Скачать 38.89 Kb.
|
Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Дыгодюк Н.В. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов. на тему: Творческие задания на уроках сольфеджио в 1 классе В современном мире высоко ценятся творческие способности. Человек, стремящийся к познанию, умеющий нестандартно мыслить, обладающий фантазией и интуицией, чем бы он ни занимался, всегда будет более конкурентоспособен. Творческие специальности, требующие постоянного самосовершенствования, больших и маленьких открытий, свершений, способны сделать человека по-настоящему счастливым. Для развития творческих способностей очень важна дружеская, оживленная обстановка на уроке. Педагог является активным участником игр, поощряя инициативу детей и деликатно организуя совместный творческий процесс. Первое условие возможности самовыражения у ребенка – это его внутреннее ощущение психологического комфорта и безопасности на уроке. Только в этом случае ребенок способен быть раскованным и получать радость от творчества. В достижении этого помогают различные игры и упражнения с элементами театральности: - песни с придуманными ребятами движениями, изображающими то, о чем поется, - исполнение песни, стиха в характере, настроении, заданном ведущим, - различные музыкальные игры. Игра «Пожалуйста, так», в которой ведущий изображает любое настроение, образ, а все остальные должны его точно повторить, позволяет легко и быстро преодолеть стеснительность, робость, приносит детям большую радость. Педагог непосредственно участвует в игре, сначала как ведущий, затем повторяя с остальными детьми придуманные ими движения. Задачи, которые встают перед педагогом при обучении первоклассников, диктуют особенности творческих заданий. На первом этапе это - прямой эмоциональный отклик на прослушанную музыку или спетую песню. Здесь простым, наглядным и понятным ребенку способом передать свои впечатления от услышанного является рисунок. Из рисунков к понравившимся песням в классе организуются выставки. Конкурс «Музыкальный знак», постоянно проводящийся в нашей школе, позволяет проявить фантазию, рисуя картины различных жанров с помощью музыкальных знаков и, незаметно для себя, научиться красиво и грамотно писать ноты и музыкальные символы. Работы детей всегда совместно обсуждаются и поощряются. Интересной формой работы на уроке сольфеджио является двигательная импровизация под музыку. Подготовительным упражнением к такой импровизации может быть слушание музыкального отрывка с закрытыми глазами, а, затем, обсуждение услышанного («Что ты услышал?», «Что ты представлял, когда слушал эту музыку?»). Двигательную импровизацию тоже лучше проводить с закрытыми глазами, но если так ребенок не может чувствовать себя свободно, раскованно (уровень тревожности у современных детей довольно высок), можно предложить детям импровизировать под музыку парами, стоя спиной к спине. Такую импровизацию можно провести всем классом, прислонившись друг к другу боками и вместе образуя «ствол большого дерева». Совместные импровизации учат слушать не только музыку, но и друг друга. Можно предложить детям импровизировать под музыку, представляя себя деревом, птицей, вариантов множество и дети их с удовольствием придумают. Творческими упражнениями на начальном этапе изучения метра являются воспроизведение сильных и слабых долей такта различными «звучащими жестами»1, импровизация движений, соответствующих сильным и слабым долям, позволяющих протанцевать доли такта, увидеть метр. Усвоение различных ритмических фигур ускоряет и облегчает сочинение стихов на пройденные ритмы. Такое задание можно выполнить дома, а можно в классе, импровизируя. Из таких ритмических фраз затем строятся каноны, многоголосные ритмические партитуры, простые формы. В качестве веселых и полезных пауз на уроках сольфеджио в младших классах можно использовать пальчиковую гимнастику. Эти упражнения развивают речь, координацию, пробуждают творческие, в том числе, музыкальные, способности, фантазию, развивают внимательность. Выполнение пальчиковых упражнений вдвоем способствует развитию ансамблевого чувства, умения слушать и слышать. Пальчиковые упражнения очень полезны для здоровья, так как во время их выполнения задействуются рефлекторные зоны, расположенные на руках, кончиках пальцев. Кроме того, эти упражнения учат управлять работой мышц, напрягая и расслабляя их. Пальчиковая гимнастика под музыку способна украсить урок, придать ему эмоциональный подъем, т.к. всегда с радостью воспринимается ребятами. Использование возможностей таких предметов как литература, ИЗО, физкультура, применение различных актерских приемов, пальчиковой гимнастики, позволяет значительно обогатить творческие задания на уроках сольфеджио. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радостным. 1 Термин К.Орфа. |
Конкурс «Театральный» Конкурс «Музыкальный» Деловая игра «Успех моей будущей профессии» (профессии, не вошедшие в другие номинации) | Конкурс проводиться в Музыкальном салоне «Музей-усадьба П. И. Чайковского» Региональный музыкальный конкурс «Прикосновение музыки» (далее Конкурс) проводится на базе бук ур гмак «Музей-усадьба П. И. Чайковского»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомиться с буквой ь-знак как знаком разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; учить различать ь-знак... | Управление культуры Приморского края Краевое государственное образовательное... Краевой конкурс «Музыкальный эрудит» проводится Краевым государственным образовательным автономным учреждением среднего профессионального... | ||
Урока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель... Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами... | Урока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости | Конкурс «Учитель года 2010» (номинация «Учитель») Урок музыки «Музыкальный... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий... | Тема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих ... | ||
Значение проблемы философии языка для марксизма глава первая Проблема идеологического знака. Идеологический знак и сознание. Слово как идеологический знак par excellence. Идеологическая нейтральность... | На русском и английском Нельзя использовать аббревиатуры (например, названий учреждений) без расшифровки и сложные элементы форматирования (например, верхние... | ||
Так что же такое знак? В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве y и z может... | Урок обучение грамоте, письму на тему «РазделительныеЬиЪ знаки» Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак,... | ||
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | «Губкинский государственный музыкальный колледж» утверждаю директор... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23 |