Рабочая программа по мхк (8 класс)





НазваниеРабочая программа по мхк (8 класс)
Дата публикации04.07.2014
Размер167 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Рабочая программа по МХК

(8 класс)

Пояснительная записка.
Рабочая программа по МХК для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС и авторской программы Л.А.Рапацкой 2009г.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, её месте в жизни общества и каждого человека.

Целью изучения дисциплины МХК является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой разных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- изучение шедевров мирового искусства, созданные в различные художественно-исторические эпохи;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от суррогатов массовой культуры;

- развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Интегрированный курс МХК для 8 класса ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Освоение учебного предмета на данном этапе имеет преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникационных технологий в приобщении учащихся к различным видам искусства.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры Возрождения. Программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты цедых эпох и культурных ареалов. Отечественная культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В 8 классе изучается культура древнего мира, античности, средневековья, Возрождения. Отдельным блоком изучается культура Руси.

Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Место предмета в школьном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение МХК в 8 классе – 35 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение МХК в 8 классе с расчётом на 35 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Значение предмета МХК в основной школе состоит в раскрытии воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влиянии на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров. Постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусства ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к отечеству, сопричастности к явлениям искусства и жизни, ответственности за будущее культурное наследие.

Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся на протяжении предыдущего обучения в школе, дополняются, расширяются и углубляются за счёт ознакомления с другими видами искусства, понимания их взаимосвязи, освоения характерных особенностей и основных выразительных средств. К подросткам приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества на примерах исторических стилей в развитии художественной культуры.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации по заданной теме, овладевают разнообразными видами художественного творчества, оценивают произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества.

Эмоционально воспринимая духовное наследие, высказывая собственное мнение о сущности различных явлений культуры, подростки тем самым включаются в процесс познания и творческого освоения мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения МХК в основной школе подразумевают;
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

- обобщённое представление об эстетических идеалах, художественных ценностях

произведений разных видов искусства;

- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмоциональной

отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения

о художественных явлениях;

- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всём

многообразии его видов, основных форм и жанров;

- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной

художественно-творческой деятельности;

- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих

задач.
Метапредметные результаты изучения МХК в основной школе отражают:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-

историческом развитии современного общества;

- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной

внеурочной и внешкольной деятельности;

- расширении сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-

творческое развитие;

- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального

поведения;

- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности,

привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения МХК в основной школе включают:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания

произведений искусства;

- обобщённое понимание художественных явлений действительности во всём их

многообразии;

- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств

отдельных его видов;

- многообразный опыт в художественно-творческой деятельности в разных видах

искусства;

- освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти,

в том числе зрительной, слуховой и др.;

- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы;

- эмоциональное восприятие различных видов искусства в их взаимопроникновении.

Предметные результаты изучения МХК в 8 классе включают:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания

произведения искусства;

- обобщённое понимание художественных явлений действительности во всём их

многообразии;

- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств

отдельных его видов;

- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-

творческих идей в разных видах искусства;

- развитие творческого мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том

числе зрительной, слуховой и др.;

- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов

искусства в их взаимопроникновении;

- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы;

- использование приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной

жизни для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классиков и современного искусства

самостоятельного художественного творчества.
Предметный результат выпускника 8 класса:
Учащиеся должны знать/понимать учебный материал, который усваивается в 8 классе. Учащийся должен уметь соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

Содержание учебного предмета и календарное планирование.


Содержание

Сроки

Кол-во часов

Кол-во контрольных

1.Введение в предмет. Искусство - зеркало жизни.

4.09

1




2.Тема 1. Культура первобытного мира.

11.09- 25.09

3




3.Тема 2. Художественная культура Древнего

Египта.



2.10 - 6.11

5




4. Тема 3. Античная культура.

13.11- 25.12

7




5. Тема 4. Художественная культура европейского

Средневековья.

8.01 - 5.02

5




6. Тема 5. Духовные традиции Древней Руси.

12.02 - 26.03

6




7. Тема 6. Художественная культура итальянского

Возрождения.

2.04 - 21.05

8




Итого




35





Краткие аннотации содержания каждой темы
Тема 1. Художественная культура Первобытного общества.

Археологические открытия. Периодизация культуры. Наскальная живопись. Особенности пещерных изображений палеолита. Изменение мировоззрения в неолите - человек становится центром мира. Пиктография. Ранние формы религии. Мегалитическая архитектура.
Тема 2. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Египетская мифология. Тотемизм. Фараон. Идея вечной жизни – основа религии Древнего Египта. Культ мёртвых. Архитектурный облик Древнего Египта. Одно из чудес света – пирамиды. Изобразительное искусство. Скульптура – иная «ипостась» человека. Роль глаз. Роль рельефов в убранстве гробниц и храмов. Усыпальница фараона Тутанхамона.
Тема 3.Античная культура. Античность – колыбель европейской культуры. Мифология.

Эгейская культура. Кносский дворец. Эпоха Гомера. Архаика. «Ордер». Человек – носитель природной красоты. Классический этап. Сократ. Платон. Древнегреческий театр. «Отец трагедии» Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан. Расцвет зодчества и ваяния. Акрополь. Римская художественная культура. Архитектура. Форумы. Колизей. Пантеон. Римский портрет - путь к реализму в искусстве.
Тема 4.Художественная культура европейского Средневековья. Средневековый художник, зодчий скульптор – выразитель канонических установок и норм «духовной красоты». Монастыри и храмы – центры развития искусства. Высокий расцвет архитектуры. Романское искусство. Готика. Средневековая живопись - новое понимание изобразительности и выразительности художественного образа. Идеалы рыцарства. Куртуазная культура. Византийское искусство.
Тема 5 .Духовные традиции древней Руси. Черты древнерусского искусства: отсутствие авторства, каноничность, символичность. Каменные соборы. Мозаики, фрески. Иконопись. Древнерусские живописцы. Феофан Грек, Андрей Рублёв. Московский Кремль. Зодчество. Аристотель Фиораванти. Шатровое зодчество.

Тема 6. Художественная культура итальянского Возрождения.

Античные образы. Идеалы гуманизма. Человек – хозяин своей судьбы как новый образ искусства. Периодизация. Стремление к реализму в художественном обобщении действительности. Развитие новых светских жанров. Джотто – первый из титанов новой плеяды художников. Выдающиеся достижения флорентийского мастера Ф. Брунеллески. Эпоха рождения творений титанов – 15 – 16 века. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело. Воплощение в искусстве красоты, гармонии, силы разума, цельности и динамичности образов.

Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов

учебной деятельности.


№ п.п

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Виды и формы контроля

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Дата

Внеурочная предметная деятельность

1

1

Урок-беседа

Введение. Искусство-зеркало жизни. Виды искусства. Образ-стиль-язык.

Записи конспек-та

Знать, что такое культура; различать материальную и художественную культуру на примере произведений различных видов искусств

4.09







Культура первобытного мира (3)

2

1

Усвое-ние нового материала

Периодизация культуры.Пещеры в Альтамире, Ляско, «Трёх братьев»; наскальная живопись.

Развёрнутый ответ на вопрос

Уметь составлять план ответа

11.09




3

4



1

1

Лекция Усвое -ние нового мат-ла

Урок - беседа, презен-тация

Религиозные верования. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.

Истоки архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.


Устные выступления

Сообще-ния учащих-ся.

Уметь строить связный текст

Знать историю создания и характерные особенности знаменитых мегалитических сооружений


18.09

25.09

Исторический музей.

Художественная культура Древнего Египта (5)

5

1

Урок –беседа, презентация

Религиозные представления. Пантеон богов.

Сообще-ния уч-ся

Знать сведения по разделу, подготовить сообщения по теме.

2.10




6

1

Урок -беседа

Влияние заупокойного культа на искусство Древнего Египта.

Устное выступление

Подготовить презентацию

9.10




7

1

Лекция с применением слайдов

В поисках «египетского стиля».

Ответы на вопросы, защита творчес-ких заданий

Нарисовать рисунок, найти иллюстрацию

16.10




8

1

Урок-беседа, призентация

Архитектура. Загадки пирамид, мастаба, наземные скальные и полускальные храмовые комплексы.

Устное выступление

Подготовить презентацию

23.10

Музей изобразительных искусств им. Пушкина

9

1

Урок-викто-рина

В стране сфинксов. Обобщение полученных знаний




Подготовить дополнитель-ный материал, иллюстрации

6.11




Античная культура (7)

10

1

Лекция

В стране героев и богов. Периодизация.

Крито-Микенская культура.

Слово учителя

Знать сведения по разделу

13.11




11

1

Лекция призентация

Великий расцвет архитектуры. Красота и соразмерность, синтез искусств в античном храме.

Сообщения учащих-ся, беседа

Знать историю создания афинского Акрополя.

20.11




12

1

Лекция,призентация

Так оживает камень. Скульптура. Основные этапы развития античной скульптуры. Творчество Мирона, Фидия, Праксителя.

Сообщения учащих-ся

Знать работы выдающихся античных скульпторов

27.11




13

1

Лекцияпризентация

Рождение театра. Эволюция, общественное и эстетическое предназначение. Великие драматурги.

Сообщения учащих-ся

Найти иллюстрации,подготовить презентацию

4.12




14

1

Лекция призентация


Покорители мира. Культура Древнего Рима. Римский портрет – путь к реализму в искусстве.


Сообщения учащихся, слово учителя

Знать сведения по разделу

11.12


ГМИИП

15

1

Лекция призентация

Архитектура. Форумы Рима – прославление могущества великой империи

Слово учителя, беседа, сообщения учащих-ся

Знать историю, характерные особенности римских архитектурных памятников

18.12





16

1

Урок-викторина

Путешествие в античность.

Зашита презентаций

Знать мир человека в произведени-ях искусства античности

25.12





Художественная культура европейского Средневековья (5)

17

1

Лекция

Общая характеристика периода. Мировоззрение. Отражение христианского мира в художественной культуре европейских стран.

Слово учителя

Уметь составлять план ответа

8.01




18

1

Урок-

презентация

Романский стиль. Грандиозность форм романского стиля в зодчестве.

Слово учителя, сообщен-ния учащих-ся

Подготовить презентацию

15.01




19

1

Урок-

презентация

Готика. Торжество вертикальных линий – символ величия духовной идеи христианского храма.

Слово учителя, сообще-ния уч-ся

Нарисовать рисунок.

22.01




20

1

Урок-

презентация

Изобразительное искусство средневековья. Новое понимание изобразительности и выразительности художественного образа.

Слово учителя, записи конспек-та

Подготовить доклад по теме

29.01

ГМИИП

21

1

Урок-

презентация

Искусство Византии. Традиции канонической художественной культуры Византии.

Записи

конспек-та

Знать характерные особенности

5.02




Духовные традиции Древней Руси (6)

22


2

Урок-

презентация

Особенности храмовой древнерусской архитектуры.

Киевская София, архитектура Великого Новгорода, Московского княжества.

Слово учителя, сообще-ния уч-ся

Знать сведения по теме

12.02

--19.02




23


2

Лекция

презентация

Древнерусская икона. Художественное совершенство икон. Символика.

Слово учителя, сообще-ния уч-ся

Знать, в чём и как проявляется символичес-кий характер иконописи

26.02--12.03

ГМИИП

24

1

Лекция

презентация

Радетели земли русской. Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Слово учителя, сообще-ния

Подготовить презентации

19.03




25

1

Урок-

путешествие

Художественный образ эпохи.

Защита презента-ций

Подготовить презентацию

26.03




Художественная культура итальянского Возрождения (8)

26

1

Лекция изуче-ние нового

мате-риала

Человек и его мир в эпоху Ренессанса .Италия – родина идеалов Возрождения. Новый образ искусства.

Слово учителя, беседа

Знать периоды и их характерные особенности

2.04




27

1

Лекция.

Изуче-ние нового материала

Раннее Возрождение. Идея «идеального города». Выдающиеся достижения итальянских зодчих.

Слово учителя.

Сообщения уч-ся

Знать имена знаменитых зодчих и их творения

9.04




28

1

Лекция

Изобразительное искусство раннего Возрождения. Творчество Джотто, Мазаччо, Боттичелли.

Сообщения заранее подготовленных уч-ся

Подготовить

презентацию

16.04

ГМИИП

29

3

Лекция

презентация

Мастера Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Слово учителяСообщения уча-щихся

Подготовить

презентацию

23.04-7.05




30

1

Лекция

Выразительность христианской символики в скульптуре. Донателло, Микеланджело.

Слово учителя, сообщения уч-ся

Найти иллюстрации

14.05




31

1




Обобщающий урок

Защита презентаций

Уметь анали - зировать произведения искусства, знать сведения по разделу, уметь строить связный текст

21.05





Вид и формы контроля.
Устный опрос, защита презентаций, тесты, викторины, проверочные работы.
Учебно-методическое обеспечение. Литература.


1

Материалы ФГОС: программы по МХК; рабочая программа по МХК в 8 классе.

2

Методические пособия (рекомендации к проведению уроком МХК)

3

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

4

Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. М., 1994.

5

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

6

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1991.

7

Васильев Л.С. Византия и Русь. М., 1969

8

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.. 1972

9

Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1994

10

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1996

11

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10 кл., М., 1998

12

Ильина Т.В. История искусств. М., 1993

13

История русского искусства. Ред. Раковой М.М. и Рязанцева И.В. М., 1991

14

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994

15

Любимов Л.Д. искусство Древнего мира. М., 1980

16

Любимов Л.Д. Искусство западной Европы. М.,1996

17

Матье М.Э. Во времена Нефертити. Л.. 1985

18

Некрасова Л.М., Фомина Н.Н, Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до 17 века. СПб.: Питер, 2006

19

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,

20

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10-11 кл., М., 2007

21

Соколов Г.И. искусство Древнего Рима. М., 1971

22

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996

23

Христианство. Энциклопедический словарь. М..1993-1995

23

Пластические искусства. Словарь.

24

Справочник школьника. История мировой культуры. Филологическое общество «Слово», 1996


Информационно - коммуникационные средства обучения.


1

Мультимедийный компьютер

2

Мультимедийный проектор

3

Экран на штативе, экран навесной

4

Слайд-проектор

5

CD/DVD-проигрыватели

6

Телевизор

7

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconТематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс
Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк класс : 8

Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа По «мхк»
...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) 9-11 классы
Предмет мхк систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк 9 класс Статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая учебная программа по мхк 10 11 класс 2013 2014 уч г
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по предмету мировая художественная культура 8 класс
Программы основного общего образования по мхк данило- вой Г. И. (М.: Дрофа, 2011) Предмет рассматривается факультативным
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк 9 класс
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7-9 классов и рассчитана на. 34...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк составлена на основе федерального ком- понента...
Программы основного общего образования по мхк даниловой Г. И. Предмет рассматривается факультативным курсом и представлен образовательным...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по Мировой художественной культуре 9 класс
...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк класс 11
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа по мхк для 11 класса на 2013 2014 учебный год
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Рабочая программа по мхк (8 класс) iconРабочая программа учебной дисциплины искусство (мхк) по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск