Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»





Скачать 76.38 Kb.
НазваниеТема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»
Дата публикации01.10.2013
Размер76.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы




Обязательное занятие. «Живая речь». 2 класс.

Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Цель: формировать навыки культурного поведения;

Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать культурную речь учащихся;

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

Ход занятия

I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

II Введение в тему занятия

- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой…

- Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

- Мне – поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

- Мне – одно местечко!

Вот мое благодарю

Доброе словечко.

Утка:

- Кряк!

Целый ряд

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

Доброе утро.

А олень:

- Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое пожалуйста! –

- Просим! Просим!

Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь

Козам, лосям,

Благодарность

Вам приносим.

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков,

Петухов,

Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

- Мне – билет!

- Нет – нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами…
- Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

- Научим мишку вежливым словам?

III. Слова выражения просьбы

1. Выделение слов выражающих просьбу

- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

Подготовленные ученики декламируют отрывки.

1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(К.И.Чуковский «Телефон»)

2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

(К.И.Чуковский «Бармалей»)

3-й ученик: Сказали Волу:

- Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

(Б.Захадер «Муравей»)

- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

IV. Слова выражения благодарности

- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

- Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

- Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.

КАССА


V. Итог занятия

- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

- Какие вежливые слова знаете вы?

- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?
Литература

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.

  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.

  3. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.


Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).


1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

    1. Убирайте за собой посуду!

    2. У нас посуду убирают сами.

    3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)

2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.

  1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

  2. Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

  3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)

Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

- Что девочка сделала неправильно?

- Почему все её осудили?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова...
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconУрок русского языка по учебнику «Русский язык. 1 класс»
Тема: Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconСлова благодарности
Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconВведение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconУрок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые и не допустимые значения переменной,...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся со словами вежливости, слова приветствия, прощания, благодарности
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрофессиональная культура общения
Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconТема научно-исследовательского проекта
Речевые формулы вежливости в русском и английском языках: понятие, виды, коммуникативная роль (на примере анализа формул приветствия,...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconЛексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПроект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск