Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова»





НазваниеПроект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова»
Дата публикации06.10.2014
Размер23.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МОУ Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева, Новосибирск, 2005

Проект «Фразеологизмы или попади в цель»
Вводный урок «В гостях у слова».
Цели: 1. Познакомить детей с понятиями «Фразеология» и «Этимология»

2. Учить правильному употреблению в речи фразеологических оборотов

3. Побудить интерес детей к изучению происхождения фразеологизмов

4. Научить детей пользоваться словарём Фразеологизмов

5. Обогатить словарный запас детей

6. Воспитывать интерес детей к родному языку в целом и исследовательской

деятельности в частности.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла?

Поиском ответов на эти вопросы занимаются ЭТИМОЛОГИЯ (в переводе с греческого- наука о значении и происхождении слов) и ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово- хромая речь», гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Как этого добиться? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. И помогут вам в этом этимология и фразеология – две волшебницы, владеющие несметными сокровищами и щедро одаривающие ими каждого, кто захочет посетить их блистающие чертоги.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («Много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconСамоанализ Общие сведения: Школа
Обучающая: ознакомить учащихся с понятием «Фразеологизмы», как устойчивые сочетания слов,научить узнавать в речи фразеологизмы, выяснить,...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconПлан Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,...

Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок-лекция. Тема урока: Фразеология русского языка
Цели: систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке, формировать умения различать фразеологизмы по...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconКраткое содержание проекта Проект «Упрямые слова»
Проект «Упрямые слова» предполагает исследование категории рода. В ходе работы учащиеся ответят на вопросы: «Все ли существительные...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconТема: Вводный урок «Орфограммы в окончаниях слов»
Цель: используя коллективные, групповые, индивидуальные формы работы, обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные ими...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок 11 Послушание родителям
Это может быть слово вера или слушаться. Кто-то может сказать Бог или Иисус. Любое из этих слов подходит. Скажите детям, что Божьи...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconУрок по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»...
...
Проект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова» iconГ. К. Андерсена «Снежная королева». В гостях у великого сказочника. 5 класс Тип урок
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск