Скачать 76.38 Kb.
|
Обязательное занятие. «Живая речь». 2 класс. Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» Цель: формировать навыки культурного поведения; Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи; совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения. 2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать культурную речь учащихся; 3) воспитание культуры поведения. Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект) Ход занятия I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания» - Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами. - На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться. - Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее. Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми. Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя; до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя… II Введение в тему занятия - Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить. Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово» Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралось народу масса, Даже Ежик пожилой Притащился чуть живой… - Подходите, Ежик, ежик! Вам билет в каком ряду? - Мне – поближе: Плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду. Говорит Овечка: - Мне – одно местечко! Вот мое благодарю – Доброе словечко. Утка: - Кряк! Целый ряд Для меня и для ребят! – И достала Утка Доброе утро. А олень: - Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот мое пожалуйста! – - Просим! Просим! Нам билетов – Восемь! Восемь! Просим восемь Козам, лосям, Благодарность Вам приносим. И вдруг, Отпихнув старух, Стариков, Петухов, Барсуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого… - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет. - Мне – билет! - Нет – нет. Не стучите – мой ответ. Не рычите – мой совет. Не стучите, не рычите, До свидания, привет. Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушел он со слезами… - Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами) - Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет) - Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово) - Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова) - Научим мишку вежливым словам? III. Слова выражения просьбы 1. Выделение слов выражающих просьбу - Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова. Подготовленные ученики декламируют отрывки. 1-й ученик: А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! (К.И.Чуковский «Телефон») 2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый, Мой любезный Бармалей, Развяжите, отпустите Этих маленьких детей. (К.И.Чуковский «Бармалей») 3-й ученик: Сказали Волу: - Уважаемый Вол! Отвезите, пожалуйста, В школу стол. (Б.Захадер «Муравей») - Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами) - Вежливые ли люди обращаются с просьбой? - Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста) - Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый) - Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы? - Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой. Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску). 2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами. а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга) б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса) в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря). г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного) IV. Слова выражения благодарности - Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю) - Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость». - Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС) Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску. Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания! - Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»? Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.
V. Итог занятия - Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова? - Какие вежливые слова знаете вы? - В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять? Литература
Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).1 группа. Речевая ситуация: просьба. Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения, Вежливые слова и выражения: Пожалуйста Прошу вас (тебя) Будьте добры, будьте так добры Будь другом.. Если вам (тебе) не трудно.. Не могли бы Вы (ты).. 1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.
(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.) 2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.
(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.) Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка). На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала: - Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять! Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо. - Что девочка сделала неправильно? - Почему все её осудили? |
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова... Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся | Урок русского языка по учебнику «Русский язык. 1 класс» Тема: Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Слова благодарности Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли | ||
Введение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые и не допустимые значения переменной,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся со словами вежливости, слова приветствия, прощания, благодарности | ||
Профессиональная культура общения Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые | ||
Тема научно-исследовательского проекта Речевые формулы вежливости в русском и английском языках: понятие, виды, коммуникативная роль (на примере анализа формул приветствия,... | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?... |