Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ) УТВЕРЖДАЮ: Ректор
_____________А.М. Саралидзе
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании учащейся молодежи Цель: повышение квалификации
Категория слушателей: преподаватели и учителя физической культуры образовательных учреждений ВПО, СПО, дополнительного образования
Срок обучения: 72 час. (12 дней, или 18 дней)
Режим занятий: 4 час в день, или 6 час в день
|
| №
п/п
|
Наименование разделов
| Всего,
час
| в том числе
| Форма
контроля
| лекции
| практические занятия
|
| Инновационные подходы к содержанию и реализации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся
| 26
| 12
| 14
| реферат
|
| Проблемы адаптации и учение о здоровье. Современные средства и методы оценки адаптационных возможностей организма человека.
| 18
| 8
| 10
| тестирование
|
| Состояние и проблемы организации и проведения мониторинга в сфере физического воспитания
| 18
| 8
| 10
| тестирование
|
| Правовые основы физической культуры и спорта
| 10
| 6
| 4
| реферат
| Итого
| 72
| 34
| 38
| зачет
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
УТВЕРЖДАЮ: Ректор _____________А.М. Саралидзе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании учащейся молодежи
Цель: изучение современных физкультурно-оздоровительных технологий по физическому воспитанию учащейся молодежи
Категория слушателей: преподаватели и учителя физической культуры образовательных учреждений ВПО, СПО, дополнительного образования
Срок обучения: 72 час. (12 дней, или 18 дней)
Режим занятий: 4 час в день, или 6 час в день
Форма обучения: с частичным отрывом, с отрывом
№
п/п
|
Наименование разделов и дисциплин и тем
|
Всего,
час
| в том числе
| Форма
контроля
| Лекции
| Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.
| Практические, лабораторные, семинарские занятия
|
| 1.
| Инновационные подходы к содержанию и реализации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся
| 26
| 12
|
| 14
| реферат
| 1.1.
| Формирование здоровьесберегающей образовательной среды – инновационный вектор развития физической культуры в системе образования
| 4
| 4
|
| -
|
| 1.2.
| Реализация ФГОС3 по дисциплине «Физическая культура»
| 4
| 4
|
| 2
|
| 1.3
| Современные оздоровительные технологии на практических занятиях по физической культуре
| 12
| 4
|
| 12
|
| 2.
| Проблемы адаптации и учение о здоровье. Современные средства и методы оценки адаптационных возможностей организма человека
| 18
| 8
|
| 10
| тестирование
| 2.1
| Теория адаптации и учение о здоровье
| 4
| 2
|
| 2
|
| 2.2
| Использование информационных технологий в работе преподавателя физической культуры
| 6
| 2
|
| 4
|
| 2.3
| Современные методы и средства контроля функционального состояния организма человека
| 8
| 4
|
| 4
|
| 3
| Состояние и проблемы организации и проведения мониторинга в сфере физического воспитания учащейся молодежи
| 18
| 8
|
| 10
| тестирование
| 3.1
| Мониторинг в сфере физического воспитания учащихся
| 8
| 4
|
| 4
|
| 3.2
| Программы мониторинга физического здоровья студентов и школьников
| 10
| 4
|
| 6
|
| 4
| Правовые основы физической культуры и спорта
| 10
| 6
|
| 4
| реферат
| 4.1
| Система законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Закон о физической культуре и спорте в РФ.
| 4
| 2
|
| 2
|
| 4.2
| Нормативно-правовое обеспечение физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне
| 4
| 2
|
| 2
|
| 4.3
| Международно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта».
| 2
| 2
|
| -
|
| Стажировка
Итоговый контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
| Итого
| 72
| 36
|
| 36
|
|
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса
Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом
воспитании учащейся молодежи Введение. Значение физической культуры и спорта в современном обществе.
1. Современные подходы к содержанию и реализации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся
1.1. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды – инновационный вектор развития физической культуры в системе образования: (Лекции - 4 час.). Пространство физической культуры и спорта: новый подход к пониманию сущности и проблем. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика.
1.2. Реализация ФГОС3 по дисциплине «Физическая культура»: (Лекции - 4 час.). Особенности требований ФГОС3 по дисциплине «Физическая культура». Компетентностный подход. Содержание примерной программы по дисциплине «Физическая культура» для вузов. Разработка УМК. Балльно-рейтинговый метод оценки учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура». Заочное и дистанционное обучение. О проекте нового комплекса ГТО.
(Практическое занятие – 2 час). Анализ УМК по дисциплине «Физическая культура» для вуза (на примере ВлГУ).
1.3. Современные оздоровительные технологии на практических занятиях по физической культуре: (Лекции - 4 час.). Использование на занятиях по физической культуре программ по танцевальной аэробике, степ-аэробике, фитнес-аэробике, спортивной аэробике, аква-аэробика. Спортивные бальные танцы. Силовые тренировки в тренажерном зале. Элементы йоги для здоровья. Стретчинг, калланетика. Боевые приемы борьбы. Современные подходы в обучении базовым видам спорта: гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры.
(Практические занятия –12 час.). Организация, методика проведения практических занятий по танцевальной аэробике, степ-аэробике, фитнес-аэробике, спортивной аэробике, аква-аэробике. Методика проведения групповых и индивидуальных силовых тренировок в тренажерном зале. Элементы йоги для здоровья, стретчинг, калланетика, боевые приемы борьбы, спортивные бальные танцы на практических занятиях по физической культуре.
2. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Современные средства и методы оценки адаптационных возможностей организма человека
2.1 Теория адаптации и учение о здоровье (Лекция - 2 час.): Современные представления о здоровье. Здоровье как способность организма адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Фазы развития процессов адаптации. Учение Г. Селье о стрессе. Адаптация к режиму двигательной активности. Типы конституции человека. Композиция (состав) тела. Состояние здоровья учащейся молодежи в современной России.
(Практическое занятие – 2 час.). Определение типа телосложения, композиции тела. Контроль массы тела.
2.2. Использование информационных технологий в работе преподавателя физической культуры (Лекция – 2 час): Математизация знаний по физической культуре и спортивной тренировке. Прикладные программы статистической обработки результатов спортивных измерений. Выявление зависимостей и прогнозирование в физической культуре и спорте с использованием компьютерных программ.
(Практические занятия – 4 час.). Обработка данных спортивных измерений с использованием компьютерных программ (методы описательной статистики и проверка статистических гипотез). Табличное и графическое представление данных спортивных измерений с использованием компьютерных программ.
2.3. Современные методы и средства контроля функционального состояния организма человека (Лекции - 4 час.): Донозологический подход в оценке уровня здоровья и функциональных резервов организма человека. Классификация уровней здоровья. Процесс перехода от здоровья к болезни (донозологическая диагностика). Проблема измерения уровня здоровья. Сердце как индикатор адаптационных возможностей организма. Метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) как современная технология контроля функционального состояния организма человека в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Программно-аппаратный комплекс «Варикард».
(Практические занятия – 4 час.). Знакомство с методом анализа ВСР с использованием АПК «Варикард». Основные методы анализа R-R интервалов. Наиболее информативные показатели ВСР. Комплексная оценка функционального состояния организма человека по ВСР. Оценка функциональных резервов организма. Паспорт здоровья.
3. Состояние и проблемы организации и проведения мониторинга в сфере физического воспитания учащейся молодежи
3.1. Мониторинг в сфере физического воспитания учащихся (Лекции - 4 час.): Понятие «мониторинг». Виды мониторинга. Региональные модели мониторинга физического здоровья населения, концепция общероссийского мониторинга. Цель и задачи мониторинга в сфере физического воспитания в условиях образовательного учреждения. Роль мониторинга в совершенствовании управления физическим воспитанием учащихся. Содействие формированию установки на здоровый образ жизни.
(Практические занятия – 4 час.): Анализ различных моделей мониторинга в сфере физического воспитания.
3.2. Программы мониторинга физического здоровья студентов и школьников (Лекции - 4 час): Современные компьютерные технологии в программах мониторинга физического здоровья населения. Методы оценки уровня физического развития, кондиционной физической подготовленности, функционального состояния организма учащихся. Проблемы организации и проведения мониторинга физического здоровья студентов в условиях образовательного учреждения. Информационное, кадровое обеспечение проведения мониторинга физического здоровья студентов в условиях образовательного учреждения.
(Практические занятия – 6 час.): Программы мониторинга в физическом воспитании школьников и студентов. Содержание мониторинга физического здоровья студентов (на примере ВлГУ).
4. Правовые основы физической культуры и спорта
4.1 Система законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Закон о физической культуре и спорте в РФ (Лекция - 2 час.): Теоретико-правовые основы регулирования физической культуры и спорта: понятие нормативно-правового акта; нормы права, формы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах; физическая культура и спорт в юридических терминах. Организационно-правовая характеристика системы физической культуры и спорта в РФ: субъекты физической культуры и спорта в РФ; федеральный орган государственной власти РФ в области физической культуры и спорта (Министерство спорта России); Олимпийский комитет России, его задачи и функции; физкультурно-спортивные объединения (федерации, союзы, ассоциации, конфедерации и др.); спортивные школы, училища олимпийского резерва, сборные команды РФ по видам спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: структура и основное содержание ФЗ; принципы законодательства о физической культуре и спорте в РФ; организация деятельности в области физической культуры и спорта; физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан.
(Практическое занятие – 2 час.): Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта:
- меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта;
- компетенция федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта;
- взаимодействие органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта (федерального, регионального, муниципального) и физкультурно-спортивных объединений.
4.2. Нормативно-правовое обеспечение физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне (Лекция - 2 час.): Закон о физической культуре и спорте Владимирской области (№4 ОЗ от 5 февраля 2009г.). Постановление губернатора Владимирской области №217 от 29.03. 2007г. «»О порядке расходования средств областного бюджета на проведение областных мероприятий по физической культуре и спорту
(Практическое занятие – 2 час.): Правовые основы деятельности физкультурно-спортивных организаций и объединений: №217 от 29.03. 2007г. «О порядке расходования средств областного бюджета на проведение областных мероприятий по физической культуре и спорту». Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-20015 годы».
4.3. Международно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта» (Лекция - 2 час.): понятие международного права; международные акты в сфере физической культуры и спорта; международные спортивные организации; олимпийский комитет, принципы олимпийского движения. Правовое регулирование в сфере физического воспитания и спорта Европейских стран: спортивная хартия Европы; европейский манифест «Молодые люди и спорт»; кодекс устойчивого развития спорта. 5. Методические рекомендации и пособия по изучению курса:
Северин А.Е., Батоцыренова Т.Е. Физиология человека: учеб. пособие. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 166 с.
Гадалов А.В., Власов А.В., Курс лекций по физической культуре. – Владимир, ВЮИ, 2012.
6. Тематика рефератов
Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта (международный, региональный или национальный уровень).
Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование создания коммерческой физкультурно-спортивной федерации.
Порядок государственной регистрации физкультурно-спортивной организации как юридического лица.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: принципы государственной политики и меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: компетенция органов государственной власти различного уровня в области физической культуры и спорта.
7. Литература:
| Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Семенов Ю.Н. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания: монография. – Владимир: Владим. гос. ун-т, 2009. – 108 с.
Алексеев С.В. Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации /Алексеев С.В., Петренко С.Н. – М.: 2000.
Алексеев С.В. и др. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности. – М.: Научно-издательскитй центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. – 778 с.
Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.
Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности / Ф.И. Иорданская, М.С. Юдинцева. – М.: Советский спорт, 2006. – 184 с.
Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. – М.: Советский спорт, 2007. - 168 с.
Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные, правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор сост. А.В. Царик. - М.: Советский спорт, 2005.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: 2002.
Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
Учебную программу составили Исполнительный директор Центра содействия укреплению здоровья студентов ВлГУ, д.б.н., профессор кафедры ФВМС Т.Е. Батоцыренова, директор института физической культуры и спорта ВлГУ к.п.н., доцент Гадалов А.В.
Начальник УУ И.П. Шеин
Директор ИПКиПК С.И.Рощина
|