Скачать 294.13 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШАРЫПОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР № 35
Образовательная программа дополнительного образования детей ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Тип программы: авторская Срок реализации программы – 3 года Возраст детей 12-16 лет.
Шарыповский район. 2009 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» (далее Программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Красноярского края. Программа является комплексной в системе дополнительного образования Шарыповского района, образовательной программой комплексного краеведческого музея Шарыповского районного Детско – юношеского центра № 35 и представляет составляющую часть системы краеведческой деятельности в Шарыповском районе. Программа направлена на:
Образовательной областью Программы является музейная педагогика, а предметом изучения – краеведение. В Программе предусмотрены различные направления, расширяющие знания о своем родном крае и его людях для более глубокого понимания особенностей его природы, исторических процессов, культуры, хозяйствования и их взаимосвязи с природой, историей и культурой страны. Не включенные в общеобразовательные программы школы Археология, Этнография, Генеалогия, Устная история составляют четыре блока Программы. Новизна программы дает возможность детям осуществить осознанный выбор жизненного пути, определение профессии, а также позволит улучшить связь образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с предметами базисного учебного плана. Проблема состоит в том, что в настоящее время есть востребованность в области краеведения, но недостаточно знаний для реализации своих потребностей, а также, общеобразовательные программы не дают возможности в приобретении навыков проектирования и учебно-исследовательской деятельности. С введением НРК эта проблема становится разрешимой, но только школьный музей позволяет работать с предметами хранения, раскрывающими возможность для исследования в различных направлениях, а также, организовать работу с архивными документами, прямой контакт со старожилами, коренными жителями, с людьми, пережившими войну, репрессии и другие значимые события. Программа рассчитана на привлечение юного поколения к участию в решении актуальных вопросов на уровне села, района. Включаясь в жизнь своего народа, дети проходят путь, проложенный тысячами судеб. Изучая документы, читая книги, вбирают особые сибирские ценности, чтобы осознать себя сибиряком. Это и составляет основу нашей концепции. «…Человек начинается с памяти: рождаясь, и подрастая, он впитывает сердцем духовные богатства своего, – да и не только своего отечества; узнает историю земли и географию; учится жить и любить на достойных примерах былого… Без этой памяти человеку очень трудно выстоять в любые времена, а в сегодняшние дни – особенно». Эти слова отражают актуальность данной программы. У детей в ходе краеведческой деятельности развивается:
Программа поможет ребенку: найти себя, адаптироваться к современным условиям, научиться любить свои корни, свой край, свою малую родину, и гордиться ею и делать все для ее процветания. Цель программы: Патриотическое, духовное и нравственное развитие сельских школьников через музейные ценности, познание сибирских традиций, обычаев, своих корней. Задачи:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 12 лет до 16лет. Сроки реализации программы: 3 года. Формы и методы работы: Программа работает как своеобразное «образовательное путешествие» в окружающую среду с элементами ее познания. Предполагается, что реализация будет проходить по принципам дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей. При этом используется технологии разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология полного усвоения, учебно-исследовательская и проектная деятельность. Эта особенность организации занятий дает дополнительную возможность разнообразить методы работы:
Для реализации программы могут использоваться различные формы работы:
Для стандартизации образовательного процесса, по программе подготовлен ряд методических разработок, используемых в работе педагогов. Критериями оценки результатов обучения являются:
Предусматривается аттестация учащихся во время теоретических и практических занятий. Ожидаемый результат:
- основные понятия о музейном деле; - хронологическую ленту времени для территории Шарыповского района (от динозавров до образования Шарыповского района); - классификацию археологических памятников Шарыповского района; - основные события, происходящие в районе, стране и мире; - историю своей семьи и своего рода; - основные направления устного народного творчества в родном селе и наций и народностей, проживающих на территории Шарыповского района;
- составлять родословное древо; - сравнивать культуры юга Сибири в хронологии всемирной истории; - работать с различными источниками информации; - обобщать, систематизировать и анализировать приобретенные знания о малой родине; - осмысленно представлять прошлое, связывать его с настоящим и прогнозировать будущее; - выполнять практические, информационно-реферативные, творческие работы;
- учебно-исследовательской и проектной деятельности; - публичного выступления;
Содержание изучаемого курса: Комплексный подход в изучении родного края позволяет учащимся получить более глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории, хозяйственного освоения местного и краевого уровня. Также данная программа предусматривает организацию разнообразных форм самостоятельной работы учащихся поискового, исследовательского характера, оформление материала в рукописные дидактические пособиями тексты экскурсий: «Мое село», «Книга памяти», «Красная книга земли Шарыповской», «Лекарственные растения земли Шарыповской», «Имя озера», «Люди моего села», различные презентации, проекты и многое другое в компьютерной обработке. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы и жизнедеятельностью общества, делают зарисовки, сравнения, проводят практические работы, составляют родословные, используя фонд музея. Все это повышает интерес, а так же учит самостоятельно добывать знания. В данной программе предусмотрены практические работы уч-ся: сбор и обработка собранных материалов: архивных и других документов, рассказов старожилов, на местности, предприятии. На этой основе учащиеся создают модели действительности, пишут рефераты, проводят исследования, оформляют экспозиции и выставки в школьном музее. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По завершении 1 года обучения, учащиеся должны знать: -общие представления о деятельности школьного музея, об его Программе; -основные понятия о музейном деле; -общие представления о памятниках первобытного искусства своей малой родины, -общие представления об освоении русскими Сибири и о Шарыповских первопоселенцах, -основные понятия о родословии; уметь: -воссоздать жизнь эпохи палеолита на Шарыповской земле; -выполнять практические информационно-реферативные, творческие работы; -составить основу родословного древа. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ I ГОД ОБУЧЕНИЯ. Организационное занятие. Знакомство с основами музееведения Основные понятия о блоках Программы. Знакомство с Программой. Игра «Колесо истории». Блиц опрос «Знаете ли вы?» Что такое музей. Введение в музееведение. Фондовая деятельность. Коллекции музея. Разделы экспозиции. Чем полезны и интересны экскурсии. Игра-викторина «Мир музея», обработка и оформление фондов музея. А р х е о л о г и я |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»... | Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | ||
Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей |