Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура





Скачать 275.52 Kb.
НазваниеДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура
страница1/2
Дата публикации05.10.2014
Размер275.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
МБОУ «Гимназия №1 г.Рузы»


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей искусства МБОУ «Гимназия №1 г.Рузы»

№ протокола __________

от «____» _____ 20 __ г.


СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

_Сапегина А.Б.__________________
«___» _______20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №1 г.Рузы»

Китаева М.К._______________
«____» _______ 20 __ г.



Рабочая программа

по мировой художественной культуре для учащихся 6 классов


составитель программы:

Маурина М.А. учитель ИЗО,МХК

высшей квалификационной категории


Модифицированная программа «МХК» для 6 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе программ Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2009г.

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).

Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Основные цели и задачи:

• Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

• Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;

• Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

• Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

• Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;

• Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:

• Основные виды ИЗО и жанры;

• Основы изобразительной грамоты;

• Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;

• Крупнейшие музеи мира и России;

• Значение ИЗО в художественной культуре;

• Направления и стили МХК;

• Шедевры МХК;

• Особенности языка искусства.

Уметь:

• Применять различные художественные материалы;

• Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров ИЗО;

• Определять средства выразительности;

• Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

• Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов ИЗО;

• Выполнять учебные и творческие задания.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы ит.д.

В программе применяются принципы:

• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.

• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.

• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.

• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты.

Программа построена по блочно-модульному принципу. Каждый блок свя­зан со всеми годами обучения и направлен на формирование творческой лич­ности. Для высвобождения твор­ческой энергии художника, учащиеся проходят ключевые этапы процесса:

  • Первый инсайт.

  • Насыщение.

  • Вынашивание.

  • Озарение («Aral).

  • Верификация.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным про­блемам:

  • Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, простран­ство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загоражи­вание, изображения людей и животных, предметов).

  • Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

  • Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ас­социаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормо­вое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

  • Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной рос­писи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

  • Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

Классификация и характеристика занятий

по изобразительной деятельности

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов дей­ствия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятель­ность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосред­ственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды услов­но и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создает­ся на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблю­дения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со свер­стниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде заня­тия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (леп­ке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обуче­нии умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действитель­ности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фоль­клорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объе­диняются разные виды художественной деятельности: рисование, апплика­ция, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позво­ляет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические воз­можности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей осно­ве динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет сме­лее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полу­тона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе форми­рования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, санги­ной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), по­зволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, созда­ющей определенную воздушную среду.

Работа в технике акварели содействует передаче воздушного простран­ства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и за­вершенности.

Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материа­лов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...
Система условий, непосредственно влияющих на развитие художе­ственного творчества детей:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;

  • применение разнообразных художественных материалов и техник ра­боты ими;

  • целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-ди­дактических игр, использование элементов соревнования;

  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дис­циплинами, интегрированное обучение искусству.

Итоговые формы работы должны показать знания детей, их новые отно­шения к людям и природе, отразить творческие способности и навыки.

Система оценки результатов

при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:

  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью провер­ки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в прак­тической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направ­лены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Например: Можно ли общаться с художником, если он жил в дру­гую эпоху? Может ли рисунок быть живописным, а живопись - графичной? Есть ли разница между понятиями «Прекрасное» и «Красота»?

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверитель­ный диалог - «Постигаю суть мастерства». Справиться с заданием может лишь тот, кто знаком с процессом художественного творчества не столько в теории, сколько на практике. Кто теоретически знаком с предметом, тот выберет более поверхностные ответы, кто хоть раз взволновался созданием художественного образа - выберет другие ответы. Например: Чем является природа для искусст­ва? Какие средства художественной выразительности являются главными для всех видов искусства? Что является основной композицией? Какими средствами жи­вописец может передать движение? Что необходимо для создания натюрморта?

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор пред­полагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, ма­териалов. Например: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? Что является главным в языке живописи? Какие виды искусств относятся к графическим?

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вари­антов ответов.

Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, об­ращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышле­нию, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественно­му процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой пор­трет? Дайте живописный образ вашей любимой музыки. Какие бы предметы выбрали вы для натюрморта, в каком колорите?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтичес­ких или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприя­тия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Например: Какие природные формы являются для вас источником гармонии и фантазии? (сделать зарисовки). Сделайте декоративную композицию, со­ставленную из различных природных форм. Изобразите с помощью «живой линии» порыв ветра, морскую волну или любой образ по желанию, используя этот приём. Создайте графический образ в технике «от пятна».

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игро­вые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ре­бенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

По мере перечисленных методов и приемов у ученика постепенно выявля­ются различные признаки художественных способностей. У каждого человека есть свой индивидуальный темп развития, а главным является сам момент его включенности в творческий процесс.

Основные признаки художественной способности для каждого возраста

Ученики младшего возраста.

Прочувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направ­лений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа.

Овладение на практике средствами художественной выразительности как центральным моментом переживания искусства.

Эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и ис­кусству.

Развитость художественного воображения, образного мышления, связу­ющего эмоциональную оценку явлений жизни с ее духовной наполненностью.

Подростки - дополнение к предыдущим способностям обязательно: Знание художественного наследия, его «золотого фонда».

Умение проникать за поверхность явления искусства, видеть его пара­доксальную сущность.

Сознательное овладение культурным кодом художественной деятельно­сти как при восприятии искусства, так и в собственном творчестве.

Умение слушать и слышать другого, вести диалог с человеком, стоящим и на иной позиции;

В юношеском возрасте предыдущие художественные способности до­полняются такими признаками:

Наличие собственного эстетического идеала.

Самостоятельный подход к оценке произведений искусства и явлений культуры с позиции этого идеала.

Умение видеть взаимосвязь между культурой и искусством, искусством и природой, искусством и жизнью, то есть иметь целостную картину мира.

Умение самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Д

А

Т

А

Наименование раздела программы

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconДанилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий,...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПрограмма по предмету «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой (Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г. И. Данилова. – 6-е...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 7 класс для общеобразовательных...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 9 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе авторской программы Г. И....
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе авторской программы Г. И....
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»...
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск