Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»





Скачать 294.13 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
страница1/3
Дата публикации19.01.2015
Размер294.13 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШАРЫПОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР № 35








«Утверждаю»

Директор ДЮЦ № 35

Шарыповского района

___________________Г.Н. Волчкова

«__»_______________2009 г.

Образовательная программа дополнительного образования детей

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Тип программы: авторская

Срок реализации программы – 3 года

Возраст детей 12-16 лет.








заместитель директора

по воспитательной работе

Голубинская Ирина Федоровна;

педагог дополнительного образования,

учитель биологии, географии, краеведения Большеозерской ООШ № 10,

хранитель школьного музея.

Цибринская Валентина Афанасьевна


Шарыповский район. 2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» (далее Программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Красноярского края.

Программа является комплексной в системе дополнительного образования Шарыповского района, образовательной программой комплексного краеведческого музея Шарыповского районного Детско – юношеского центра № 35 и представляет составляющую часть системы краеведческой деятельности в Шарыповском районе.

Программа направлена на:

  • создание условий для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании;

  • развитие познавательной мотивации учащихся, определяющей установку на продолжение образования;

  • овладение опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля;

  • овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;

  • приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Образовательной областью Программы является музейная педагогика, а предметом изучения – краеведение. В Программе предусмотрены различные направления, расширяющие знания о своем родном крае и его людях для более глубокого понимания особенностей его природы, исторических процессов, культуры, хозяйствования и их взаимосвязи с природой, историей и культурой страны. Не включенные в общеобразовательные программы школы Археология, Этнография, Генеалогия, Устная история составляют четыре блока Программы.

Новизна программы дает возможность детям осуществить осознанный выбор жизненного пути, определение профессии, а также позволит улучшить связь образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с предметами базисного учебного плана.

Проблема состоит в том, что в настоящее время есть востребованность в области краеведения, но недостаточно знаний для реализации своих потребностей, а также, общеобразовательные программы не дают возможности в приобретении навыков проектирования и учебно-исследовательской деятельности.

С введением НРК эта проблема становится разрешимой, но только школьный музей позволяет работать с предметами хранения, раскрывающими возможность для исследования в различных направлениях, а также, организовать работу с архивными документами, прямой контакт со старожилами, коренными жителями, с людьми, пережившими войну, репрессии и другие значимые события.

Программа рассчитана на привлечение юного поколения к участию в решении актуальных вопросов на уровне села, района. Включаясь в жизнь своего народа, дети проходят путь, проложенный тысячами судеб. Изучая документы, читая книги, вбирают особые сибирские ценности, чтобы осознать себя сибиряком. Это и составляет основу нашей концепции.

«…Человек начинается с памяти: рождаясь, и подрастая, он впитывает сердцем духовные богатства своего, – да и не только своего отечества; узнает историю земли и географию; учится жить и любить на достойных примерах былого… Без этой памяти человеку очень трудно выстоять в любые времена, а в сегодняшние дни – особенно».

Эти слова отражают актуальность данной программы. У детей в ходе краеведческой деятельности развивается:

  • умение дорожить памятью своих предков;

  • любовь и уважение к родным местам, к малой и большой Родине, к людям старших поколений;

  • формируются отношения дружбы, взаимопомощи, чуткого отношения друг к другу.

Программа поможет ребенку: найти себя, адаптироваться к современным условиям, научиться любить свои корни, свой край, свою малую родину, и гордиться ею и делать все для ее процветания.

Цель программы:

Патриотическое, духовное и нравственное развитие сельских школьников через музейные ценности, познание сибирских традиций, обычаев, своих корней.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по истории, биологии, литературе, географии;

  • содействовать гармоничному развитию личности с активной гражданской позицией;

  • создать детям условия для реализации их личных творческих способностей в поисковой, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • развивать и поддерживать интерес детей к изучению истории своей семьи, поиску своих корней, сохранению и возрождению семейных традиций и обычаев.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

от 12 лет до 16лет.

Сроки реализации программы: 3 года.

Формы и методы работы:

Программа работает как своеобразное «образовательное путешествие» в окружающую среду с элементами ее познания. Предполагается, что реализация будет проходить по принципам дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

При этом используется технологии разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология полного усвоения, учебно-исследовательская и проектная деятельность. Эта особенность организации занятий дает дополнительную возможность разнообразить методы работы:

  • поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа при выполнении различных заданий в походах, экскурсиях, экспедициях, беседах, интервью);

  • самостоятельный выбор темы с дальнейшим оформлением реферата или учебно-исследовательской работы, выставки, и др.

  • Метод контроля: самоконтроль качества усвоения программы.

  • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Для реализации программы могут использоваться различные формы работы:

  • классно-поурочные занятия,

  • краеведческо-экскурсионные мероприятия: экскурсии, конкурсы, конференции, выставки, обыгрывание старинных праздников, тестовые задания, викторины, интервью, беседы, встречи и другие,

  • летние краеведческие модули для районного актива детей.

Для стандартизации образовательного процесса, по программе подготовлен ряд методических разработок, используемых в работе педагогов.

Критериями оценки результатов обучения являются:

  • успешное участие школьников в учебно-исследовательской деятельности, экскурсоводческой, экспедициях, конкурсах, мероприятиях;

  • работа в школьном музее – обновление музейных экспозиций, сбор краеведческого материала, работа с фондами;

  • заинтересованность детей в данном виде деятельности;

  • взаимосвязь с краеведческими музеями г. Шарыпово, Красноярска, Ачинска, Хакасии, кафедрой истории Абаканского педагогического университета, Красноярским краевым Дворцом пионеров и школьников «Центром туризма и краеведения», учеными Санкт-Петербурга, архивами, СМИ.

Предусматривается аттестация учащихся во время теоретических и практических занятий.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся должны знать:

- основные понятия о музейном деле;

- хронологическую ленту времени для территории Шарыповского района

(от динозавров до образования Шарыповского района);

- классификацию археологических памятников Шарыповского района;

- основные события, происходящие в районе, стране и мире;

- историю своей семьи и своего рода;

- основные направления устного народного творчества в родном селе и наций и

народностей, проживающих на территории Шарыповского района;

  • учащиеся должны уметь:

- составлять родословное древо;

- сравнивать культуры юга Сибири в хронологии всемирной истории;

- работать с различными источниками информации;

- обобщать, систематизировать и анализировать приобретенные знания о малой родине;

- осмысленно представлять прошлое, связывать его с настоящим и прогнозировать будущее;

- выполнять практические, информационно-реферативные, творческие работы;

  • иметь навыки:

- учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- публичного выступления;

  • стремиться принести пользу своему селу, своей малой родине, людям.

Содержание изучаемого курса:

Комплексный подход в изучении родного края позволяет учащимся получить более глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории, хозяйственного освоения местного и краевого уровня. Также данная программа предусматривает организацию разнообразных форм самостоятельной работы учащихся поискового, исследовательского характера, оформление материала в рукописные дидактические пособиями тексты экскурсий: «Мое село», «Книга памяти», «Красная книга земли Шарыповской», «Лекарственные растения земли Шарыповской», «Имя озера», «Люди моего села», различные презентации, проекты и многое другое в компьютерной обработке. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы и жизнедеятельностью общества, делают зарисовки, сравнения, проводят практические работы, составляют родословные, используя фонд музея. Все это повышает интерес, а так же учит самостоятельно добывать знания.

В данной программе предусмотрены практические работы уч-ся: сбор и обработка собранных материалов: архивных и других документов, рассказов старожилов, на местности, предприятии. На этой основе учащиеся создают модели действительности, пишут рефераты, проводят исследования, оформляют экспозиции и выставки в школьном музее.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ





тема

всего

практика

Теория

1

Организационное занятие.

Знакомство с основами музееведения


4


2


2


2

3
4

5

6

Археология

Культуры Шарыповской земли

Памятники первобытного искусства

Шарыповского района

Как жили первые люди

Каменные орудия. Охота на мамонта, оленя

Эпоха палеолита на Шарыповской земле


10
4

4

6

4


6
2

2

4

2


4
2

2

2

2


7

8

9
10
11

12

Этнография

Предмет и задачи этнографии

Происхождение и расселение народов Сибири

Основные виды хозяйственной деятельности

в Сибири

Полезные ископаемые. Палеонтологические открытия и находки Шарыповского района

Природа родного края – фактор зарождения

традиций, промыслов, обрядов

Жилье. Домашние духи.


4

4
8
10
12
6


2

2
6
8
8
4


2

2
2
2
4
2


13

14
15

16

17

Устная история

Исследования и экспедиции на сибирской земле. Освоение русскими Сибири.

Присоединение Сибири к России

Основание Ачинского и Абаканского

острогов. Образование Енисейской губернии

Коренное население юга Сибири

Государство древних хакасов

Шарыповские первопоселенцы


4
4

4

4

4


2
2

2

2

2


2
2

2

2

2


18

19

20
21

22

23

Генеалогия

Как возникла жизнь на земле. Первый человек

История семьи, история рода, история государства

Учение о наследственности

Что такое род? Родословие.

Источники информации для работы над родословной

Терминология родства. Древо рода.

Составление генеалогической таблицы


8

6
4

8

4

18


6

4
2

6

2

16


2

2
2

2

2

2




Всего:

144

94

50


По завершении 1 года обучения, учащиеся должны знать:

-общие представления о деятельности школьного музея, об его Программе;

-основные понятия о музейном деле;

-общие представления о памятниках первобытного искусства своей малой родины,

-общие представления об освоении русскими Сибири и о Шарыповских первопоселенцах,

-основные понятия о родословии;

уметь:

-воссоздать жизнь эпохи палеолита на Шарыповской земле;

-выполнять практические информационно-реферативные, творческие работы;

-составить основу родословного древа.
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Организационное занятие. Знакомство с основами музееведения

Основные понятия о блоках Программы. Знакомство с Программой. Игра «Колесо истории». Блиц опрос «Знаете ли вы?» Что такое музей. Введение в музееведение. Фондовая деятельность. Коллекции музея. Разделы экспозиции. Чем полезны и интересны экскурсии. Игра-викторина «Мир музея», обработка и оформление фондов музея.

А р х е о л о г и я

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПрограмма по курсу «Церковно-историческое краеведение»
«Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск