Скачать 452 Kb.
|
Согласовано Утверждаю Дворец Детского Творчества Директор ГБОУ СОШ № 55 Петроградского района Данько Н.С. __________________ ________________________ « »________ 20__ года. « »________ 20__ года. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Театральная студия» (художественно-эстетическая направленность) Возраст обучающихся: 6-16 лет. Срок реализации программы -3 года Составитель: Андреев А. А. Педагог дополнительного образования. Санкт-Петербург 2011 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г. Ревеш Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности. Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Театральная студия»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию. Специфичность программы проявляется:
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития. Основной целью программы является создание условий для обеспечения эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, путем реализации данной программы. Цель будет достигнута при решении следующих задач: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке. 3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. 4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга. 5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и
Воспитательные:
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
По целевой направленности программа является развивающей
социально-адаптивной
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств). ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа предназначена для детей и подростков 6-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В театральный кружок принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности. На первом году обучения формируется две возрастных группы (младшего возраста 6 –8 лет, старшего возраста 9-12 лет). Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет: 1год обучения – не менее 12-15 человек; 2 год обучения – не менее 10 –12 чел; 3 год обучения – не менее 8 –10 чел. Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
образовательного процесса:
организации образовательного процесса:
деятельности учащихся:
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах. На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков. На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек. Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения. Условия, необходимые для решения поставленных задач:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральная игра
* Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральная игра Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. 11. Работа над спектаклем Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели:
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 12. Индивидуальная работа с детьми
13. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральный словарь
3. Основы актерского мастерства
4. Сценическая речь
Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме. 7. Работа над спектаклем Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 8. Индивидуальная работа с детьми
9. Заключительное занятие Летние задания, например: *письменная работа “Как мы учились весь год”; * сюрприз на свободную тему; * наблюдение; * выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним. 10. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий (см. Приложение 1,2) К концу первого года занятий ребёнок: Знает:
Имеет понятия:
Умеет:
Приобретает навыки:
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. В конце второго года занятий ребенок Знает:
Умеет:
Имеет понятие:
Имеет навыки:
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
должны:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Типы занятий:
Формы организации учебного занятия:
Программой предусматривается также
Формы работы с родителями.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
и воспитания:
Все методы обучения реализуются различными средствами: предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств; |
Театральная студия № двенадцать Театральная Студия № Двенадцать это творческое сообщество обучающихся и выпускников разных вузов Санкт-Петербурга, деятельность которых... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Студия танца» Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции,... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Дата рождения: 1 сентября 1950 года рождения. Образование Белоус Светлана Васильевна, учитель культуры народов рс (Я), театральная студия, моу «Гимназия г. Алдан» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей (оп дод) «Студия танца. Хореография» использованы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | ||
Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Студия изобразительного творчества», составлена на основе программы первого года обучения «Образы и символы времени». Автор Н. В.... | ||
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного... Н. В. Гросул (2006 г.) «Студия изобразительного творчества»; Л. М. Некрасова «Театральная культура» (2006 г.), Разуваева Г. В. «Художественный... | Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования Великой Отечественной войны; музей Народного Творчества и Быта; театральная костюмерная | ||
Программа «Музыкальная планета» была написана на основе авторской... Основной целью создания вокальной студии является приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие их музыкально-эстетического... | Программа дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010... Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета... | ||
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... |