики, источники информации;
- теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского текста;
- методы работы с текстом;
- нормы и правила и газетных публикаций;
- основы издательского дела;
- основы стилистики и литературного редактирования;
- основы компьютерной грамотности;
- психологические и этические аспекты работы журналиста;
- основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;
- сведения по теории литературы;
- орфографический и пунктуационный минимум;
- методику организации самостоятельной научно-исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
- оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно действовать в информационном пространстве;
- собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать её;
- уметь определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- уметь работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);
- выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям;
- макетировать, верстать печатные издания;
- свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;
- писать и защищать научно-исследовательские работы в кружках журналистики.
Методы обучения:
Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию журналистских текстов, практическому конструированию печатного издания, написанию научно-исследовательских работ. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий, воспроизводящих и творческих упражнений. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В задачи преподавателя также входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально-коммуникативные тренинги, деловые, ролевые, интеллектуальные игры, практическая работа по написанию статей и выпуску газет и журналов в творческой лаборатории, творческие мастерские, конкурсы-защиты работ и проектов), пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами.
Единицей учебного процесса является блок занятий (раздел). Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно.
Для контроля за качеством образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся.
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет, продолжительность обучения - 3 года. Количественный состав групп: I год обучения (воспитанники) - 15 человек; II год обучения (учащиеся) – 10-15 человек; III год обучения (слушатели) – 8-10 человек.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода. В учебной программе разработаны три уровня: воспитанники, учащиеся, слушатели.
Недельная нагрузка - 6 часов, занятия проводятся 2 или 3 раза в неделю, их продолжительность составляет 2-3 часа (для слушателей 10% учебного времени отводится на индивидуальную работу). Методика выявления диагностики и оценки полученных результатов:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (журналистские тексты, издания, фотографии, буклеты, презентации и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения).
Учащиеся выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции, защиты мультимедийных проектов и т.д.
Программа создана с учетом возрастных особенностей подростков; нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования; нормами и требованиями СанПиНа.
Учебно-тематический план I год обучения (воспитанники)
№
| Тема
| Количество часов
| всего
| теория
| практика
| 1.
| Вводное занятие
| 6
| 6
| -
| 2.
| Основы творческой деятельности журналиста
| 114
| 57
| 57
| 2.1. Введение в журналистскую профессию
| 12
| 6
| 6
| 2.2. СМИ: общие положения. Виды СМИ. Печатные виды СМИ
| 18
| 9
| 9
| 2.3. Жанры журналистики
| 24
| 12
| 12
| 2.4. Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста
| 24
| 12
| 12
| 2.5. Основы редактирования
| 18
| 9
| 9
| 2.6. Основы издательского дела
| 18
| 9
| 9
| 3.
| Ораторское мастерство и культура речи
| 18
| 9
| 9
| 4.
| Практикум по орфографии и пунктуации
| 18
| 9
| 9
| 5.
| Теория литературы
| 12
| 6
| 6
| 6.
| Психология общения
| 12
| 6
| 6
| 7.
| Основы компьютерной грамотности
| 18
| 9
| 9
| 8.
| Мастер–классы, тренинги, творческие лаборатории. Участие в городских, республиканских, всеукраинских конкурсах
| 12
| -
| 12
| 9.
| Обобщающее повторение и итоговое тестирование. Подведение итогов работы кружка
| 6
| -
| 6
| ВСЕГО:
| 216
| 102
| 114
|
Содержание первого года обучения
1.Вводное занятие (6 часов)
Знакомство с целями и задачами работы секции. Инструктаж по технике безопасности. Положения различных конкурсов и фестивалей, основные критерии отбора конкурсных работ. Основные требования к оформлению творческих взносов для участия в конкурсах.
2. Основы творческой деятельности журналиста (114 часов)
|