Митрофанова Наталья Николаевна
ПРОПЕДЕВТИКА - ОСНОВА В СИСТЕМЕ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАНИЯ
Идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира», принадлежала ещё В. Гропиусу и подвергалась в дальнейшем обстоятельному изучению. Становление теории универсальности пропедевтики происходило в течение всего ХХ века. Её изучение послужило поводом для переосмысления принципиальных взаимосвязей пропедевтики и основ художественного проектирования, влияния композиционных категорий на формирование объекта проектирования с позиции современных требований к решению проектных задач. Анализ и систематизация продуктивных моделей взаимовлияния цикла данных дисциплин позволяет говорить о пропедевтике как базовой основе в системе подготовки специалистов в области дизайна.
Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) занимает особое место на начальном этапе обучения. Являясь своеобразным профильным предметом – «введение в науку» – она способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством, через моделирование форм. По своей сути – это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Цели и задачи пропедевтики – активизировать творческий потенциал учащихся, развивая его образно-эмоциональное восприятие, культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. «Композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [1]. Развивая и обучая на начальных ступенях образования и прививая композиционное мышление, в дальнейшем творческом проектировании она воздействует на проектировщика на уровне подсознания, обеспечивая проектную культуру объектов.
Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре: «Пропедевтика – художественное проектирование» (Таб.1).
Таблица 1. Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования
Определить действие законов композиции и средств гармонизации художественной формы и их использование при формировании объектов проектирования.
Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами» [2].
Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне – главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.
Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брендинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне органичная взаимосвязь деталей технического изделия выражает целостность конструктивного строения и функциональное назначение изделия, обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – общая организация пространства, создающая его целесообразность, эстетичность и целостность.
Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов. В промышленном дизайне – надёжность конструкции изделия. В дизайне среды это гармоничная сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость.
Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды позволяет достигать стилевого единства множества компонентов.
Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, делая его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры также решают эргономические задачи, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д.
Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.
С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.
В этой связи можно рассмотреть методику преподавания композиции в дизайне, предлагающую ряд взаимосвязанных, последовательно вытекающих одно из другого композиционных упражнений и претендующих на эффективный и целостный охват знаний и навыков при подготовке к работе в системе дизайн образования.
Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминанту, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология. Статичные и динамичные, симметричные и асимметричные, линейный орнамент (рис. 2) построение плоскостной композиционной структуры и активным выявлением композиционного центра, помогают усвоить композиционные категории, свойственные всем видам дизайна.
Библиография
Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. – М.: Искусство, 1974. – 119 с.
Сомов Ю. С. Композиция в технике/ Ю. С. Сомов. – М.: Машиностроение, 1987. – 287 с.: ил.
|