Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии»





Скачать 377.42 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии»
страница1/3
Дата публикации08.12.2014
Размер377.42 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Мурманский областной центр дополнительного образования детей

«Лапландия»



ПРИНЯТА

методическим советом

Протокол

от «_____»__________ 200__ г.

№ ______

Председатель МС ____________ О.Г.Зимина


УТВЕРЖДЕНА

Приказом ГОУ ДОД

«МОЦДОД «Лапландия»

от «_____» __________ 200__г.

№ ______

Директор ____________А.Р.Гисмеев


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ.

СКАЗОЧНЫЙ МИР ЛАПЛАНДИИ»

Возраст обучающихся: 9- 13 лет

Срок реализации программы: 1 год
Составитель:

Комарова Евгения Михайловна,

педагог дополнительного образования

ГОУ ДОД «МОЦДОД «Лапландия»

Мурманск

2010

Любовь к родному краю,

знания его истории – основа, на которой

только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачёв

Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы

Мама…дом…Родина – первые и самые важные понятия, которые усваивает ребенок. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». 1

У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

Впервые ребёнок знакомится с художественным словом о родном крае ещё в дошкольном возрасте. С интересом и восторгом следит он за приключениями добрых героев любимых сказок, удивляется меткости и яркости народного слова. В школьные годы продолжается изучение фольклорного многообразия родного края. Но возможности школьных программ по литературе ограничены –обучающиеся знакомятся лишь с незначительной частью устного народного творчества родного края. Расширить представление о культурно-историческом наследии Кольского Севера призвана программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии».

Данная программа знакомит с историей и культурными традициями родного края через художественное слово народов Кольского Севера. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Таким образом, программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» учитывает региональный компонент и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Программа «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» разработана на основе:

  • типовой программы «Литературное краеведение» (Программы для

внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» изд. 3 дополненное. – М.: Просвещение, 1982)

  • специальной и методической литературы по данному профилю.

Отличие программы «Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» от типовой «Литературное краеведение»:

  • программа структурирована с учётом современных требований к

образовательным программам дополнительного образования детей2,

  • видоизменено название программы с учётом регионального компонента,

  • программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего школьного

возраста (9-13 лет), типовая – 13-15 лет,

  • изменён срок реализации программы: 1 год обучения (срок реализации

типовой – 2 г.о.),

  • определена новая направленность программы – культурологическая

(направленность типовой программы – туристско-краеведческая) и, исходя из этого, поставлена новая цель программы,

  • из программы выведены темы: «Туристские навыки», «Экспедиции

(походы)», «Подготовка и создание кабинета фольклорного краеведения»,

«Работа кабинета фольклорного краеведения»,

  • в программу введены новые темы: «Чудесная страна Фольклор»,

«Сказочный мир Лапландии», «Играем в театр»,

  • содержание программы построено на изучении регионального материала

фольклорных произведений Кольского Севера,

  • программа дополнена вводным и заключительным занятиями.


Вид программы – модифицированная.

Направленность программы – культурологическая.
Срок реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на 216 часов.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Режим занятий соответствует санитарно–эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СаЭНПин 2.4.4 1251- 03).

Форма организации занятий: групповая.

Возраст обучающихся: 9- 13 лет.

Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. При организации и проведении занятий по данной программе учитываются интересы и возможности обучающихся каждой учебной группы (дифференцированный и индивидуальный подход).

Количество обучающихся: 15 человек.

Состав группы: постоянный.

Набор обучающихся: свободный.

Обучающиеся зачисляются в учебные группы при отсутствии медицинских противопоказаний. Обязательно наличие медицинской справки о состоянии здоровья и допуске к занятиям в объединении.
Цель программы

приобщение обучающихся к историко-культурному наследию Кольского Севера в процессе занятий литературным краеведением
Основные задачи

Обучающие

  • познакомить:

- с литературным краеведением и его ролью в изучении родного края,

- народным творчеством (фольклором) и его значением в жизни народа,

- историей и культурными традициями коренных жителей и других народов Кольского Севера,

- историей и особенностями народных костюмов коренных жителей и

других народов Кольского Севера,

- особенностями быта, основными промыслами и ремёслами коренных жителей и других народов Кольского Севера,

- фольклорными произведениями народов Земли Кольской (саамы, поморы),

- жанровым и языковым разнообразием фольклора родного края,

  • расширить и углубить знания об устном, музыкально-песенном,

изобразительном и декоративно-прикладном творчестве народов Земли Кольской через разнообразные формы и виды занятий,

  • научить:

- понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой),

- понимать и оценивать красоту художественного слова, глубину мыслей и чувств фольклорных произведений и самостоятельно их анализировать,

- эмоционально–образно исполнять (декламировать, инсценировать) фольклорные произведения в соответствии с их характером и содержанием,

- грамотно применять технологические приёмы и художественные материалы, безопасно пользоваться специальными инструментами для выполнения декоративно-прикладных работ (в соответствии с программой)

  • формировать:

- устойчивую мотивацию к занятиям литературным краеведением,

- познавательный интерес к историко-культурному наследию родного края, традициям и обычаям коренных жителей и других народов Кольского Севера
Развивающие

  • Развивать:

- внимание, память, мышление, воображение,

- речевые и актёрские способности при разучивании и исполнении фольклорных произведений,

- моторику рук, сенсорные способности при выполнении декоративно-прикладных работ,

- творческий потенциал, способность к художественному самовыражению через исполнение фольклорных произведений и изготовление декоративно-прикладных поделок,

- познавательную и творческую активность

Воспитательные

  • Воспитывать:

- патриотизм, чувство причастности к своему народу, его истории и культуре,

- уважительное отношение к традициям коренных жителей и других народов Кольского Севера,

- толерантное отношение к культуре, традициям и обычаям других народов,

- эстетический вкус, помогающий понимать художественную ценность произведений народного творчества,

- адекватное отношение к личным творческим успехам и успехам других,

- аккуратность, трудолюбие, целеустремленность
Ожидаемые результаты

По окончании обучения по программе

«Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии» обучающиеся будут

иметь представление:

  • о литературном краеведении как увлекательной и эффективной форме

изучения родного края,

  • народном творчестве (фольклоре) как художественной коллективно -

творческой деятельности народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы,

  • об уникальном историко-культурном наследии Кольского Севера,

  • о самобытности устного, музыкально-песенного, изобразительного и

декоративно-прикладного творчества коренных жителей и других народов Земли Кольской (саамы, поморы)

знать:

  • литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию

(в соответствии с программой),

  • историю фольклора Кольского Севера, его основные жанровые и

языковые особенности,

  • фольклорные произведения народов Земли Кольской (саамы, поморы)

( в соответствии с программой),

  • историю и особенности народных костюмов коренных жителей и

других народов Кольского Севера,

  • особенности быта, основные промыслы и ремёсла коренных жителей

и других народов Кольского Севера,

  • основы анализа фольклорного произведения,

  • приёмы выразительного чтения,

  • приёмы монологической и диалогической речи,

  • некоторые приёмы «актёрской игры», правила и приёмы инсценирования

фольклорных произведений,

  • правила проведения игр и забав народов Кольского Севера,

  • правила поведения на игровой и сценической площадках,

  • технологические приёмы, художественные материалы и специальные

инструменты для выполнения декоративно-прикладных работ,

  • правила безопасности при работе с художественными материалами и

специальными инструментами,

уметь:

  • применять на практике литературоведческую, краеведческую и

фольклорную терминологию (в соответствии с программой),

  • самостоятельно подготавливать информацию (доклады, рефераты, сочинения

и другие творческие работы) из истории фольклора Кольского Севера,

  • определять жанры фольклорных произведений, характеризовать их

отличительные особенности,

  • иллюстрировать фольклорные произведения различных жанров

примерами из регионального фольклора,

  • самостоятельно анализировать фольклорные произведения,

  • выразительно читать фольклорные произведения, применять приёмы

монологической и диалогической речи,

  • применять приёмы «актёрской игры», участвовать в инсценировании

фольклорных произведений,

  • организовывать и проводить саамские и поморские народные игры


Формы диагностики результатов

  • собеседование

  • наблюдение

  • тестирование (анкетирование):

- входящее – первичное

- промежуточное

- итоговое

  • контрольные «микросрезы» в форме:

- экспресс-опроса (устного или письменного)

- группового собеседования

- проблемного обсуждения

- литературно-краеведческой викторины

  • самостоятельные творческие работы в процессе занятий в форме:

- ролевых этюдов

- инсценировок сказок

- мини-сочинений

- и других творческих заданий

  • контрольные задания по итогам пройденных тем в форме:

- устного или письменного опроса и самостоятельной работы обучающихся.
Формы демонстрации результатов

  • открытые учебные занятия в форме:

- традиционного занятия

- игры-КВН

- игры-викторины

- мини-спектакля

  • участие обучающихся в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях различного уровня.


II. Учебно- тематический план




п\п

Разделы (темы) программы

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Роль литературного краеведения

в изучении родного края

2

1

1

2

Чудесная страна Фольклор










2.1

Введение в тему «Фольклор».

Роль фольклора в жизни народа










2.2

Детский фольклор










3

Сказочный мир Лапландии

78

14

64

3.1

Фольклор Кольского Севера. Саамский фольклор










3.2

Фольклор Кольского Севера. Поморский фольклор










3.3

Наш край в устном народном творчестве










3.4

Из бабушкиного сундука.

Народный костюм поморов и лопарей.










3.5

Рукотворная красота.

Декоративно - прикладное творчество поморов и лопарей










4

Играем в театр*

18

6

12

5

Заключительное занятие

4




4




Итого:

216

41

175


* Раздел «Играем в театр» включает в себя: Практически каждое занятие начинается с игрового «актёрского» тренинга с целью подготовки обучающихся к инсценированию фольклорных произведений


III. Содержание программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Программа является комплексной в системе дополнительного образования Шарыповского района, образовательной программой комплексного...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconРеферат «Путешествие в мир алмаза»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconПояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня...
Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей объединения «мир электроники»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...
Образовательная программа дополнительного образования детей «литературное краеведение. Сказочный мир лапландии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Краеведение «Живой источник»
«Когда мне задают вопрос, к какой партии я принадлежу, интересы какой партии я представляю, я всегда говорю: «Моя партия Хабаровский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск