Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века





Скачать 405.95 Kb.
НазваниеКонспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века
страница1/10
Дата публикации04.03.2015
Размер405.95 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Конспект по зарубежной литературе XX века


Человек в культуре 20 века

Сюрреализм и авангард

Луи Фердинанд Селин (1894-1961)

Джозеф Конрад

Марсель Пруст (1871-1922)

Вирджиния Вульф (1882-1941)

Уильям Фолкнер

Жизненный путь и мировидение Джойса. 1882-1941

Джойс «Портрет художника в юности»

Джойс. Миф в «Улиссе» 1922

Джойс. Поэтика романа «Улисс»

Хаксли

Андре Жид

Томас Манн

Франс Кафка. Притчи.

Франс Кафка. Романы.

Эрнест Хемингуэй.

Сартр 1905-1980

Камю


XX век - новая культурная реальность

Человек в культуре 20 века



В лит. общ-ве власть распределена на всех.

самоконтроль

мир реальн.

мир брэндов, стереотипов. Постиндустриальному миру характерна виртуальность. Индустриальн. мир - чем больше произв., тем больше зараб. Влияние среды все заметнее => отраж. в лит-ре.

Натурализм - отказ человеку в свободе. Нет свободы воли, а есть среда и физиология, кот. и определяют сознание. 20 в. - полное исчезновение человеческой личности. Исчезает индивидуальность.

Логика науки/логика культуры

16 в => 17 в => 18 в => 19 в


























Культура используется, но не опровергается. Искусство и культура сосуществуют. ХХ в. - сосуществование эпох. Связь разрывается и все перемешивается.

=> 19 в.

=> 16 в.

=> 17 в.

=> 15 в.

ХХ в. - нет стабильного мировидения. Плюрализм мнений. Нет общей картины мира. Нет единой формулы. Важно выбрать себе позицию.

Стиль отдел. от чел-ка, отсутствие стиля. Нет собственного индив. яз.

Джойс - синтезировал стили. 18 глав, в каждой - своя техника.

Более рациональная лит. Мастерство, а не пафос.

Лит-ра - наука (Золя).

Отношение к нац. созн., нац. л-ре.

Рационально выбирают страну и культуру, в кот. они могут существовать. Пример: Паунд (амер-англ-итал), Джеймс (амер-англ-итал), Набоков (амер), Джойс (ирл-анг (2 раза)-хорв-ит-париж) никакой принадлежности, космополит.

В ХХ в. дети более прагматичны, более приспособлены к миру, учат своих более романт. родителей. Обезличенность поколений.

Сюрреализм и авангард



Сюрреализм

(М. Эрнст)

Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя».

Луи Арагон

метод соц. реализма

Поль Элюар

Антонэн Арто «Театр и его двойники»

Филип Супо

Раймон Кено

Мишель Лэйрис «Возраст мужчины»

Роте Кайуа «Самка богомола»
20е гг. - стабилизация зап. общ-ва. Преодоление антропоцентризма. Оценка всего с точки зр. человека. Чел-к - высш. форма жизни. Хазяин на земле.

Культура - репрессированность чел-ка. Искусственная сформированность. Чел-кие поступки, мысли очевидны и предсказуемы.

Сюрреалисты смотрят на все иными глазами. Люди видят человеческое, не видят сущности и энергии. Сюрр. хотят уничтожить чел-ка этического, чел-ка Ренессанса. Выход за пределы антропоцентризма. Разум и зрение разводятся. Гуманисты без стереотипов. Скандальное - как жест, повод выйти за переделы себя.

Жорж Батай - «История глаза». Глаз отожд. с божеств. разумом. Посмотреть на мир взглядом животного.

Журнал « Коллеж Социологии». Этика - репрессия, насилие над человеком. Лит-ра - репрессия. Иск-во - форма навязанная, м. б. пропагандой, примеряет чел-ка с действительностью. Ех: красивые батальные сцены - пропаганда войны.

Сюрр. стремятся встать над формой, уничтожить ее. Шаг за пределы иск-ва. Иск-во умирает, когда мир просыпается. Главное не слово. Шаг за пределы слова. Художник - творец. Работа разума в шир. смысле слова. Выход из человеческого. Автоматическое письмо (Бретон, Супо) - гл. метод сюрреалистов. На бумаге - все слова и образы, пришедшие в голову, без обработки. Разум не успело их обработать. Текст тела, не разума. Разум не успевает зафиксировать отрешенное. Бретон - пассивн. Арагон - активн.

Настоящ. антиискусство. «Магнитные поля» Бретон, Супо. Обнаруж. черновики.

Энергия самого письма.

От теории Соссюра: означающее «приклеено» к означаемому. Сюрр. освобождают яз. от долга «означать». Освобождение означающ. от означаемого. Сюр. яз. - яз. наслаждения. Невидан. формы реальности. Реальность такая - как мы ее произнесем. Задача сюрр.: заново проговорить. Язык бессознательного. На основании желаний нельзя строить реальность. Фантазия, воображение не главное в жизни, обуздать реализмом. Романтики - в жизни главное воображение. Пафос вообр. в повседневн. жизни.

Культура вытесняет на переферию вообр., фант «либидо». Сюрр. - целостность пытается вернуть.

Сюрреализм и психоанализ.

пытались сделать Фрйда «коллегой». Бретон считал психоанализ базой сюрр. Вывел и назвал бессозн. комплексы. Психоанализ - терапия.

Фрейд лечит больного и пытается вернуть обществу социально здорового человека. Невроз - конфликт либидо и сверх Я. Человека надо социализировать, реализовать его энергию. У Бретона все наоборот.

Сюрреализм и безумие.

Свержение репрессивного разума.

По Декарту слово и язык неразрывно связаны с разумом (cogito ergo sum).

Сюрр. считают, что яз. не по праву подчинен разуму. Не д. б. коммуникативным. Интерес сюрр. к безумию. Автоматическое письмо = безумие.

Мишель Фуко - не явл. сюрреалистом, но связан с ними. «История безумия в классическую эпоху». Созд. генеалогию совр. культуры. Культура строится на бинарных оппозициях. Надо определить границы и отделиться: «я» и «другой». культура всегда ищет чужого и стремится дистанцироваться: в 15-16 вв. - прокаженные, 2500 лепрозориев. Сумасшедший - новый чужой. В 17 в. жили среди остальных, особо тяжелые - либо в больницах (с обычными больными), либо в тюрьмах. Безумие = неразумие. В 17-18 в. - спец. дома. => безумие -часть нашего «я», раз есть тело - есть частица безумного. Кул-ра отрезает безумие от себя. Никакого контакта с безумцами, «расщепленные» люди. В произведениях Расина обязат. присутствовали сумасшедшие - «Безумие в тисках разума»: без. с т.зр. разума. Босх, Дюрер - без. с т.зр. Дюрера.

Культура общается с безумием - искусство.

Бретон и Элюар «Непорочное зачатие». Часто изобр. безумцев. Симулировали без.

Открытое письмо директорам лечебниц для душевнобольных с просьбой выпустить без. на свободу.

Сальвадор Дали - наиболее иск. симуляция без.

Ст. «Дохлый осел».

Критикопараноидальная шизофрения. Метод видения одного образа сквозь другой .

Основная ед-ца сюрреализма - коллаж. Соединение в рамках одного объекта разных гетерогенных элементов (Ех: Пикассо). Метафора: перенесение по принципу сложности. В коллаже нет общего, но есть непредсказуемость и неожиданность.

Фуко «Слова и вещи», «очарование нового способа мыслить».

Сюрреализм и революция.

Нацисты наз. свое движение революцией. Ленин в 18 пишет: «победила революция», тоже самое пишет Гитлер в 34. Троцкий - «революция не может победить, это постоянное состояние, то, что внутри теья, постоянное осуществление, мы не знаем, что будет дальше».

Революция в себе, постоянный эксцесс, выход за пределы себя.

Отношение сюрреалистов к рев. меняется. Рев. осуществляется маргиналами (не пролетариями). Бретон (друг Советской России), Элюар, Арагон (кто-то из них вступил в ком. партию) приветствуют рев. в России. Журнал сюрр. назыв. «Сюрреалистическая революция». Новый журнал «Сюрреализм на службе у революции» - уже отделяет себя от социал. рев. Меняется отношение к советск. власти. Бретон: «не по пути с русск. коммунизмом». Бьет по лицу Эренбурга. Жест «расставания», перфоманс. Разоблачение процессов (моск., Каменева и Зиновьева и т.д.). В Европе 2 крайности: либо фашизм, либо коммунизм. Неизвестно, кто лучше: Сталин или Гитлер.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconПо зарубежной литературе второй половины XX века
Человек и общество в романах Кобо Абэ «Чужое Лицо», «Женщина в песках», «Сожженная карта» и «Тайное свидание»
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconСамостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых...
Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconЛитература 18 века. Литература 19 века (романтизм)
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconПояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и...
Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература...
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник по музыкальной литературе последнего года обучения очень хорошо освещает темы о творчестве композиторов 20 века, о стилях...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)»
Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconУчебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии»
Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconПлан-конспект урока по литературе 20 века
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)
Конспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века iconЕвгений Евтушенко Проклятье века это спешка
Проклятье века это спешка, и человек, стирая пот, по жизни мечется, как пешка, попав затравленно в цейтнот


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск