№
Кол. час.
| Содержание раздела.
Тема уроков.
| Элемент содержания.
| Дата
| Планируемые результаты
| КИМ
|
Календ.
| Фактич.
| Знать
| Уметь
| Общие учебные умения и способы деятельности
|
Искусство в жизни современного человека - 3 часа
|
1
| Искусство вокруг нас. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
| -Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.
- Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
- Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества.
-Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
-Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, древние образы произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
-Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале: ДПИ ,иллюстрации к сказкам И.Билибин, Т. Маврина).
|
|
| Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия.
Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
| Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Анализировать произведения архитектуры и дизайна;
Родство художественных образов разных искусств. Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств.
Интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
| Наблюдать жизненные явления.
Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
Работа со справочниками, словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности восприятия и оценки произведений искусства Сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.
| Фронтальный опрос
|
2
| Художественный образ – стиль – язык.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Урок закрепления.
Традиционный урок.
| -Изобразительное искусство и его виды.
-Художественный образ и художественно- выразительные средства – стиль – язык в живописи, графике и скульптуре.
-Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства.
Художественные материалы и возможности их использования. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
|
|
| Различать виды, стили и жанры искусства
Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
Знание основных закономерностей искусства; усвоение родства художественных образов, специфику выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок)..
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, с ее интонационно-образной Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.
| Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств.
Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиц
Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
| Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.
Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, с ее интонационно-образной выразительности.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.ия).выразительности,
| Филворд
Практическая работа
|
3
| Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок - обзорная лекция.
| -Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
-Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
-Зарубежное изобразительное искусство.
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.Знакомство с прозведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства: Рафаэль Санти, Микеланжело Буанарроти, Рембрант ванн Рейн.
|
|
| Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.
| Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
| Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы.
Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
| Создание презентации по теме.
Практическая работа
|
Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
|
4
| Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
| Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.
Образы природы в работах: А.Саврасова, И.Левитана, К.Моне, И.Шишкина, Ван Гог.
Образы природы и быта: А.Вивальди, К.Дебюсси, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Г.свиридов, .
| А-27.09
Б-23.09
В-26.09
Г-
Д-
| А-
Б-
В-
Г-
Д-
| Различать виды, стили и жанры искусства.
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.
Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.
Образы природы в работах: А.Саврасова, И.Левитана, К.Моне, И.Шишкина, Ван Гог.
Образы природы и быта: А.Вивальди, К.Дебюсси, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Г.свиридов, .
| Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Составлять музыкально-литературные композиции.
Оценивать их художественную значимость
Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки.
Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
| Фронтальный опрос. Практическая работа
|
5
| Зримая музыка.
Музыка в формировании духовной культуры личности.
Комбинированный
урок
Традиционный урок.
| -Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
-Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы
Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —
стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают
лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. *Образы природы в живописи (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, М.А.Врубель, и др.)
*Образы природы в литературе (Различные произведения народно фольклорного искусства).
|
|
| Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений.
Музыка в формировании духовной культуры личности.
| Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.п.
Специфику музыки как вида искусства.
Значение музыки в художественной культуре.
Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
| Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Составлять музыкально-литературные композиции.
| Фронтальный опрос. Практическая работа
|
6
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
. Урок - беседа.
| -Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
-Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
-Зарубежное изобразительное искусство.
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.Знакомство с прозведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства: Рафаэль Санти, Микеланжело Буанарроти, Рембрант ванн Рейн.
|
|
| Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки.
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки.
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г.Климт и др. Автопортреты А.Дюрера, Х.Рембрандта, В.Ван Гога.
Портрет в музыке (М.Чайковский, М.Мусоргский, А.Бородин,С.Прокофьев, И.Стравинский, Р.Шуман.
| Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.
| Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки.
Рассматривать особенности
воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-
культурной ретроспективе.
| Просмотр и анализ работ.
Практическая работа
|