Скачать 377.42 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. СКАЗОЧНЫЙ МИР ЛАПЛАНДИИ» Возраст обучающихся: 9- 13 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель: Комарова Евгения Михайловна, педагог дополнительного образования ГОУ ДОД «МОЦДОД «Лапландия» Мурманск 2010 Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д. С. Лихачёв Пояснительная записка Актуальность и новизна программы Мама…дом…Родина – первые и самые важные понятия, которые усваивает ребенок. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». 1 У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Впервые ребёнок знакомится с художественным словом о родном крае ещё в дошкольном возрасте. С интересом и восторгом следит он за приключениями добрых героев любимых сказок, удивляется меткости и яркости народного слова. В школьные годы продолжается изучение фольклорного многообразия родного края. Но возможности школьных программ по литературе ограничены –обучающиеся знакомятся лишь с незначительной частью устного народного творчества родного края. Расширить представление о культурно-историческом наследии Кольского Севера призвана программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии». Данная программа знакомит с историей и культурными традициями родного края через художественное слово народов Кольского Севера. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Таким образом, программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» учитывает региональный компонент и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» разработана на основе:
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» изд. 3 дополненное. – М.: Просвещение, 1982)
Отличие программы «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» от типовой «Литературное краеведение»:
образовательным программам дополнительного образования детей2,
возраста (9-13 лет), типовая – 13-15 лет,
типовой – 2 г.о.),
(направленность типовой программы – туристско-краеведческая) и, исходя из этого, поставлена новая цель программы,
(походы)», «Подготовка и создание кабинета фольклорного краеведения», «Работа кабинета фольклорного краеведения»,
«Сказочный мир Лапландии», «Играем в театр»,
фольклорных произведений Кольского Севера,
Вид программы – модифицированная. Направленность программы – культурологическая. Срок реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 216 часов. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Режим занятий соответствует санитарно–эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СаЭНПин 2.4.4 1251- 03). Форма организации занятий: групповая. Возраст обучающихся: 9- 13 лет. Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. При организации и проведении занятий по данной программе учитываются интересы и возможности обучающихся каждой учебной группы (дифференцированный и индивидуальный подход). Количество обучающихся: 15 человек. Состав группы: постоянный. Набор обучающихся: свободный. Обучающиеся зачисляются в учебные группы при отсутствии медицинских противопоказаний. Обязательно наличие медицинской справки о состоянии здоровья и допуске к занятиям в объединении. Цель программы приобщение обучающихся к историко-культурному наследию Кольского Севера в процессе занятий литературным краеведением Основные задачи Обучающие
- с литературным краеведением и его ролью в изучении родного края, - народным творчеством (фольклором) и его значением в жизни народа, - историей и культурными традициями коренных жителей и других народов Кольского Севера, - историей и особенностями народных костюмов коренных жителей и других народов Кольского Севера, - особенностями быта, основными промыслами и ремёслами коренных жителей и других народов Кольского Севера, - фольклорными произведениями народов Земли Кольской (саамы, поморы), - жанровым и языковым разнообразием фольклора родного края,
изобразительном и декоративно-прикладном творчестве народов Земли Кольской через разнообразные формы и виды занятий,
- понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой), - понимать и оценивать красоту художественного слова, глубину мыслей и чувств фольклорных произведений и самостоятельно их анализировать, - эмоционально–образно исполнять (декламировать, инсценировать) фольклорные произведения в соответствии с их характером и содержанием, - грамотно применять технологические приёмы и художественные материалы, безопасно пользоваться специальными инструментами для выполнения декоративно-прикладных работ (в соответствии с программой)
- устойчивую мотивацию к занятиям литературным краеведением, - познавательный интерес к историко-культурному наследию родного края, традициям и обычаям коренных жителей и других народов Кольского Севера Развивающие
- внимание, память, мышление, воображение, - речевые и актёрские способности при разучивании и исполнении фольклорных произведений, - моторику рук, сенсорные способности при выполнении декоративно-прикладных работ, - творческий потенциал, способность к художественному самовыражению через исполнение фольклорных произведений и изготовление декоративно-прикладных поделок, - познавательную и творческую активность Воспитательные
- патриотизм, чувство причастности к своему народу, его истории и культуре, - уважительное отношение к традициям коренных жителей и других народов Кольского Севера, - толерантное отношение к культуре, традициям и обычаям других народов, - эстетический вкус, помогающий понимать художественную ценность произведений народного творчества, - адекватное отношение к личным творческим успехам и успехам других, - аккуратность, трудолюбие, целеустремленность Ожидаемые результаты По окончании обучения по программе «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» обучающиеся будут иметь представление:
изучения родного края,
творческой деятельности народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы,
декоративно-прикладного творчества коренных жителей и других народов Земли Кольской (саамы, поморы) знать:
(в соответствии с программой),
языковые особенности,
( в соответствии с программой),
других народов Кольского Севера,
и других народов Кольского Севера,
фольклорных произведений,
инструменты для выполнения декоративно-прикладных работ,
специальными инструментами, уметь:
фольклорную терминологию (в соответствии с программой),
и другие творческие работы) из истории фольклора Кольского Севера,
отличительные особенности,
примерами из регионального фольклора,
монологической и диалогической речи,
фольклорных произведений,
Формы диагностики результатов
- входящее – первичное - промежуточное - итоговое
- экспресс-опроса (устного или письменного) - группового собеседования - проблемного обсуждения - литературно-краеведческой викторины
- ролевых этюдов - инсценировок сказок - мини-сочинений - и других творческих заданий
- устного или письменного опроса и самостоятельной работы обучающихся. Формы демонстрации результатов
- традиционного занятия - игры-КВН - игры-викторины - мини-спектакля
II. Учебно- тематический план
* Раздел «Играем в театр» включает в себя: Практически каждое занятие начинается с игрового «актёрского» тренинга с целью подготовки обучающихся к инсценированию фольклорных произведений III. Содержание программы |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет | Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Программа является комплексной в системе дополнительного образования Шарыповского района, образовательной программой комплексного... | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»... | ||
Реферат «Путешествие в мир алмаза» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «мир электроники» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия... | Образовательная программа дополнительного образования детей Краеведение «Живой источник» «Когда мне задают вопрос, к какой партии я принадлежу, интересы какой партии я представляю, я всегда говорю: «Моя партия Хабаровский... |