Скачать 327.19 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского г.Кирова Утверждаю: Директор МОУ ВПГ г.Кирова _____________________________ Е.Н.Мошкина Приказ № 59/02 от 01.0.2009 Программа по музыке для 9 класса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» Автор-составитель: Балыбердина И.В., учитель музыки первой квалификационной категории Киров, 2009 Пояснительная записка Причина создания программы и ее актуальность Одной из основных целей преподавания музыки в современной школе является воспитание достойного гражданина России, любовь которого к Родине основана на понимании и уважении отечественной музыкальной культуры, знании выдающихся образцов музыкального творчества, являющихся вкладом русского народа в сокровищницу мировой художественной культуры. Одним из способов достижения этой цели станет реализация курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры», который позволит учащимся, опираясь на ранее полученные знания, более глубоко изучить русскую музыку в процессе ее рождения, становления и исторического развития с древности до наших дней. Все великие культуры знали и ценили высокий воспитательный потенциал музыки. Еще Аристотель говорил, что музыка «может оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Его современник китайский философ Сюнцзы называл музыку «источником радости мудрых людей» и замечал, что «она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи». Спустя две тысячи лет французский писатель Ромен Ролан писал о музыке: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его». Отечественная культура не является исключением. Иван Тургенев называл музыку «разумом, воплощенным в прекрасных звуках», а Лев Толстой – «стенографией чувств». Воспитательный потенциал музыки велик именно в силу того, что она может сопровождать рационально выраженные знания (о мире, человеке и обществе) сильным иррациональным «зарядом» из переживаний, эмоций, интонаций и различных оттенков человеческих чувств. С особой силой это начало выражено в духовной музыке, являющейся неотъемлемой частью русской национальной культуры. Неслучайно, ее изучение является важной составляющей курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» и способно в полной мере раскрыть воспитательный потенциал предмета. Русская школа всегда придавала большое значение воспитанию музыкой. Этой традиции ныне стремится следовать коллектив Вятской православной гимназии, что придает особую актуальность предлагаемому курсу. Вместе с тем, образовательный потенциал данного курса, основанного на культурологическом походе к изучению музыки, соответствует стремлению коллектива гимназии к научному осмыслению окружающего мира, общества и человека. Курс «Сокровища отечественной музыкальной культуры» будет способствовать повторению и обобщению знаний, полученных учащимися на уроках музыки в 1-8 классах, причем, в контексте истории развития отечественной музыки, являющейся составной частью окружающей их культурной среды. Таким образом, создание нового курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» актуально для реализации образовательных и воспитательных задач Вятской православной гимназии. Цель и задачи программы Целью музыкального образования и воспитания является создание условий для самореализации и саморазвития личности учащихся, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В данном случае эта цель достигается через углубленное изучении учащимися 9 класса истории развития и лучших образцов русской музыкальной культуры. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления: - приобщение к русской музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, имеющему непреходящую ценность для всей мировой культуры; - теоретическое осмысление путей развития русской музыкальной культуры в контексте ее связей с духовным, политическим и социально-экономическим развитием России; - постижение особенностей языка русской музыки, его выразительных возможностей в создании художественного образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства; - развитие в процессе музыкальных занятий через опыт собственной музыкальной деятельности творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, навыков слушания и слышания музыки; - воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством. Курс рассчитан на 1 год (9 класс), 34 часа, и реализует межпредметные связи с историей, литературой, географией, изобразительным искусством, мировой художественно культурой. Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные исследовательские работы учащихся: доклады, рефераты, проекты. Методы преподавания Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяр, Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, Т.И.Науменко и В.В.Алеева. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) освоение общих художественно-эстетических) и частных языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Метод интонационно-стилевого постижения музыки выражается в соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства. Метод эмоциональной драматургии урока состоит в разработке учителем сценария урока – определении последовательности учебных задач, содержания и объема звучащей музыки, момента кульминации урока, последействия, эмоционального тонуса в зависимости от акцента на том или ином сочинении, уровня общего и музыкального развития учащихся и т.д. Метод концентрической организации музыкального материала выражается в повторении одних и тех же произведений с разными задачами на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы). Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) реализуется в результате связи конкретных музыкальных произведений с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра). Содержание программы: Раздел I: Музыка Древней Руси (9 часов) Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности. Значение народного творчества для развития музыкальной культуры дохристианской Руси. Скоморошество и гуслярство. Виды обрядового фольклора: календарно-обрядовые, хороводные, плясовые, семейно-бытовые песни. Святки и колядки. Масленица. Былина и историческая песня. Колядка «Добрый вечер». Песни «О взятии Казани в 1552 году», «Во кузнице», «Заинька». Православные основы богослужебного певческого искусства. Крещение Руси и его влияние на развитие отечественной музыкальной культуры. Византийское учение об «ангелоподобном пении». Труд распевщика. Знаменное пение и его значение для развития мелодического начала русской музыки. «Царю Небесный» большого знаменного распева. Формы византийской гимнографии. Роль Византии в генезисе музыкальной культуры Православия. Тропарь, кондак как основные формы византийской и древнерусской гимнографии. Принципы построения канона. Гимнограф преп. Роман Сладкопевец. Тропарь празднику Рождества Христова. Тропари и кондаки вятским святым преп. Трифону, блаженному Прокопию, Матфею Яранскому. Стихира – краткое хвалебное песнопение в честь праздника или святого. «Стихира преп. Иову Почаевскому». Разделение стихир в зависимости от их назначения на евангельские, догматики, богородичны, хвалитны, стиховны. «Стихира всем русским святым» - непревзойденный по красоте и глубине содержания гимн в честь Святой Руси. Система Осмогласия. Связь осмогласия с годовым кругом церковного календаря. Глас как совокупность мелодических формул-попевок. Виды гласов. Вклад гимнографа преп. Иоанна Дамаскина в становление системы византийского осмогласия. Расцвет древнерусского хорового пения. Возрождение русского государства как одно из условий национального подъема XIV-XV веков. Рождение русской кантилены. Мелодическая выразительность церковных гимнов. Подобны. Возникновение крюковой нотации. Напевы Киево-Печерской, Почаевской, Троице-Сергиевой Лавры. Древние распевы. Многораспевность как новое явление в русской музыкальной культуре. Москва как новый центр певческого искусства. Хор государевых певчих дьяков. Распевщики Савва и Василий Роговы, Федор Христианин, Иван Нос. Происхождение и виды распевов: знаменный, демественный, путевой, строчный. Становление многоголосия. Раскол русского общества в результате общественных потрясений XVII века. Проникновение в церковное искусство принципов, свойственных светскому стилю барокко – динамизма, контрастности, декоративности и праздничности. Замена системы богослужебного пения системой композиторского творчества. Изобретение киноварных помет распевщиком Иваном Шайдуровым – новый шаг в развитии нотной нотации. Знаменная запись Александра Мезенца. Возникновение и распространение партесного пения. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Жанр партесного концерта. Композитор Василий Титов (ок. 1650- ок.1710) и его концерты. Раздел II. Русская музыка эпохи Просвещения (7 часов) История и культура эпохи Просвещения. Решительное обновление общественной и культурной жизни России в результате реформ императора Петра I (1672-1725). Франция как родина идеалов Просвещения XVIII века. Отказ от средневекового канона как одна из главных идей «века Разума и Просвещения». Классицизм как ведущий стиль эпохи Просвещения. Деятели русского Просвещения: поэт и ученый М.В.Ломоносов, живописец Ф.С.Рокотов, архитектор Д.В.Ухтомский, издатель Н.И.Новиков, писатель Д.И.Фонвизин. Партесные концерты В.П.Титова. Создание Придворной певческой капеллы. Ф.Г.Волков (1729-1763) и рождение русского театра. Вклад Ф.Арайи в создание русской оперы. Расцвет русской бытовой песни – канта. Кант – трехголосая светская песня без инструментального сопровождения. Популярность канта в эпоху Просвещения. «Кант-виват» Петровской эпохи «Орле российский!». Новигацкий кант «Буря море роздымает». «Виватная поступь» канта в хоре «Славься!», венчающем оперу М.И.Глинки «Жизнь за царя». Зарождение светской лирической песни. «Кант о матери». Кант и современная авторская песня. Барочное многоголосие в творчестве М.С.Березовского (1745-1777). Итальянское влияние в музыкальной культуре России второй половины XVIII века. Создание в 1738 г. в г.Глухове первой профессиональной музыкальной школы. Максим Созонтович Березовский – талантливый ученик итальянских мастеров, создатель первых в истории русской музыки произведений крупной формы – оперы «Демофонт», хорового концерта «Не отверже мене во время старости», Сонаты для скрипки и чембало. Трагическая судьба М.С.Березовского после возвращения в Россию (умер от горячки). Становление русской композиторской школы. Оживление театральной и музыкальной жизни в России во второй половине XVIII века. Рождение отечественной композиторской школы как результат становления «русской европейскости» в музыке. Первые русские композиторы – выходцы из народных «низов». Музыкальный гений М.С.Березовского. В.А.Пашкевич (1742-1797) и первая русская опера «Несчастье от кареты». И.Е.Хандошкин (1747-1804) как основоположник «русской музыкальной фольклористики». Литературно-музыкальный кружок Н.И.Львова и его роль в популяризации русской народной песни. Первые русские романсы Ф.М.Дубянского (1760-1796) и О.А.Козловского (1757-1831). «Гром победы раздавайся!» - первый светский гимн России. Музыка Е.И.Фомина (1761-1800) как первые шаги к русскому симфонизму. Жизнь и творчество композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). Воспитанник Глуховской музыкальной школы. Десятилетняя стажировка в Италии. Возвращение в Россию. 30-летнее служение русской музыке в должности директора Придворной певческой капеллы. Многообразие жанров в музыкальном творчестве композитора и его прижизненная популярность в России. Его вклад в становление и развитие русской оперы. Песня на слова В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» прославляющая русских полководцев. «Да исправится молитва моя» Д.С.Бортнянского в исполнении И.С.Козловского. Д.С.Бортнянский – творец классического хорового концерта. Его интерес к духовной музыке и забота о сохранении древнерусского знаменного распева. «Под Твою милость» - как пример гармонизации греческого распева. Возвышенная простота и сердечность музыки Д.С.Бортнянского. Хоровой концерт как музыкальное завершение и украшение Божественной литургии. Концерт № 35 на псалом № 14 «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем» - как завершение творческого пути композитора. Современная жизнь музыкальных произведений Д.С.Бортнянского. Концерт «Воспойте, людие» в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. Раздел III. Музыкальное искусство России XIX века (10 часов) История и культура первой половины XIX века. «Дней александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Отечественная война 1812 года и ее влияние на подъем патриотических чувств и развитие гражданского самосознания. Поражение восстания декабристов и стагнация общественного развития в годы царствования императора Николая I (1825-1855). Разочарование в идеалах эпохи Просвещения как одна из причин смены художественных стилей – от классицизма к романтизму. Особенности русского романтизма. Наиболее яркие и характерные романические произведения русской литературы («Мцыри» М.Ю.Лермонтова), живописи («Кружевница» В.Г.Тропинина), музыки («Руслан и Людмила» М.И.Глинки). Высокий слог вокальной лирики. Русский классический романс – олицетворение музыкальной жизни первой половины XIX века. Скромное положение русских музыкантов-профессионалов и широкое распространение музицирования среди населения. Разновидности бытовой камерно-вокальной лирики: романс, элегия, баллада, застольная песня. Самобытное явление «русской песни». Александр Александрович Алябьев (1878-1851) «Соловей». Александр Егорович Варламов (1801-1848) «Белеет парус одинокий». Александр Львович Гурилев (1803-1858) «Разлука». Творческий гений М.И.Глинки (1804-1857). Биография композитора и его любовь к народной песне. Певучая мелодичность музыки Глинки. Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» - «первые произведения написанные в России и для России» (Глинка). Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Музыкальное решение положительных и отрицательных образов оперы «Руслан и Людмила». «Камаринская» и ее значение для развития русской симфонической школы. Богатство и разнообразие творческого наследия композитора. «Великий учитель музыкальной правды» А.С.Даргомыжский (1813-1869). Биография А.С.Даргомыжского и его роль в развитии симфонизма М.И.Глинки. Эстетика «натуральной школы» - колыбели русского критического реализма. Отражение темы социального неравенства в опере «Русалка». Тема «маленького человека» в сатирическом романсе «Старый капрал». Музыкальное новаторство оперы «Каменный гость». Значение идей А.С.Даргомыжского для творчества композиторов «могучей кучки». Вершины музыкального эпоса в творчестве А.П.Бородина (1833-1887). Биография композитора. История создания оперы «Князь Игорь». Былинное содержание оперы и соответствующие ему музыкальные приемы автора. Героические образы оперы. Фрагменты оперы: ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу!», «Плач Ярославны», «Хор поселян», «Половецкие пляски». Вторая «Богатырская» симфония. Эпические романсы «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Значение творчества А.П.Бородина для развития традиций русского музыкального эпоса, заложенных М.И.Глинкой. Темы русской истории в сочинениях М.П.Мусоргского (1839-1881). Великая русская опера «Борис Годунов». Биография композитора. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». Интерес М.П.Мусоргского к судьбе русского народа в эпоху «разброда и шатаний». Отражение истории «смутного времени» в опере «Борис Годунов». Трагичность образа царя Бориса. Ария-монолог «Достиг я высшей власти». «Русь бунтующая» и «Русь молящаяся» в образах оперы. Диалог Юродивого с царем Борисом. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Хор «Расходилась, разгулялась». Высокая реалистичность хоровых сцен. История стрелецкого бунта в опере «Хованщина». Жизненная достоверность образов старообрядцев – старца Досифея, молодой раскольницы Марфы, князя Ивана Хованского. Значение музыкального новаторства М.П.Мусоргского для развития отечественной музыкальной культуры. Поэтизация русской народной жизни в произведениях Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908). Биография композитора и многогранность его таланта. Народная песенная традиция как источник самобытности творческого наследия Н.А.Римского-Корсакова. Использование композитором древнего славянского фольклора в сказочно-эпической опере «Снегурочка». Пролог – сцена проводов Масленицы. Опера-летопись «Псковитянка». Опера-былина «Садко». Оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный». Вершина творчества Н.А.Римского-Корсокова – опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сюжет, драматургия и главные герои оперы. Использование композитором интонаций знаменного распева и народных песен. Симфоническая картина «Сеча при Керженце». Хор «Ой, беда идет, люди». Вера автора в торжество духовного начала над превратностями земной жизни. Ариозо Февронии «Милый, как без радости прожить» - духовное завещание композитора. Вершины музыкального романтизма в творчестве П.И.Чайковского (1840-1893). Биография композитора. Конфликт героев как основа драматургии оперы «Евгений Онегин». «Конфликтный симфонизм» увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Высокая лирика романса «Благословляю вас, леса». Воодушевленная романтическая приподнятость Первого концерта для фортепиано с оркестром. Вечная борьба добра и зла как главная тема балета «Щелкунчик» и Шестой (Патетической) симфонии – вершины романтического творчества композитора. |
«утверждаю» Директор мбоу сош №14 Филимонов Е. В. Публичный доклад Центр развития ребенка детский сад №4, мдоу №14 «Дельфинята». Из промышленных предприятий Коломны рядом со школой расположены гуп... | 2. Руководство подготовкой и проведением конференции «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова (далее – цпкро) при поддержке... | ||
19 июня в рамках летней оздоровительной компании в цпкиО им. Кирова... ЦпкиО им. Кирова прошли практические занятия с населением по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Учения проводили специалисты территориального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нижегородская область, Лукояновский район, город Лукоянов, улица Кирова, дом 34; (фактический адрес) 607800, Нижегородская область,... | ||
Родительский комитет мобу сош №7 Х. Кирова на 2013-2014 учебный год | "Опухоли" 1 «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации | ||
Нейровизуализация вертебрально-базилярной недостаточности Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова (ВМедА) Министерство обороны рф, г. Санкт-Петербург | Утверждён общим собранием трудового коллектива школы «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №66» города Кирова | ||
Утверждаю утверждаю Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г | Протокол №4 от 09 января 2012 утверждено приказом Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов мбоу «сош №53» г. Кирова | ||
Анкета участника Фотокаталога «Руководители образовательных учреждений России 2012» Псковский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова, специальность «физика», 1974 год | «утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий | ||
Л. М. Лобастова Публичный отчет школы-интерната №1 г. Кирова На начало учебного года в школе-интернате обучалось 125 учащихся при наличии 11 классов-комплектов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Орджоникидзевское высшее военное командное Краснознаменное училище мвд СССР им. С. М. Кирова | ||
утверждаю утверждаю Разработка предложений по стандарту обмена информацией между системами электронного документооборота органов государственной власти... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Печатается по решению редакционно-издательского отдела Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова |