Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы





НазваниеОсновная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы
страница1/49
Дата публикации15.08.2014
Размер7.3 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Муниципальное учреждение «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)» Республика Саха (Якутия)

Муниципальное базисное общеобразовательное учреждение


«Тулунинская средняя общеобразовательная школа им. П.В.Аммосова»

МР «Усть-Алданский улус (район)» Республика Саха (Якутия)


Утверждено:

Директор ОУ

___________________ Бысыин Ф.Д.

25 апреля 2012 г.


Согласовано:

Начальник МУ УО:

____________________ Местников П.П.

25 апреля 2012 г.

Основная образовательная программа

по введению ФГОС

на период 2012 - 2015 годы

с. Тулуна

Содержание

I.   Пояснительная записка……………………………………………………

II.   Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………..

III. Учебный план начального общего образования

IV. Программа формирования УУД (универсальных учебных действий у обучающихся)
V.   Программы отдельных учебных предметов, курсов;
VI.  Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

IХ.  Программа коррекционной работы……………………………

Пояснительная записка

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

•центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

•развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

•личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

•метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

•предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального поликультурного и поликонфессионального состава;

•переход к стратегии социального проектирования конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

•ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;

•обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

•разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

•пояснительную записку;

•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

•базисный учебный план образовательного учреждения;

•программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

•программы отдельных учебных предметов, курсов;

•программу духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

•программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

•систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

•программу коррекционной работы;

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса1, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

•достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества и проектно исследовательской деятельности;

•участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

•возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

•включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

•с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

•с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


Базисный учебный план

Республики Саха (Якутия),

участвующих в апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Начальное общее образование

Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) разработан Институтом национальных школ РС(Я) по заказу Министерства образования РС(Я) по теме: «Разработка и апробация проекта государственных образовательных стандартов нового поколения для начальной школы с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения» для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте «Апробация материалов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (государственный контракт № 08-01/42 от 15.07.2008 г.).

Исполнители:

Семенова С.С. – директор ИНШ РС(Я), к.пед.н.

Васильева Н.Н. – зам.директора по науке ИНШ РС(Я)

Захарова Л.В., с.н.с. - «Литературное чтение на русском языке»

Винокурова Е.И., в.н.с., к.пед.н. – «Культура народов РС(Я)»

Винокурова Е.И., в.н.с., к.пед.н. - «Изобразительное искусство»

Винокурова Е.И., в.н.с., к.пед.н. - «Технология» (художественный труд)

Ларионова А.Г., доцент кафедры ПНО ПИ ЯГУ - «Музыка»

Поликарпова Е.М., гл.н.с., д.пед.н., Захарова Л.В., с.н.с. -«Литературное чтение на якутском языке»

Пояснительная записка к базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений

Республики Саха (Якутия)

с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения

Общие положения

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, основных модулей и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам (по годам обучения), учебным предметам.

Нормативно-правовые аспекты БУП. Базисные учебные планы разработаны на основе 3-4 вариантов проекта Базисного учебного плана первой ступени общего образования РФ (2008 г.) и СанПиН 2.4.2.1178-02; предназначены для начальных школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения, ориентированы на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования и 6-дневную учебную неделю.

По Конституции Российской Федерации (статья 68) и Конституции Республики Саха (Якутия) (статья 49) каждый народ имеет право на сохранение и развитие родного языка и национальной культуры. Обучение и воспитание на родном языке одно из базовых конституционных прав человека в РФ. Создание условий для изучения и развития родных языков и национальных культур является одной из важных государственных задач.

Базисные учебные планы для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения являются основными документами в системе общего образования, реализующими статью 9 «Право на выбор языка воспитания и обучения», статью 10 «Изучение и преподавание языков народов Российской Федерации» Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», статью 6 «Язык обучения» Законов РФ и РС(Я) «Об образовании» и статьи 27 и 30 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», а также статьи 16 и 20 Закона РС(Я) «О правах ребенка».

Система общего образования Республики Саха (Якутия) несет ответственность за сохранение и развитие родных языков и национальных культур коренных народов, проживающих на ее территории. Изучение родного языка в общеобразовательном учреждении является одним из необходимых условий его сохранения в современном мире. Обучение на родном языке признано мировым сообществом как одно из основных средств повышения качества образования.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, необходимость выделения такого документа обуславливается также значимостью родного языка в развитии духовно-нравственного потенциала личности, раскрытии его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

По законодательству РФ и РС(Я) в области языковой политики и образования ответственность 1) за обеспечение прав граждан на получение основного общего образования на родном (нерусском) языке; 2) за создание необходимого количества образовательных учреждений, классов, групп с обучением и воспитанием на родном (нерусском) языке возложена на образовательные учреждения, а также на их учредителей – органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования.

Базисный учебный план Республики Саха (Якутия) для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения предназначен для учащихся, чьи родители на основании статьи 9 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», статьи 27 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», статьи 6 Закона РФ и РС(Я) «Об образовании» выбрали в качестве языка обучения и воспитания родной язык (язык саха, эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский языки).

Базисный учебный план Республики Саха (Якутия) для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения предназначен для обучения учащихся, чьи родители выбрали в качестве языка обучения и воспитания русский язык. В целях реализации статьи 10 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» и статьи 27 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)» данный документ в зависимости от языковой ситуации и социального заказа обеспечивает: 1) изучение родного языка детьми саха и коренных малочисленных народов Севера; 2) изучение языка саха как государственного «в местах смешанного или компактного проживания якутского населения» детьми других (некоренных) национальностей. В общеобразовательных учреждениях с изучением родного языка коренных малочисленных народов Севера язык саха в форме учебного предмета преподается «исходя из потребностей населения», т.е. по решению участников образовательного процесса в счет вариативной части учебного плана.

Базисные учебные планы Республики Саха (Якутия), реализуя п. 2 статьи 2 Законов РФ и РС(Я) «Об образовании», статью 30 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», статьи 17 и 21 Закона РС(Я) «О правах ребенка», в обязательной части, устанавливаемой государственными органами, предусматривают изучение краеведения, культуры народов РС(Я) в форме модульных курсов.

Основные подходы к построению содержания образования через БУП. Согласно п.п. 1, 2 ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства; должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание общего образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования также обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем.

Содержание образования в общеобразовательных учреждениях определяется образовательной программой. Основная общеобразовательная программа начального общего образования должна обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. Основные общеобразовательные программы направлены на освоение ЗУНов через программы учебных предметов, курсов, модулей; освоение ключевых компетентностей через урочную, внеурочные виды образовательной деятельности учащихся.

Базисный учебный план выделяет определенные части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании, в форме учебных предметов, модулей и направлений внеучебной деятельности. Учебный предмет – основная структурная единица учебно-воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общего образования. Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую и структурно- содержательную завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения. Внеаудиторная (внеучебная) деятельность школьников объединяет виды деятельности школьников, в которых происходит развитие их индивидуальных интересов, склонностей, способностей, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Организация занятий внеаудиторной (внеучебной) деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».

Системно-деятельностный подход интегрирует конструктивные элементы компетентностного подхода и подхода, основанного на методологии формирования знаний, умений и навыков. Деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Программа развития универсальных учебных действий является одним из базовых документов внедрения федерального государственного образовательного стандарта, позволяющая каждому образовательному учреждению планировать конкретные результаты всего образовательного процесса, направленного на развитие личности. В связи с этим Программа рассматривается как инвариантная основа формирования основной общеобразовательной программы школы, учебного плана, учебно-методических материалов; как психологическая составляющая фундаментального ядра содержания общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Системно-деятельностный подход также позволяет интегрировать две неотъемлемые части как стандартизация образования и вариативность образования. Стандартизация образования выступает как тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве как пространстве «единства образования». Вариативность образования рассматривается как тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве «разнообразия образования».

Системно-деятельностный подход создает условия для реализации интегрированного подхода в организации образовательного процесса (между учебными предметами, между учебной и внеучебной деятельностью учащихся).

Интеграция, преобразовывая различные компоненты образовательной системы в направлении объединения, обобщения способствует в получении интегральных результатов образования как развитие универсальных учебных действий, ключевые компетенции личности, способность человека системно мыслить при решении практических задач и т.д.. В связи с этим интеграция становится ведущим принципом обновления содержания образования и развития образовательных систем.

Интеграция обучения в начальной школе дает возможность научить учащихся первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, а также соединять знания, получаемые разобщенно в различных учебных дисциплинах, в единую систему. И именно в начальной школе имеется возможность их естественного подчинения единой цели образовательного процесса. Интегрированное обучение создает условия для развития сложных мыслительных операций как аналогия, обобщение, нахождение и осмысление причинно-следственных связей, систематизация, моделирование. Тем самым интегрированные курсы усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, повышают эффективность формирования убеждений, обеспечивают творческое развитие личности.

Содержание образования на первой ступени рекомендуется реализовать преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и дифференциацию обучения. Традиционными стали такие интегрированные курсы как обучение грамоте (чтение, письмо), окружающий мир (человек, природа, общество и основы безопасности жизнедеятельности).

Интегрированное обучение также имеет важное технологическое значение в разрешении противоречия между необходимостью включения в содержание обучения учебный материал, формирующий этнокультурную и краеведческую компетенции, с одной стороны, и ограниченностью учебного времени, установленного СанПиН, с другой стороны. Интегрированные курсы за счет объединения, обобщения программного материала двух-трех учебных предметов способствуют высвобождению учебных часов. Это позволяет использовать сэкономленное´ время на углубление и расширение содержания обучения через введения в учебный процесс дополнительный, образовательный материал, отражающий природно-климатическую, социально-экономическую и этнокультурную специфику региона. Учебный материал, направленный на формирование этнокультурной и краеведческой компетенций учащихся, должен способствовать развитию универсальных учебных действий.

Интегрированное обучение в начальной школе реализовывается за счет внедрения модульной организации учебного материала. Технология конструирования содержания обучения в форме модулей позволяет интегрировать программный материал нескольких учебных предметов. Учебный материал, отражающий национально-региональную специфику, можно интегрировать в учебные предметы в виде внутрипредметных модулей, также можно формировать в виде межпредметных (интегрированных) модулей. Примерами межпредметных модулей могут стать модули по направлениям «Система языка», «Тексты», «Риторика», позволяющие объединить системы родного, русского и иностранного языков в одну общую систему; модули по направлениям «Устное народное творчество», «Жизнь – человек - традиционная культура» будут способствовать реализации принципа диалога культур (литератур), формированию целостного восприятия мира и эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.

Таким образом, содержание образования раскрывается через системно-деятельностный и интегрированные подходы, прежде всего, в образовательных программах, в учебных планах и учебниках.

Базисный учебный план ОУ РС(Я) состоит из двух основных частей, реализующих демократический, государственно-общественный характер управления образованием: I – обязательная (инвариативная) часть, обеспечивающая «единство образования», устанавливается государственными органами управления образованием; II – вариативная часть, обеспечивающая «разнообразие образования», формируется участниками образовательного процесса.

Обязательная (инвариантная) часть, устанавливаемая

органами управления образованием
Базисный учебный план фиксирует состав обязательных учебных предметов и распределение учебного времени между ними. В обязательную часть базисного учебного плана преимущественно относятся: цикл базовых дисциплин (родной, русский, иностранный языки, математика и информатика), формирующих познавательные (интеллектуальные) и коммуникативные компетенции;

Учебный предмет «Якутский язык»

Обучение якутскому языку как родному рассматривается как один из основосоставляющих компонентов целостной системы языкового образования в школах РС (Я). Родной язык представляет собой наиболее ценный в образовательном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал, формирующий собственную языковую способность учащегося. Изучая родной язык, которым он уже владеет, ребенок занимается осознанием своего мышления.

Возникающая сегодня ситуация, связанная с повышением качества подготовки младшего школьника к продолжению образования в основной школе, требует гарантированность образовательных результатов. То есть, работа начальной школы должна оцениваться на уровне качественных изменений личности обучающегося. Этими обстоятельствами определяется принципиально иное качество изучения родного (якутского) языка в якутской начальной школе.

Предполагается, что начальный курс обучения родному (якутскому) языку в якутской школе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории. При этом продуктивными показателями достижения запланированных образовательных результатов в усвоении данного предмета могут явиться: 1) готовность младшего школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме; 2) способность результативно действовать в различных жизненных ситуациях (сферах) на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Исходя из этого изучение якутского языка в 1-4 классах якутской школы с родным (нерусским) языком обучения ставит следующие цели:

формирование целостного представления (с учетом возрастных особенностей учащихся) о языковой системе якутского языка и обогащение словарного запаса родной речи;

освоение основ лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций, связанных с процессом овладения родным языком и обеспечивающих достаточно полноценно владеть связной речью (устной и письменной) в разных сферах и ситуациях общения;

формирование в контексте усвоения изучаемого предмета универсальных учебных действий, позволяющих расширения опыта к самостоятельному пополнению знаний, границы своих возможностей (способность личности к познанию ценностей, сотрудничеству, освоению новых знаний, осмыслению и использованию различной информации и др.;

воспитание личности, любящей свою родину, свой народ, родной язык и культуру.

В таком виде изучаемый предмет будет обеспечивать не только предметное, но и целостное образование.

Учебный процесс, основанный на концепции «Требования к результатам», предполагает принципиальные изменения в организации деятельности обучающегося, в позиции учителя, в способах оценки образовательных результатов. Основной ценностью модели нового стандарта является освоение школьником таких умений (способностей), которые позволяли бы ему самостоятельно решать предметные и внеучебные задачи. Поэтому главная задача учителя заключается в следующем: мотивировать младшего школьника на проявление самостоятельности. Чтобы повлиять на процессы самостоятельной познавательной деятельности ребенка, учителю необходимо создать условия проблемности и выбора решения учебных задач.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке»
Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Предмет литературного чтения в якутской начальной школе – часть единого непрерывного курса литературного образования с 1 по 11 классы.

Целью предмета «Якутская литература» является воспитание духовно развитой, поликультурной личности с развитым этническим самосознанием. В связи с этим начиная с начальной школы ставится задача формирования у школьников способности выходить на диалог якутской, региональной инонациональной, русской литератур. На первом этапе решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребёнка навыка чтения, что является ведущим направлением учебной деятельности в начальной школе. Дальнейшее совершенствование навыка чтения обеспечивает формирование читательской позиции (второй этап), что формирует читательскую деятельность младших школьников. Программные требования по предмету, предъявляемые детям, вполне доступны и учитывают индивидуальное развитие ребенка (продвижение его в соответствии со способностями на соответствующем этапе обучения).

Программа «Якутский фольклор и художественная литература. 1-9 классы» и создаваемые учебные пособия по литературному чтению для якутской начальной школы обеспечивают региональный (национально-региональный) компонент, оставаясь содержательно в рамках единого с федеральным компонентом пространства общей культуры, тем самым, решая принцип диалога литератур, реализуя национально-региональный компонент предназначенный не только для сохранения и развития родного языка, но и национальных культур.

Учебный предмет «Музыка»

В примерной учебной программе по музыке якутской начальной школы предложено содержание музыкального обучения как основы формирования музыкальной культуры личности младшего школьника с учетом специфики преподаваемого предмета, который по своей природе и характеру должен соответствовать уроку искусства.

Предполагается, что приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников.

Исходя из этого, изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах якутской школы ставит следующие цели:

формирование основ музыкальной культуры младшего школьника как часть его духовной культуры; целостного представления о музыкальном искусстве; развития нравственно-эстетических чувств, музыкальных вкусов, потребностей; развития музыкальных и творческих способностей, определяющие успех музыкальной деятельности; формирования музыкальных знаний, умений и навыков, без которых невозможно освоение музыкального искусства;

освоение основ музыкальных знаний о специфике музыкального искусства; выразительной природе музыки; средствах музыкальной выразительности; об интонационной природе музыки; крупных музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт и др.); музыкальной форме (1-ч.ф., 2-ч.ф., 3- ч.ф., вариации, рондо, соната);

приобщение к истокам родной музыкальной культуры (тойук, алгыс, многожанровость народной песни, олонхо – мотивы, сюжеты, персонажи; якутская композиторская школа – А.Скрябин, М. Жирков, Г.Григорян, Ж.Батуев, В.Кац, Г.Комраков,П.Иванова и др.); музыкальная культура народов Якутии – эвенов, эвенков, юкагиров;

вооружение учащихся способами практического музыкального опыта в основных видах музыкальной деятельности – пении, элементарном музыцировании, музыкальной ритмике;

реализации основных принципов музыкального обучения (единства эмоционального и сознательного; художественного и технического; развития ладового, ритмического и чувства формы);

воспитание творческой, гуманной, духовно развитой личности.

Предполагается, что начальный курс музыкального воспитания и обучения призван претворить связь музыкального воспитания с жизнью, воспитание понимания музыкального искусства, несущему высокие идеалы. Содержание практической деятельности предполагает включение деятельностного подхода в обучении младших школьников, для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение музыкального материала, отбор произведений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой, индивидуального подхода к ученику. Следует также отметить, что современный урок музыки трудно представить без специального оборудования, необходимы детские музыкальные инструменты, технические и наглядные средства, возможно применение компьютерной техники, а также музыкально-дидактический материал.

Учебный предмет «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, родной язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Исходя из этого изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

  • формирование базовых традиционных знаний о важнейших трудовых умениях и навыках на основе включения их в народно-прикладное искусство и освоения этнокультурных особенностей народов Якутии;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Занятия детей на уроках продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности, основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества. Каждое занятие даст возможность приблизить содержание данного предмета к традиционным видам жизнедеятельности, особенностям образа и уклада жизни местных народов и будет способствовать сохранению духовности и культуры этносов.

В учебном предмете «Технология» могут вестись модульные (интегрированные) курсы по направлениям «Цвета и краски», «Орнамент», «Аппликация», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство».


Учебный предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призван дать учащимся широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры, истории коренных народов Якутии –якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских старожилов.

Содержание данного предмета включает сведения об окружающем мире и о родной культуре, объединяет первоначальные знания о
родном крае, ее природе, жизни и быте северного человека, его
занятиях, семейных ценностях и народных традициях; также
сведения о животных, об окружающем мире ребенка.

Технология процесса обучения предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» строится на основе творческой реализации культуроведческого подхода и осуществления диалога культур, организации активного и заинтересованного процесса добывания знаний самими учащимися. Родной язык и этнопедагогические ценности составляют основу при изучении данного предмета национально-регионального компонента.

Cодержание курса «Культура народов РС(Я)» рекомендуется реализовать: 1) за счет учебных часов вариативной части; 2) через модульные курсы во взаимосвязи с предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Музыка».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconНа 2012-2015 г г
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №7 на 2012-2015 годы
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОсновная образовательная программа основного общего образования на период 2012 2015 гг 2012 год
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconА) основная образовательная программа основного общего образования (Приложение 1)
«Основная общеобразовательная школа №6» муниципального образования город Губкинский, получившим финансовую поддержку в 2012 году...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2012-2017 годы
Ооп ноо) гбоу сош №492 являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconРегламентирующая деятельность по введению фгос начального общего образования
Моу «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Цыбулева» по введению фгос нового поколения
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обновление образования в условиях введения фгос». Участниками проекта являлись общеобразовательные учреждения, реализующих фгос...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconПояснительная записка стр. 2
Основная образовательная программа мбоу сош №70 г. Красноярска на 2012 – 2015 гг
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годы», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОбразовательная программа государственного бюджетного
...
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconПостановление От 28 июня 2011 года n 835 о комплексной программе...
О комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОсновная образовательная программа начального общего на период 2013-2017 годы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной...
Рассмотрен и одобрен на заседании общественного совета при Ространснадзоре 11. 03. 2015 Протокол №1
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Мбоу «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района московской области
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение
Основная образовательная программа на переходный период введения фгос основного общего образования
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо в 2011-2012 учебном году №
Определение основных направлений деятельности рабочей группы по введению фгос ноо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск