Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Рассмотрено Утверждено на МО учителей Директор МБОУ СОШ культурно-прикладного цикла с.Тербуны ______________ Т.Н.Моргачева _____________ Е.А.Емельянова Приказ № 66 от 29.08.2014 Протокол № 1 от 28.08.2014 Рабочая программа по музыке 5 класс ( ФГОС) на 2014-2015 учебный год Учитель: Зуева Татьяна Валентиновна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.) и авторской программы «Музыка» 5-7 классы, авторов Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовно-нравственное воспитание школьников, программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся. В данной программе содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта по музыке, поэтому в программу не внесено изменений. Сроки реализации рабочей программы – 2014-2015 учебный год Информация об используемом учебнике
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям, на интеграцию с другими предметами (история, география, ИЗО, литература, русский язык и др.). Преемственность содержания программы 5 класса с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников. Социальное развитие растущего человека заключается в приобщении к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, в уважении к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, в освоении культурных традиций Отечества, малой родины и семьи. Коммуникативное развитие учащихся заключается в постоянном и разнообразном учебном продуктивном сотрудничестве, в возможности активно участвовать в коллективном или ансамблевом пении, в развитии особого умения «слышать другого», в построении совместной деятельности и в поиске нетрадиционных вариантов решения творческих задач в процессе учебных ситуаций. Интеграция музыки с другими предметами (изобразительное искусство, литература, история, география) раскрывается в нетрадиционных формах урока (урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-концерт и др.). Данная программа уроков музыки даёт возможность формировать и развивать УУД, проектные и исследовательские действия (с учётом преемственности по ступеням общего образования), ИКТ-компетентность обучающихся, систематически применять на уроках презентации в программе Power Point. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально - творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира, а в итоге — полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
Формы организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса является урок: урок- беседа, урок исследование, урок с использованием ИКТ, комбинированный урок. Технологии обучения:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно- деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; - фронтальный, комбинированный, устный. Формы (приемы) контроля: - самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 35. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. |
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 к.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип.... | Рабочая программа по музыке 5 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | ||
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | Рабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании... Рабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании Примерной программы начального общего образования по музыке, составленной... | ||
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы... Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной... | Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса на 2013-2014 учебный год Программа разработана для организации учебного процесса по Музыке для 5 класса и составлена на основе обязательного содержания образования... | ||
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии... | ||
Ефимова О. Н. (Фио) Программа разработана на основе примерной программы... М.: Просвещение, 2011., рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-8 классы» В. В. Алеева, Т. И.... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Музыка» для... «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,... | Протокол №1 от Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по... | ||
Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Примерной... Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т,С. и... | Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на... «Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии... | ||
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на... «Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии... | Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы... «Музыка», «Искусство» основного общего образования. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». 2-е издание, переработанное.... |