Рабочая программа по мировой художественной культуре (МХК) 10 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой.
Цели и задачи обучения: приоритетными целями и задачами изучения МХК являются:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следующими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мастерская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы рефератов, докладов или сообщений», «Книги для дополнительного чтения».
Важной составляющей методического аппарата является система вопросов и заданий к теме, позволяющая закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркированные специальным знаком, они отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли иместа художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы.
Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным относятся концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как:«Что можно рассказать о произведении архитектуры», «Как анализировать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовиться к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как написать реферат, доклад или сообщение».
Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.
Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.
Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую планку требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.
Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел «Книги для дополнительного чтения», являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебников. Приводимые в них ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно выполнить и решить поставленные перед ними задачи.
Структура программы:
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков доXVIIв. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов.
Содержание программы:
I. Древние цивилизации. (6 часов).
1. Первые художники Земли.
2.Архитектура страны фараонов.
3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
4. Художественная культура Древней Передней Азии.
5. Искусство доколумбовой Америки.
II. Культура античности. (4 часа).
6. Золотой век Афин.
7. Архитектура Древнего Рима.
8. Театральное и музыкальное искусство античности.
III. Средние века. (10 часов).
10. Мир византийской культуры.
11. Архитектурный облик Древней Руси.
12. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
13. Архитектура западноевропейского Средневековья.
14.Изобразительное искусство Средних веков.
15. Театральное искусство и музыка Средних веков.
IV.Культура Востока. (6 часов)
16. Индия – «страна чудес».
17. Художественная культура Китая.
18. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
19. Художественная культура ислама.
V. Возрождение. (9 часов)
20. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
21. Золотой век Возрождения.
22. Возрождение в Венеции.
23. Северное Возрождение.
24. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Календарно - тематическое планирование
уроков по МХК 10 класс.
№
| Наименование темы
| Кол-во часов
| Дом. зада-
ние
| дата
| 1
| Введение.
| 1
|
|
|
| Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.
|
|
|
| 2
| Искусство первобытного человека. Первые художники земли. Древнейшие сооружения человечества.
| 1
| Гл.1
|
| 3
| Художественная культура Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
| 1
| Гл.2
|
|
| Художественная культура Древнего Египта.
|
|
|
| 4
| Архитектура Древнего Египта. Пирамиды – «жилища вечности фараонов» .Скальные храмы и гробницы.
| 1
| Гл.3
|
| 5-6
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.
| 2
| Гл4
|
| 7-8
| Художественная культура Мезоамерики. Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков.
| 2
| Гл.5
|
|
| Художественная культура античности.
|
|
|
| 9
| Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
| 1
| Гл.6
|
|
| Художественная культура Древней Греции.
|
|
|
| 10-11
| Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики. Афинский Акрополь. Архитектура Эллинизма. Пергамский алтарь.
| 2
| Гл.7
|
| 12
| Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.
| 1
| Гл.8
|
|
| Художественная культура Древнего Рима.
|
|
|
| 13
| Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры периода Римской империи.
| 1
| Гл.9
|
| 14
| Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые мозаичные композиции.
| 1
| Гл.10
|
| 15
| Театр и музыка Античности. Трагики и комедиографы греческого тетра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности..
| 1
| Гл.11
|
| 16
| Мир византийской культуры. Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальная культура.
| 1
| Гл.12
|
| 17
| Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Архитектура готики.
| 1
| Гл.13
|
| 18
| Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура Романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.
| 1
| Гл.14
|
| 19-20
| Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
| 2
| Гл.15
|
|
| Художественная культура средневековой Руси.
|
|
|
| 21
| Художественная культура Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство.
| 1
| Гл.16
|
| 22
| Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Искусство Московского княжества.
| 1
| Гл.17
|
| 23
| Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Искусство периода утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени.
| 1
| Гл.18
|
| 24
| Театр и музыка. Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.
| 1
| Гл.19
|
|
| Художественная культура средневекового Востока.
|
|
|
| 25
| Художественная культура Индии. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка и театр.
| 1
| Гл.20
|
| 26
| Художественная культура Китая .Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
| 1
| Гл21
|
| 27
| Искусство Страны восходящего солнца. Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное искусство.
| 1
| Гл.22
|
| 28
| Художественная культура исламских стран. Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства.
| 1
| Гл.23
|
|
| Художественная культура Возрождения.
|
|
|
| 29-30
| Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто-«лучший в мире живописец». Живопись раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.
| 2
| Гл.24
|
| 31
| Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
| 1
| Гл.25
|
| 32
| Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль –«первый среди великих».
| 1
| Гл.26
|
| 33
| Мастера венецианской Живописи. Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.
| 1
| Гл.27
|
| 34-35
| Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантосмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
| 2
| Гл.28
|
| 36
| Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура .Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира.
| 1
| Гл.29
|
| Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу учебного года учащиеся должны:
освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.
Использованная литература:
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
|