Рабочая программа По «мхк»





Скачать 194.17 Kb.
НазваниеРабочая программа По «мхк»
Дата публикации12.08.2015
Размер194.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Варгатёрская основная общеобразовательная школа

Чаинского района Томской области
Утверждено на педагогическом Утверждаю:

совете школы: Директор МБОУ «Варгатёрская ООШ»

Протокол №_____ от ____________ _________________________________

Приказ №________ от ____________ г.
Рабочая программа

По «МХК»

Ступень обучения (класс) 9 класс

Количество часов: 35 часов

Уровень: базовый

Учитель: Рыбникова Жанна Александровна

Программа разработана на основе программы Г.И.Данилова «МХК». –

М.: Дрофа, 2010 г.

2014-201
Пояснительная записка
Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2014– 2015 учебный год.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год в соответствии с учебным планом из расчета 1 час в неделю
УМК:1. Куцман Н.Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г.И. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

2.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 классы: учебник для общеоб. учреждений – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
Так как учащиеся 9 класса первый год изучают предмет «Мировая художественная культура», данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов. Выбран курс 8 класса «Художественная культура народов мира», который позволяет познакомиться с предметом МХК, с основными понятиями, раскрывает особенности культуры разных стран, включая древнейшие цивилизации, знакомит с мировыми художественными традициями. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, поэтому были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.


Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, конференция, семинар. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).


Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2007

  2. Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

  3. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 7кл., М. «Просвещение», 2008.

  4. МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

Мультимедийные пособия.

  1. ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

  2. Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

  3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 2004.

  4. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 2003.

  5. Русский  музей.

  6. Шедевры русской живописи

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества


Календарно – тематическое планирование


Тема раздела,

Количество часов

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения предполагаемая

Дата проведения по факту

.Основные понятия, вводимые на уроке

Планируемые результаты. Основные формируемые ЗУН, универсальные учебные действия

Наглядность, ЦОРы, презентация, лабораторные, экспериментальные работы, проекты

Возможные формы контроля

Примерное дом. задание

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ (5 ЧАСОВ)


































1

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»

1

5.09




Культура, цивилизация, человеческое общество

Раскрыть понятия «цивилизация» и «культура», выяснить, как они связаны

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Лекция

Фронтальный опрос

Написать сочинение «Что значит быть культурным и цивилизованным человеком»




2

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

1

12.09




Символ, аллегория, отражение национального самосознания

Раскрыть понятие «символ» и «художественный символ» на примерах культур разных стран

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Лекция

Фронтальный опрос

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Художественные символы народов мира»




3

Художественные символы народов мира

1

19.09




Символ, аллегория, отражение национального самосознания

Раскрыть понятие «символ» и «художественный символ» на примерах культур разных стран

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

презентация

Написать миниатюру об одном из художественных символов народов мира




4

Единство мировой культуры

1

26.09




Единство, универсальность, Мировое древо

Доказать, что культура народов мира – общее достояние человечества

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Национальные обычаи разных




5

Многообразие и национальная самобытность культуры

1

3.10




Национальная самобытность, традиции, обычаи. Народные обряды и праздники, господствующие религии

Национальная самобытность, традиции, обычаи. Народные обряды и праздники, господствующие религии

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Культура Древнего Египта»

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (4 ЧАСА)


































6

Особенности художественной культуры Древнего Египта

1

10.10




Пирамиды, скальные храмы, пилон, гигантизм, канон, скульптура, Вечность

Определить художественные особенности древнеегипетской культуры, доказать ее уникальность

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Подготовить сообщения или презентации по теме « Культура Древнего Востока» (искусство одной страны)




7

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

1

17.10




Мохенджо-Даро, ступа. Чайтья. Скальный храм, Вечный город, пагоды, синтоизм, даосизм, буддизм, бусидо,

Доказать неповторимость и оригинальность культур Индии, Китая и Японии, познакомить с шедеврами мирового искусства искусства

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить соощение о

шедеврах архитектуры и скульптуры Древней Греции




8

Греция – «колыбель европейской цивилизации»

1

24.10




Афины, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, статуя Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе. Храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский

Выяснить всемирно-историческое значение древнегреческой культуры, доказать, что греческая культура – основа европейской культуры

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-путешествие

Подготовить сообщение об одном из «чудес света» в Древней Греции




9

Художественные достижения доколумбовой Америки

1

7.11




Ацтеки, майя, инки, Теотиукан, Теночтитлан, Храм Солнца, Солнечный камень, солнечный календарь майя

Раскрыть оригинальность и самобытность художественной культуры доколумбовой Америки

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Фронтальный опрос

Подготовить сообщение о культуре одного из народов доколумбовой Америки

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА (24 ЧАСА)


































10

Героический эпос народов мира

1

14.11




Сказания, былины, эпос, «Эдда», «Калевала», «Манас», русские богатыри

Дать понятие о героическом эпосе как отражении представлений народа об историческом прошлом, проследить развитие эпических традиций в литературе

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Подготовить сообщение (презентацию) о героях русского эпоса




11

Герои и темы народного эпоса

1

21.11




Богатыри, чудесное рождение, гипербола, честь и отвага


Определить общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса разных народов

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-практикум

Подготовить сообщение об одном из народных праздников




12

Всякая душа празднику рада.

1

28.11




Праздник. Обряд. Традиция

Определить понятие «праздник», выявить связь праздника с обрядами

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Подготовиться к семинару (смотри вопросы в тетради)




13

Религиозные праздники и обряды народов мира

1

5.12




Богослужение, крещение, «круги времени», «двунадесятые праздники», хадж, Мекка, Кааба, Будда

Познакомить с основными обрядами христианского богослужения, обрядами ислама и буддизма

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок – семинар

Подготовить сообщение о карнавальных традициях в разных странах (по группам)




14

Ах, карнавал! Удивительный мир…

1

12.12




Карнавальные шествия, итальянский карнавал. Бразильский карнавал

Выявить истоки зарождения карнавала. Проследить традиции развития карнавала в разных странах

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить сообщение об одном из храмов Древней Руси




15

Особенности храмового зодчества

1

19.12




Базилика, крестово-купольный храм, шатровый храм, пагода, мечеть, минареты

Определить своеобразие традиций храмового зодчества, доказать, что храм – универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Подготовить сообщение (презентацию) о деревянном зодчестве Древней Руси




16

Дом – жилище человека

1

26.12




Инсулы, виллы, изба, чум, яранга, иглу, юрта

Познакомить с разными видами жилищ и их назначением

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация


Подготовить сообщение (презентацию) «Искусство Византии»




17

Искусство византийской мозаики

1

16.01




Смальта, Собор Святой Софии в Константинополе

Познакомить с искусством византийской мозаики, с шедеврами мирового искусства

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок - презентация

Подготовить сообщение об одном из русских иконописцев




18

Древнерусская иконопись

1

23.01




Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, лик, оклад, ризы, «обратная перспектива»

Показать, что древнерусская иконопись – уникальное явление мировой художественной культуры; определить роль иконы в жизни русского человека

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Написать сочинение «Троица» Андрея Рублева»




19

Искусство книжной миниатюры Востока

1

30.01




К.Бейхзад, Шейбани-хан

Показать, что книжная миниатюра – уникальное явление в жизни Востока, определить место книги в культуре Востока

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Написать сочинение-миниатюру «Книга в культуре Востока»




20

Скульптура Тропической и Южной Африки

1

6.02




Экспрессивность, декоративность, монохромность

Раскрыть самобытность культуры Африки, определить роль скульптуры, ее основные черты

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Подготовить сообщения или презентации о русском богослужении, о колокольных звонах




21

Музыка в храме

1

13.02




Знаменный распев, благовест, многоголосие

Определить роль музыки в богослужении, ее особенности

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Подготовить сообщение об истории русских знаменитых колоколов




22

Колокольные звоны Руси

1

20.02




Набат, благовест, перезвон. Трезвон, малиновый звон

Определить место колокольного звона в русском богослужении, доказать, что колокольный звон – типично русское явление

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить сообщение о русских народных песнях




23

В песне – душа народа

1

27.02




Мелодия, ритм, песни лирические, исторические, обрядовые, игровые, плясовые, хороводные

Определить роль песни в жизни народа, выявить особенности народных песен

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-конференция

Написать сочинение «Значение песни в жизни народа»




24

У истоков народной американской музыки

1

6.03




Джаз, спиричуэлс, блюз, регтайм, кантри, вестерн, рок-н-рол, хиллбилли, Элвис Пресли

Определить истоки и особенности джаза, проследить традиции развития джаза в различных музыкальных направлениях

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить сообщение об одном из направлений американской музыки или об одном исполнителе




25

Рождение русской народной драмы

1

13.03




Скоморохи, балаган, вертеп, раек

Определить истоки и традиции драматического театра; раскрыть особенности русской народной драмы

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме, тексты драматических произведений.

Урок – исследование

Подготовить сообщение об одном из музыкальных театров мира




26

В музыкальных театрах мира

1

20.03




Камерата, оперный театр, Ла-Скала, Пекинская музыкальная драма

определить особенности музыкального театра; познакомить с выдающимися драматическими произведениями

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме, аудиозаписи.

Урок-презентация

Подготовить сообщение(презентацию) об одном из оперных певцов мира




27

Искусство кукольного театра

1

3.04




Театр Петрушки, театр теней, театр С Образцова

Определить истоки и особенности кукольного театра

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме

Урок-путешествие

Подготовить сообщение об одном из героев кукольного театра




28

Страстные ритмы фламенко

1

10.04




Фламенко, хота, пасадобль, болеро

Проследить историю и традиции русского танца; определить истоки русского танца

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-лекция

Написать сочинение «Радуга русского танца»




29,30

Радуга русского танца

2

17.04

24.04




Языческие игрища, скоморохи, хоровод, перепляс, кадриль, трепак

Проследить историю и традиции русского танца; определить истоки русского танца

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок – конференция

Написать сочинение «Радуга русского танца»




31,32

Искусство индийского танца

2

1.05

8.05




Апсар, мудра, бхаратнатьям, синтетический характер, храмовая танцовщица

Определить особенности индийского классического танца; показать связь танца с религиозными обрядами

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок – лекция, презентация

Подготовить сообщение (презентацию) об одном из африканских танцев




33

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

1

15.05







Показать, что танец в Африке – неотъемлемая часть жизни человека

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Урок-презентация

Подготовить творческий отчет

ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ (2 ЧАСА)


































34,35

Итоговое занятие




22.05

29.05




Проверить знания, умения и навыки







Творческий отчет




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мхк (8 класс)
Рабочая программа по мхк для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) 9-11 классы
Предмет мхк систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства...
Рабочая программа По «мхк» iconТематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс
Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мхк составлена на основе федерального ком- понента...
Программы основного общего образования по мхк даниловой Г. И. Предмет рассматривается факультативным курсом и представлен образовательным...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мхк для 11 класса на 2013 2014 учебный год
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа учебной дисциплины искусство (мхк) по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая программа по мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии...
Мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего(полного) общего...
Рабочая программа По «мхк» iconПояснительная записка Статус документа
Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010)
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая учебная программа мхк для общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (базовый уровень),...
Рабочая программа По «мхк» iconПрограмма ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов»
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Рабочая программа По «мхк» iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа По «мхк» iconУчебник 10 класса на изучение в 8-9 классах. Обоснование выбора
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по мхк составленной на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа По «мхк» iconТемы рефератов по мхк 10 кл., III триместр
Возможность выбрать тему и подписать свою фамилию рядом с формулировкой темы будет предоставлена в апреле на уроках мхк
Рабочая программа По «мхк» iconПояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию...
Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Рабочая программа По «мхк» iconПримерная рабочая программа по мхк для 8-9 классов общее образование
Программа предназначена для основной школы любого типа, в частности для школы с углубленным изучение иностранного языка и рассчитана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск