Скачать 204.77 Kb.
|
Шарьинский педагогический колледж Рабочая программа По курсу Коррекционная и специальная педагогика для специальности 050720 «Физическая культура» Автор: Махова О.В. 2008 г. Одобрена Предметно-цикловой комиссией Председатель ПЦК: Заместитель директора по учебной работе: Автор: Рецензенты: Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности. Махова Оксана Вениаминовна Пояснительная записка Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики – педагогики помощи, защиты детей, так называемая коррекционная педагогика, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений (П, 5). Специальная же педагогика – это обширная и многоаспектная отрасль педагогического знания, призванная решать такие проблемы, которые не под силу медицине или общей педагогике, раскрывающая особенности образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии. И поэтому курс «коррекционная и специальная педагогика» призван вооружить студентов педагогического колледжа знаниями об особенностях в обучении детей как с отклонениями в поведении, так и с всевозможными нарушениями в развитии различного характера (Н, 4). Данная программа составлена в соответствии с учебным планом и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050720 «Физическая культура». Выпускник готовится к работе в качестве учителя физической культуры в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми школьного возраста в других воспитательно-образовательных учреждениях, в том числе и системе специального образования. В связи с этим данная программа предусматривает знакомство студентов с основами коррекционной и специальной педагогики, предполагает изучение Программа включает в себя два раздела: 1 раздел – коррекционная педагогики как составная часть педагогики и ее проблемное поле, 2 раздел – специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Теоретические занятия по курсу «коррекционная и специальная педагогика» сочетают различные подходы, методы и приемы обучения; постановку проблем, анализ и решение педагогических проблем, задач и ситуаций, использование наглядных пособий и раздаточного материала. Практические занятия проходят в форме уроков-семинаров, практических работ, так же используются урок – круглый стол, коллоквиум и другие виды урочных занятий. Особое место отведено самостоятельной внеаудиторной работе студентов, т.к домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса, где студенты работают с учебно-методической и периодической литературой, таблицами, опорными конспектами, предполагается так же конспектирование рекомендованной литературы – опережающие задания по запланированным темам.
Учебный план для специальности 050720 «Физическая культура» по предмету «Коррекционная и специальная педагогика»
Тематический план По курсу «Коррекционная и специальная педагогика» Для специальности 050720 «Физическая культура»
Содержание программы Раздел 1. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Тема 1.1 Предмет и задачи коррекционной педагогики. (Ку, 5; По, 13) Место коррекционной педагогики в системе педагогических наук. (Подласый, 16) Понятие «норма» в воспитании. (По, 22) Студент должен: знать понятие «коррекционная педагогика»; знать основополагающее понятие в коррекционной педагогике – норма; иметь представление о предмете и задачах коррекционной педагогики; уметь сравнивать и делать выводы. Тема 1.2 Социальная дезадаптация как педагогическое явление (К, 17) Предпосылки социальной дезадаптации. Факторы социальной дезадаптации.(К, 34) Практические занятия: тема «Понятие «депривация» и ее виды» (К, 20); тема «Показатели низкого уровня адаптационных возможностей школьников» (К, 23). Самостоятельная внеаудиторная работа: составить опорный конспект или презентацию Power Point на тему «Механизмы развития адаптационных нарушений школьников различного возраста» (К, 41) Студент должен: знать понятия «адаптация, дезадаптация, социальная дезадаптация»; видеть причинно-следственные связи основных понятий темы; уметь формулировать собственное мнение на основе изученного материала; уметь работать со справочной, учебной и методической литературой; применять полученные знания, умения и навыки других дисциплин для подготовки домашних заданий по предмету. Тема 1.3 Педагогическая диагностика нарушений социальной дезадаптации. (К, 105-170) Место и задачи педагогической диагностики в системе изучения ребенка. Организация диагностической деятельности (К, 113) Методы диагностической деятельности (К, 117) Практические занятия: тема «Специальные методы педагогической коррекции» (П, 80); тема «Знакомство и анализ диагностических методик выявления нарушений социальной дезадаптации школьников» (К, 120, 170-177) Самостоятельная внеаудиторная работа: написать мини размышление с доказательствами на тему «Может ли явиться игра универсальной формой и средством коррекционно-развивающей работы со школьниками различного возраста». (К, 199) Студент должен: иметь представление о необходимости педагогической диагностики в системе изучения ребенка; знать основные положения организации диагностической деятельности; знать методы диагностической деятельности - основные и специальные; уметь использовать диагностические методики; уметь пользоваться справочной и специальной литературой. Тема 1.4 Коррекционно-развивающее образование в современной педагогической практике. (К, 51) Задачи коррекционно-развивающего образования. (К, 57) Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике. Принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования. (К, 57) Трудности в обучении. Практические занятия: тема «Роль педагогической оценки в коррекционной работе с детьми риска» - урок-дискуссия, круглый стол. (К, 70-87); тема «Педагогические требования к организации учебной деятельности школьников с позиции оптимизации воспитательных отношений» (К, 88) Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовить несколько высказываний педагогов, психологов, с которыми вы соотносите собственное мнение по проблеме педагогической оценки в коррекционной работе; или подготовить доклад о специфике педагогической оценки в системе коррекционного образования (К, 75); или подготовить доклад о стимулирующей функции педагогической оценки (К, 78); или подготовить доклад о педагогической оценке как факторе формирования учебной деятельности школьников (К, 84). Студент должен: обладать знаниями о задачах и формах коррекционно-развивающего образовательного процесса; иметь представление о принципах и психолого-педагогических особенностях коррекционно-развивающего образования; знать особенности педагогической оценки в коррекционной работе с детьми риска; уметь работать с методической, справочной и научной литературой; уметь правильно использовать знания при решении педагогических задач и ситуаций; уметь правильно и лаконично формулировать свое мнение и делать выводы по проделанной работе. Тема 1.5 Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей. Причины и типы нарушений поведения у школьников (К, 222). Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей (П, 155) Практические занятия: тема «Формы и уровни отклоняющегося поведения» (П, 165); тема «Коррекция группового поведения» (П, 185) Самостоятельная внеаудиторная работа: подобрать диагностическую методику для выявления самооценки школьника или оценки действий взрослого со стороны ребенка (на выбор) (П, 176) Студент должен: иметь представление об основных направлениях педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей; знать причины и типы нарушений поведения детей на разных возрастных этапах; уметь подобрать диагностическую методику в соответствии с поставленными задачами; уметь правильно использовать знания при решении педагогических задач и ситуаций. Тема 1.6 Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми школьной дезадаптации. Школа и семья как субъекты в воспитании детей риска (К, 291) Основные направления взаимодействия школы и семьи в коррекционной работе (К, 307) Практическое занятие: тема «Учитель и семья школьника» (П, 310) Самостоятельная внеаудиторная работа: составить несколько (5-6) правил поведения учителя при беседе с родителями школьника с нарушением школьной адаптации. Студент должен: иметь представление об основных направлениях взаимодействия школы и семьи; знать основные типы и модели семейных позиций; уметь подбирать соответствующие методы изучения семьи на основе полученных знаний; уметь формулировать требования к себе как педагогу и стремиться к их соблюдению. Раздел 2. Специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Тема 2.1 Общие вопросы теории специальной педагогики. Понятия нормы и отклонения (Н, 5-16) Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка). Практические занятия: тема «Нарушения в психическом развитии ребенка»; тема «Нарушения в интеллектуальном развитии ребенка»; тема «Нарушения в речевом развитии ребенка»; тема «Нарушения в сенсорном развитии ребенка». Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовить доклады реферативного плана по любой из тем, вынесенных на практические занятия. Студент должен: знать и апеллировать основными понятиями специальной педагогики; обладать знаниями о предмете, объекте, цели и задачах специальной педагогики; видеть и уметь ориентироваться в особенностях и отличиях различных нарушений в развитии человека (ребенка); уметь использовать учебную, методическую и специальную литературу для получения дополнительных знаний по изучаемому предмету. Тема 2.2 Систематика и статистика специальной педагогики. Классификация нарушений (Н, 18) Статистика специальной педагогики (Н, 21) Предметные области современной специальной педагогики (Н, 24) Практические занятия: тема «Современная структурная организация специальной педагогики» (Н, 26 вопрос 7) Самостоятельная внеаудиторная работа: постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования. Студент должен: иметь представление о классификации нарушений в развитии ребенка; знать систему предметных областей современной специальной педагогики и ее развитие; уметь использовать периодические издания для получения необходимой информации по предмету изучения; уметь обобщать полученные данные и предоставлять их в различных графических видах, в том числе с использованием компьютерных технологий. Тема 2.3 Научные основы специальной педагогики. Философия и специальная педагогика (Н, 27) Социокультурные основы специального образования (Н, 36) Экономические основы специального образования (Н, 43) Практическое занятие: тема «Психологические основы специальной педагогики» (работа с учебником (Н, 67)) Студент должен: располагать знаниями о связи специальной педагогики с другими науками; уметь составлять план конспекта; уметь составлять опорный конспект по изученной теме; уметь конспектировать учебный материал с выделением главного. Тема 2.4 Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования (Н, 122) Принципы специального образования (Н, 127) Формы и методы организации специального образования (Н, 135- 144 Практические занятия: тема «Возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования» (Н, 148) (работа с учебником); тема «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования» (Н, 157). Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовиться к практическому занятию (круглый стол) по теме «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования». Студент должен: располагать знаниями о необходимости специального образования; иметь представление о принципах специального образования; знать формы и методы организации специального образования; знать средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования; уметь работать с раздаточным материалом по предмету; использовать полученные знания смежных наук для обоснования собственного мнения. Тема 2.5 Специальная педагогика в системе социальных институтов. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями (Н, 168) Школьная система специального образования (Н, 177) Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. (Н, 188) Практическое занятие: тема «Стратегии государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России» (Н, 202) Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовить материал на основе периодических изданий по теме «Стратегии государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России». Студент должен: иметь представление об особенностях специального образования в различных социальных институтах; знать основные положения государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России; уметь добывать информацию по поставленному вопросу из различных источников, в том числе с использованием интернет ресурсов. Тема 2.6 Современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития) (Н, 205). Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи (Н, 244). Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха (Н, 260). Специальное образование лиц с нарушениями зрения (Н, 286-297 и только это) Практическое занятие: тема «Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом» (Н, 329) Студент должен: знать особенности специального образования детей с трудностями в обучении; обладать знаниями о системе специальных учреждений для детей с различными нарушениями в развитии. Общие требования к знаниям и умениям выпускников по курсу «Коррекционная и специальная педагогика» Студент должен: знать понятие «коррекционная педагогика»; знать основополагающее понятие в коррекционной педагогике – норма; знать понятия «адаптация, дезадаптация, социальная дезадаптация»; видеть причинно-следственные связи основных понятий темы; иметь представление о необходимости педагогической диагностики в системе изучения ребенка; знать основные положения организации диагностической деятельности; знать методы диагностической деятельности - основные и специальные; обладать знаниями о задачах и формах коррекционно-развивающего образовательного процесса; иметь представление о принципах и психолого-педагогических особенностях коррекционно-развивающего образования; знать особенности педагогической оценки в коррекционной работе с детьми риска; иметь представление об основных направлениях педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей; знать причины и типы нарушений поведения детей на разных возрастных этапах; иметь представление об основных направлениях взаимодействия школы и семьи; знать основные типы и модели семейных позиций; государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России; знать и апеллировать основными понятиями специальной педагогики; обладать знаниями о предмете, объекте, цели и задачах специальной педагогики; иметь представление о классификации нарушений в развитии ребенка; знать систему предметных областей современной специальной педагогики и ее развитие; располагать знаниями о связи специальной педагогики с другими науками; иметь представление о принципах специального образования; знать формы и методы организации специального образования; располагать знаниями о необходимости специального образования; знать средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования; иметь представление об особенностях специального образования в различных социальных институтах; знать основные положения государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России; знать особенности специального образования детей с трудностями в обучении; обладать знаниями о системе специальных учреждений для детей с различными нарушениями в развитии; Студент должен: уметь сравнивать и делать выводы. уметь формулировать собственное мнение на основе изученного материала; уметь работать со справочной, учебной и методической литературой; применять полученные знания, умения и навыки других дисциплин для подготовки домашних заданий по предмету. уметь использовать диагностические методики; уметь пользоваться справочной и специальной литературой. уметь работать с методической, справочной и научной литературой; уметь правильно использовать знания при решении педагогических задач и ситуаций; уметь правильно и лаконично формулировать свое мнение и делать выводы по проделанной работе. уметь подобрать диагностическую методику в соответствии с поставленными задачами; уметь правильно использовать знания при решении педагогических задач и ситуаций. уметь подбирать соответствующие методы изучения семьи на основе полученных знаний; уметь формулировать требования к себе как педагогу и стремиться к их соблюдению. видеть и уметь ориентироваться в особенностях и отличиях различных нарушений в развитии человека (ребенка); уметь использовать учебную, методическую и специальную литературу для получения дополнительных знаний по изучаемому предмету. уметь использовать периодические издания для получения необходимой информации по предмету изучения; уметь обобщать полученные данные и предоставлять их в различных графических видах, в том числе с использованием компьютерных технологий. уметь составлять план конспекта; уметь составлять опорный конспект по изученной теме; уметь конспектировать учебный материал с выделением главного. уметь работать с раздаточным материалом по предмету; использовать полученные знания смежных наук для обоснования собственного мнения. уметь добывать информацию по поставленному вопросу из различных источников, в том числе с использованием интернет ресурсов. Литература Основная литература: 1 Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2003. - 320 с. 2 Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М.: Владос, 2006. - 350 с. 3 Социальная политика/ под ред. Н.А.Волгина. - М.: РАГС, 2003. - 548 с. 4 Специальная педагогика/ под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2004. - 400с. Дополнительная литература 1 Забрамная С.Д. Психзолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Владос, 1995. - 112 с. 2 Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 375 с. 3 Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2003. - 256 с. 4 Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-прес, 2006. - 112 с. 5 Подласый И.П. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с. 6 Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003. - 480 с. 7 Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Программа педагогической практики для студентов факультета физической... Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей... | Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика физической... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 033100 Физическая культура (от... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | Программа для специальности 050720 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Рабочая модульная программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Рабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура.... Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура» | ||
Тема "Гуси-лебеди" Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Тема: оригами «Слоник» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
«Алёнушка и Гуси-лебеди» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Конспект занятия по развитию речи Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Утверждаю: Директор моудод «цдт» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | В подготовительной группе «Спасаем братца» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура |