Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение





НазваниеЗападное окружное управление образования государственное образовательное учреждение
страница1/6
Дата публикации17.09.2014
Размер0.79 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр образования «школа здоровья» № 1317

Улица Академика Анохина, дом 4 корпус 5, г. Москва , 119602

Тел.: (495) 735-66-11, факс: (495) 735-66-33, Е –mail^ 1317@bk.ru,

http://www/specialschool/ru

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

( НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА - ШКОЛА БУДУЩЕГО


КОРОТКОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ПО

МУЗЫКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Музыкальное воспитание как средство формирования

эстетического сознания.
(ДЛЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззрению и нравственному развитию молодого поколения.

Познание требует всего человека, всей целостности его внутреннего мира. Только в этом случае рождается научная мысль.

Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе. Однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся.

Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.

Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности.

Другими словами цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования и воспитания младших школьников формируются на основе целевой установки:

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, развитие художественного вкуса.

-всестороннее развитие личностного творческого потенциала учащихся и на этой основе формирование его эстетической культуры.

-раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на жизнь человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

-развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия учащимися лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

- овладение образным языком, постижение сущности музыкальной интонации.
Содержание программы по музыке, которую я использую в своей работе базируется на художественно- образном , нравственно- эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, а также сочинений современных композиторов.

Критерии отбора музыкального материала в своей работе я заимствовал из концепции Д.Б.Кабалевского.

- Это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.



=======================

Современная школа – школа будущего

(научно-практическая разработка)

Основные методы и принципы программы по музыке в

общеобразовательной школе.
Учитель музыки Центра образования «Школы здоровья» №1317
К О Р О Т К О В А.Е.

«Модель образовательного процесса на основе учебно-исследовательской

деятельности обучающихся»

Музыкальное воспитание как средство формирования

эстетического сознания

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008г.).

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

1) содержание образования;

2) детско-взрослая общность;

3) статус учителя;

4) инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;

5) культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок

к инновационным сетям и массовой Новой школе.


Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:

  • российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества,

  • современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых задач.



Эти ценности закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную

-2-
среду школы информатизации уже сегодня идет во многих школах города, а завтра станет стандартом.

Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года отмечал, что Современная школа - школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей.

Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.


------------------------------------------------

За период существования образовательной школы накоплен значительный опыт в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания учащихся.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, положение дел в этой области сегодня не удовлетворяет ни основную массу учителей, ни самих учащихся, ни родителей, ни тех, кто призван направлять школьную жизнь и руководить ею.
Эта неудовлетворенность открыто дает о себе знать в самых различных формах: в многочисленных выступлениях печати, на всевозможных совещаниях и конференциях, в официальных документах.

Многие педагоги под влиянием этой неудовлетворенности направляют свои усилия на конструирование новых программ – обязательных и факультативных, на создание новых учебников и методических разработок.

Та же неудовлетворенность вынуждает наиболее творчески одаренных, опытных и чутких учителей выходить в своих занятиях за рамки существующих программ и учебников, искать свои пути, свою методику.

В своей педагогической работе, а мой учительский стаж насчитывает 36 лет, я застал то время, когда «уроки музыки» в общеобразовательной школе назывались «уроками пения».

Уроки пени, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Знакомство с музыкой в основном сводилось к репертуару, разученному в классе.

Уроки музыки, не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства. Научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной жизни.
В.А. Сухомлинский говорил: « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание, прежде всего человека»
-3-

На современном этапе перед российской школой стоят более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся. Эти задачи позволяют более глубоко выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль.

Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?
Одной из фундаментальных проблем педагогики – является проблема интереса, увлеченности.

Ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь каких-либо результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.

-------------------------------------------------------


На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов, а мой педагогический стаж в школе насчитывает более 36 лет, я внимательно следил за теми методическими разработками и программами, которые разрабатывал творческий коллектив лаборатории музыкального образования под руководством - академика АПН, педагога и общественного деятеля Д.Б.Кабалевского.
Главное к чему я стремился в своей работе, - это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) – не просто развлечение, и не добавление к жизни, как гарнир, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а как важная часть самой жизни.

Это высказывание Д.Б.Кабалевского я запомнил на всю жизнь .

Будучи студентом Московского государственного института культуры, я вспоминаю то время, когда проводились радиобеседы с юными слушателями под общим названием «О чем говорит музыка», а позже в основу книги «Про трех китов» и про многое другое были выпущены грампластинки с беседами и рассказами о музыке.

Было выпущено 5 или 6 таких пластинок, которые мне в моей работе очень помогали.

Книга Д.Б.Кабалевского «Про трех китов» в то время была воспринята, как учебное пособие, ориентир для ведения уроков музыки, как материал, способный увлечь детей, развить их музыкальное мышление, расширить их кругозор.

--------------------------------------------

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»

(В.С. Сухомлинский)


-4-
«Праведное пение - есть праведная жизнь»

(К.Д.Ушинский)

Задача образования и воспитания подрастающего поколения всегда была одной из важнейших общественных задач.

Общество и школа всегда неотделимы одно от другого. Русский народ имеет свой национальный, свой эмоциональный, душевный и нравственный уклад личной жизни.

Он имеет свою национальную культуру, культуру служения, самоотречения и жертвенности сердца, совести, чувства.
Ф.Н. Достоевский выражением «красота спасет мир» говорил о внутренней, сердечной красоте человека.

Согласно Священному Писанию, человек – образ и подобие Божий, поэтому основная задача образования и воспитания - воссоздать этот образ, облагородить сердца воспитанников, развить у них стремление к совершенству.

Вопрос нравственного и музыкально-эстетического воспитания молодежи является вопросом первостепенной важности.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающего человека в семье, школе и обществе оказывает музыка.
Становление музыкальной культуры личности, а через нее – художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать.
Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в этом младшем возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания.

В итоге несмотря на отсутствие в то время радио, телевидения, а может быть , и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
К сожалению, популярная ныне массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные образцы легкой музыки, а истинно ценная, самобытная русская музыка предана забвению

Музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской народной, классической, церковной музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.
Один из ведущих русских педагогов по музыке прошлого века С.В.Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение.

-5-
Он утверждал, что творческие способности заложены во всех деталях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились.

Однако справиться с этой, на первый взгляд простой задачей непросто.

Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение правдиво передавать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний.
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Пение должно быть пением сердца, а не уст. Каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли».

В СОШ №1317, где я работаю учителем музыки и руководителем детской вокально-эстрадной студии я много внимания уделяю вокальной работе.

При работе с детским хором я не ставлю во главу угла только воспитание вокальных средств учащихся. Наряду с этой задачей и неразрывно с нею идет работа и по линии развития музыкального слуха, чувства ансамбля, ритма и прочее.
И все это вместе взятое, является средством для достижения определенной цели.

Цель эта – дать возможность детям посредством самого доступного для них инструмента – голоса - приблизиться к пассивным, или в лучшем случае активным слушателям, но и быть активным исполнителем. Это трудная задача.

Мне дети и взрослые часто задают разные вопросы по вокалу, и мне приходится на них отвечать . Иногда бывают очень трудные вопросы. Наиболее интересные вопросы я собираю в свой дневник.
Вокальное пение (вопросы и ответы)
Вопрос. Как влияет на голос слушание хороших исполнителей – вокалистов?

- Слушание различных вокалистов, как хороших, так и посредственных, очень влияет на голос слушателя. При слушании певца, поющего «зажатым», «кричащим» звуком, наши мышцы гортани непроизвольно напрягаются. Нам становится «тяжело» слушать такого певца. И. наоборот, слушая хорошо поставленный, свободно льющийся голос, наше горло как бы расслабляется.

Кроме того, для человека, серьезно занимающимся пением слушание голосов с хорошей вокальной школой помогает выработать некий эталон, к которому затем певец стремится.

Вообще же, умение слушать музыку, различать в ней разнообразные звуковые нюансы звука способствует развитию вокального слуха.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение
Основная образовательная программа на переходный период введения фгос основного общего образования
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий)
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное...
Настоящее Положение рассматривается на педагогическом совете, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования Департамента образования...
Программа авторов И. Н. Пономаревой, В. М. Константинова, Р. Д. Маш, Н. Д. Андреевой, Н. М. Черновой 6 класс. Растения. Бактерии....
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное Окружное Управление Образования Департамента Образования...
Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconДепартамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconЗападное окружное управление образования

Западное окружное управление образования государственное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования г. Москвы западное окружное управление образования государственное бюджетное образовательноеучреждение цо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск