Скачать 170.45 Kb.
|
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее - Программа здоровья) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой базой проектирования Программы здоровья являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, СанПиН. Разработка Программы здоровья, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Программа здоровья cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Задачи программы:
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; - сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
Она обеспечивает:
При этом здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих: физического, психического, духовного, социального. Поэтому программа здоровья тесно связана с Программой воспитания. Организация работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №54» по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа. Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по: ·организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; ·организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); ·выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
·внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; ·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; ·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; ·создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; ·приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; ·привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает: ·соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; ·наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; ·организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; ·оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; ·наличие помещений для медицинского персонала; ·наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: ·соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения; ·использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); ·введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; ·строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; ·индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ·ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинского работника школы. Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает: ·полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); ·рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; ·организацию занятий по лечебной физкультуре; ·организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками в 1-ом классе; ·организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; ·организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; ·регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает: ·внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; ·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: ·интеграцию в базовые образовательные дисциплины (окружающий мир, физическая культура); ·занятия в кружках; ·проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; ·организацию дней здоровья. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: ·лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; ·организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Далее в таблице сформулированны задачи формирования и развития здорового образа жизни, исходя из обозначенных выше направлений, а также адекватные виды и формы здоровьесберегающих мероприятий: Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
|
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,... | Закон Российской Федерации «Об образовании» Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Образовательная программа 1-4 классы 1 Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
Образовательная программа начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... |