Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/10
Дата публикации07.07.2015
Размер1.39 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.14 Теория и методика музыкального воспитания


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050708 Педагогика и методика начального

образования со специализацией

«Обучение информатике в начальной школе»


Утверждена на заседании кафедры

музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол №___ от_________200__г.)

Зав. кафедрой

______________________________
Структура учебно-методического комплекса

дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: А.М.Трудков, канд. пед. наук, доцент

кафедры музыкального образования МГПУ
1.2. Рецензенты:


  • Г.И.Шевченко, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ




  • В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г. Мурманска


1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической технологией музыкального воспитания детей в условиях начальной школы.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики музыкального воспитания младших школьников в общей системе формирования профессиональной культуры учителя начальной школы;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей младшего школьного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры учащихся;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий в начальной школе;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития младших школьников.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Исследования в области музыкального воспитания демонстрируют несовершенство управления процессом музыкального воспитания учащихся начальной школы. Данное положение обусловлено рядом причин, среди которых в качестве основных можно назвать:

  • слабая методологическая и теоретическая подготовка учителей начальной школы и специалистов в области музыкального воспитания;

  • акцент на технологический аспект в ущерб личностному музыкально-эстетическому развитию младших школьников;

  • низкий уровень самоорганизационного аспекта в музыкальной деятельности учащихся, выражающийся в неумении школьника самостоятельно ставить творческие цели, в отсутствии умений выбирать способы музыкальной деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения.

На преодоление данных недостатков и нацелена дисциплина «Теория и методика музыкального воспитания». Ее структура включает в себя четыре взаимосвязанных раздела: методологические основы теории и методики музыкального воспитания; теория музыки; теория и история музыкального воспитания; методика музыкального воспитания младших школьников.

Согласно учебному плану, курс читается во 2, 3 и 4 семестрах. На его изучение отводится 126 часов аудиторных занятий. Структура курса сочетает лекционные, практические и лабораторные занятия с самостоятельной работой студентов. Завершается данная дисциплина сдачей курсового зачета.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение теории и методики музыкального воспитания позволяет студентам овладеть следующими знаниями:

  • педагогического целеполагания в области музыкального воспитания младших школьников;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального воспитания младших школьников.

Курс «Теория и методика музыкального воспитания» направлен на формирование у студентов умений:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития младших школьников;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития учащихся;

  • разрабатывать конспекты уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность младших школьников.

Ссылки на авторов и программы при подготовке курса:

Настоящая программа разработана на основе следующих программных и учебно-методических материалов:

  • Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. – Мурманск, 2000.

  • Инструментоведение / Сост. А.М.Трудков. – Мурманск, 2001.

  • Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  • Трудков А.М. Методология музыкального образования: Учебное пособие: В 2-х ч. – Ч.1. – Мурманск, 2007.

  • Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.


1.4. ГОС ВПО

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства, его виды. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.
1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы.




п/п

Шифр и наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР


ЛБ

СР

1

050708

Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»

1,2

2,3,4

250

126

56

46

24

124

4 семестр

- зачет


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).




п/п

Разделы курса

Количество часов

Всего

ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

20

12

10




20

2

Теория музыки

20

12

8

6

20

3

Теория и история музыкального воспитания

16

8

8




20

4

Методика музыкального воспитания младших школьников

70

24

20

18

64

ВСЕГО:

126

56

46

24

124


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Теория музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания младших школьников.

4. Методика музыкального воспитания младших школьников.

4.1. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

4.2. Урок музыки как основная форма музыкального воспитания младших школьников.

4.3. Виды и особенности музыкальной деятельности детей в начальной школе.

4.4. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

4.5. Планирование уроков музыки.

4.6. Музыкально-педагогическая диагностика в начальной школе.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-

во

часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методологические основы музыкального воспитания

Методологические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников

20

Подготовка крат­кого конспекта работы Е.Н.Степанова и Л.М.Лузиной «Педагогу о со­временных подхо­дах и концепциях воспитания». – М., 2003.


Проверка конспекта

2

Теория музыки

Стили и жанры му­зыки

20

Тезисное изложе­ние статей: В.А.Цуккерман. Жанры музыки // Книга о музыке. – М., 1975; В.В.Медушевский. Музыкаль­ный стиль как семиоти­ческий объ­ект // Советская музыка. – 1979. - № 3.

Защита тезисов на практическом занятии

3

Теория и история музыкального вос­питания

Принципы музы­кально-эстетической педагогики

20

Разработка клас­сификации прин­ципов педагогики музыкального воспитания

Защита класси­фикации на практическом занятии

4

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Виды и особенности музыкальной деятель­ности учащихся в на­чальной школе

12

Составление таб­лицы основных видов музыкаль­ной деятельности младших школь­ников с кратким перечнем особен­ностей по каж­дому виду

Проверка таблицы на практическом занятии

5

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Планирование уроков музыки

20

Разработка сцена­рия урока музыки на определенную тему (по выбору студента)

Проверка на практическом занятии

6

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Музыкально-педаго­гическая диагностика в начальной школе

20

Разработка плана диагностики кон­кретной подсис­темы музыкально-эстетической культуры млад­шего школьника

Проверка плана на практическом занятии

7

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Урок музыки как ос­новная форма музы­кального воспитания младших школьников

12

Посеще­ние урока музыки в начальной школе и оформление отчета о его результатах

Проверка отчета на практическом занятии

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание...
«Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык”
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии...
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Р. 3 Основы...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск