Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира»





Скачать 61.66 Kb.
НазваниеМитрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира»
Дата публикации05.07.2013
Размер61.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы




Митрофанова Наталья Николаевна

ПРОПЕДЕВТИКА - ОСНОВА В СИСТЕМЕ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАНИЯ

Идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира», принадлежала ещё В. Гропиусу и подвергалась в дальнейшем обстоятельному изучению. Становление теории универсальности пропедевтики происходило в течение всего ХХ века. Её изучение послужило поводом для переосмысления принципиальных взаимосвязей пропедевтики и основ художественного проектирования, влияния композиционных категорий на формирование объекта проектирования с позиции современных требований к решению проектных задач. Анализ и систематизация продуктивных моделей взаимовлияния цикла данных дисциплин позволяет говорить о пропедевтике как базовой основе в системе подготовки специалистов в области дизайна.

Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) занимает особое место на начальном этапе обучения. Являясь своеобразным профильным предметом – «введение в науку» – она способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством, через моделирование форм. По своей сути – это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Цели и задачи пропедевтики – активизировать творческий потенциал учащихся, развивая его образно-эмоциональное восприятие, культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. «Композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [1]. Развивая и обучая на начальных ступенях образования и прививая композиционное мышление, в дальнейшем творческом проектировании она воздействует на проектировщика на уровне подсознания, обеспечивая проектную культуру объектов.

Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре: «Пропедевтика – художественное проектирование» (Таб.1).

Таблица 1. 
Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования

http://archvuz.ru/sites/archvuz.ru/files/pic/2012_22/lon01.jpg

Определить действие законов композиции и средств гармонизации художественной формы и их использование при формировании объектов проектирования.

Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами» [2].

Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне – главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.

Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брендинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне органичная взаимосвязь деталей технического изделия выражает целостность конструктивного строения и функциональное назначение изделия, обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – общая организация пространства, создающая его целесообразность, эстетичность и целостность.

Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов. В промышленном дизайне – надёжность конструкции изделия. В дизайне среды это гармоничная сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость.

Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды позволяет достигать стилевого единства множества компонентов.

Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, делая его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры также решают эргономические задачи, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д.

Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.

С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.

В этой связи можно рассмотреть методику преподавания композиции в дизайне, предлагающую ряд взаимосвязанных, последовательно вытекающих одно из другого композиционных упражнений и претендующих на эффективный и целостный охват знаний и навыков при подготовке к работе в системе дизайн образования.

Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминанту, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология. Статичные и динамичные, симметричные и асимметричные, линейный орнамент (рис. 2) построение плоскостной композиционной структуры и активным выявлением композиционного центра, помогают усвоить композиционные категории, свойственные всем видам дизайна.

Библиография

  1. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. – М.: Искусство, 1974. – 119 с.

  2. Сомов Ю. С. Композиция в технике/ Ю. С. Сомов. – М.: Машиностроение, 1987. – 287 с.: ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconСогласовано: «14» октября 2013г. «История дизайна науки и техники»...
Содержание дисциплины выстроено на анализе исторического развития архитектуры, предметного мира (ремесла, промышленных изделий, декоративно-прикладного...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 68 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для н
Полученные при изучении пропедевтики внутренних болезней знания и практические умения являются базой для дальнейшего более глубокого...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconИндустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности...
Охватывает практически все сферы предметного и средового формообразования, формируя новый мир обитания человека. Динамичное развитие...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconПрограмма дисциплины «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconИменно этот идеал и предъявлял аристократии те самые высокие требования,...
Мир идей онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconНиколенко Наталья Николаевна учитель начальных классов мкоу «Пивкинская...
Автор: Николенко Наталья Николаевна – учитель начальных классов мкоу «Пивкинская сош» Щучанский район
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconНа уроках музыки и искусства и во внеурочной деятельности
Основная идея: заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивающей формирование целостного мировосприятия...
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconУрок английского языка 7 класс. Горбунова Наталья Николаевна Методическая...
Примерная программа основного общего образования. Английский язык. Министерство образования и науки РФ 2004г
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елкина Наталья Николаевна, выпускница нашей школы 1987 года. Она же и была разработчиком программы непрерывного курса изучения информатики....
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» icon«Морфология сказки и мифа»
«Дизайн» по профилям «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн» (бакалавриат)
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управлении образования администрации Емельяновского района Кожевникова Наталья Николаевна
Митрофанова Наталья Николаевна пропедевтика основа в системе дизайн образования идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира» iconМодернизация образования: качественное воспитание и образование – основа социального эффекта
Бразование, сегодня явно не отвечает существующим требованиям и условиям. Сейчас, в эпоху быстрой смены технологий, речь идет о создании...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск